Найти тему
Журнал «Баку»

Первый киносеанс в Баку: страсть и пожар

Человек, которому азербайджанский кинематограф обязан датой своего рождения, родился в городе Славянске Изюмского района Харьковской губернии. Звали его Александр Михайлович Мишон.

В 1870 году на Соборной площади Славянска появилось модное заведение «Фотография господина Мишона». Хозяин фотосалона, отец будущего пионера азербайджанского кинематографа, беглый крестьянин и прирожденный авантюрист Михаил Мишон долгое время жил с поддельными документами на имя Игнатия Березовского. Семейная легенда гласит, что заморскую фамилию Мишон он получил от матери – гувернантки, вывезенной из Франции в эпоху наполеоновских войн.

Александр Михайлович унаследовал от отца не только профессию фотографа и инженерные способности, но и страсть к разного рода приключениям. Уже в возрасте 19 лет Александр Мишон попытался завести на родине типографию и издавать собственную газету. Не получив дозволения цензурного ведомства, он открыл в Харькове фотоателье, но дело не заладилось.

После долгого путешествия по Индии и Персии Мишон в 1885 году обосновывается в Баку. Чем был обусловлен выбор нового места жительства, неизвестно, но страстная натура фотографа удивительным образом совпала с духом времени. Баку в тот момент переживал эпоху технической революции. И Мишон стал, пожалуй, одним из главных ее бытописателей.

Сперва он был вынужден торговать фотопринадлежностями, устроившись на работу в фирму «Покорный». Фотографией продолжал заниматься в свободное время: его «Новые виды и типы г. Баку» продавались в те годы по 75 копеек за экземпляр в центре города на Михайловской улице. Имя Мишона постепенно становится известным, а работы – популярными, и в 1887 году, получив разрешение губернатора, он открывает фотографическую студию на Торговой улице. Здесь же функционирует специальная контора «Ландшафтная фотография», где принимаются заказы на снимки заводов, промыслов и архитектурных зданий.

Спустя три года Александр Михайлович привез на выставку в Петербург впечатлившие своими размерами панорамные фотографии Баку и был отмечен бронзовой медалью «За увеличение снимков».

Баку. 1876 г.
Баку. 1876 г.

В архивах бакинского фотографического кружка сохранилась заметка, датированная 1895 годом: «24 и 27 ноября читались лекции г. А. М. Мишоном по истории фотографии, привлекшие, несмотря на дурную погоду, много слушателей». Спустя год он становится председателем кружка и занимается открытием и оборудованием Бакинского фотографического общества – «в доме Багирова, у Багировского сквера».

В 1896 году Мишон готовит в Баку масштабную фотовыставку, где планирует представить работы всех членов фотокружка. Тогда же он заявляет о своем новом увлечении – «кинематографе» братьев Люмьер, называя его «последним достижением в области фотографии» (в этом наивном определении много правды: первые однокадровые люмьеровские фильмы действительно походили на ожившие фотоснимки). Диковинное французское изобретение демонстрировали бакинской публике в рамках фотографической экспозиции в течение трех недель.

Александр Михайлович был человеком импульсивным и увлекающимся, к тому же имел очевидный технический талант и страстно интересовался новыми прогрессивными игрушками (к примеру, открыл в Баку первую на Кавказе лабораторию по производству броможелатинных пластинок и, экспериментируя с «фотохимическим действием лучей», делал снимки, напоминающие рентгеновские). В люмьеровский аппарат Мишон влюбился моментально и принялся его активно пропагандировать. В архивах Тбилисского музея фотографии хранится отчетный документ: «В воскресенье в одном из Верийских садов члены Тифлисского общества фотографов-любителей устроили маевку, в программу которой входило испытание недавно полученного аппарата новейшей конструкции. После съемки некоторых видов и групп последовал обед. Вечером в помещении общества был выслушан доклад секретаря Бакинского фотографического общества А. М. Мишона об историческом ходе развития общества».

Люмьеровский «кинематограф» (так, собственно, назывался первый аппарат) Мишон освоил в его усовершенствованном варианте, ознакомившись с модификациями инженера Карпантье. Люмьеры снимали свои первые документальные фильмы в условиях бытовых и практически домашних: рабочие выходили через ворота принадлежавшей братьям фабрики, что позволяло сделать некоторое количество дублей. Обученные ими операторы снимали привычные городские сценки. Сперва Мишон постарался ухватить содержательную и техническую суть нового изобретения, для чего не постеснялся снять первый в истории ремейк, воспроизведя в бакинских реалиях сюжет «Прибытия поезда» (мишоновский фильм называется «Поезд прибывает на железнодорожную станцию»). В мае 1898 года он снимает еще несколько фильмов – с очевидной оглядкой на популярные люмьеровские истории: «Народное гуляние в городском саду», «Проводы Его Высочества эмира Бухарского на пароходе «Великий князь Алексей», «Утро на Базарной улице».

Мишон, быстро ухватив аттракционный характер нового изобретения, замахнулся на величественное зрелище. Если уж фильм длится около минуты (по факту выходило еще короче из-за технического брака), то он должен поразить зрителя своей визуальной составляющей. Александр Михайлович любил Баку и очень тонко проник в самую суть городского колорита. Ему Баку был дорог не восточной экзотикой (на что делали акцент многие), а теми возможностями, которые этот город дарил многим людям, в том числе ему. А эта щедрость была в тот момент связана с внутренним ростом – с морем, нефтью, урбанизмом. Уже в первых фильмах Мишон угадал темы, которые многие годы спустя будут доминировать в азербайджанском кино: полная суровой романтики жизнь нефтяных промыслов, ужас и восхищение человека перед стихией.

Снятые Александром Мишоном короткометражки «Пожар нефтяного фонтана на промысле в Биби-Эйбате» и «Нефтяной фонтан в Балаханах» – пожалуй, самые зрелищные и эпичные картины из всех, которые были сделаны люмьеровским «кинематографом».

Утром 1 августа 1898-го в газете «Каспий» было опубликовано небольшое объявление: «В воскресенье, 2 августа 1898 года в театре-цирке В. И. Васильева-Вятского фотограф А. М. Мишон, снимающий коллекцию оживленных фотографий Средней Азии и Кавказа для предстоящей Всемирной выставки в Париже, будет демонстрировать только один раз усовершенствованный «кинематограф» братьев Люмьер, построенный инженером J. Carpentier».

Скромное содержание объявления не соответствовало масштабу события: Александр Мишон своими «оживленными фотографиями» покорил сперва избалованную бакинскую публику, а спустя год заслужил аплодисменты у посетителей парижской выставки.

Прошло больше века, прежде чем день показа сборника фильмов Александра Мишона в цирке Васильева указом Президента Азербайджана Гейдара Алиева был объявлен ежегодным праздником – Днем национального кино.

P.S. Спустя десять лет после показа Александр Мишон покинул Баку, а вскоре распрощался и с фотографией. Весь свой талант и страсть он вложил в новый проект – русскую революцию. Умер он, как и положено авантюристам, случайной смертью – был избит путевыми грабителями в поезде: он направлялся в Москву в должности председателя Ревтрибунала.

Еще к 125-летию азербайджанского кино:

125 лет азербайджанскому кино: основные вехи истории

Первый азербайджанский звуковой фильм: шум моря

Бакинский детектив режиссера Александрова: забытые сказки

От комедий к психодраме: психологический перелом в азербайджанском кино

Текст: Наталия Бабинцева

Фото: Госфильмофонд Азербайджана

https://baku-media.ru