Найти тему
Короткие рассказы

Эдуард Бредун: талантливый, самобытный актер или «Эдик, муж Извицкой», сгубивший ее

"Как актер, он может и не плохой (хотя и в этом есть сомнения), а вот как человек- поганенький". "Актер со страшной репутацией человека, сгубившего актрису мирового уровня", - пишут в одних комментариях. "Эдуард Бредун актёр безусловно одарённый - играл легко, точно! "Актер был талантливый, самобытный", - в других. Но каких либо положительных отзывов от коллег тоже не нашлось. Каким же был Эдуард Бредун?

Эдуард Бредун в молодости
Эдуард Бредун в молодости

Эдуард Бредун - это еще один забытый советский актер, проживший всего 49 лет. Заявка в начале карьеры была мощная, но конец - короткий и бесславный. В его фильмографии три десятка ролей в кино, в том числе главные, четыре работы у Л. Гайдая. А помнят зрители Бредуна в основном по двум небольшим ролям в фильмах: "Иван Васильевич меняет профессию" и Паше Эмильевичу из "12 стульев", к которому обращена фраза Бендера-Гомиашвили: «Ну, ты, жертва аборта!..».

Эдуард Александрович Бредун родился в 1934 году в семье военного. В школьные годы он посещал драмкружок, но как все мальчишки его поколения Эдик мечтал стать военным, и мечта его осуществилась.
Он поступил в Тамбовское суворовское военное училище, но закончить ему его не удалось по состоянию здоровья. Семнадцатилетнего парня комиссовали, он получил аттестат о средней школы и сразу же поступил во ВГИК в мастерскую Ю.Я. Райзмана.

В кино Эдуард дебютировал в 1955 году в фильме «Зелёный дол», а первая его значимая работа - роль Геньки Монеткина в фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон".

Кадр из фильма «Первый эшелон" (1955)
Кадр из фильма «Первый эшелон" (1955)

Первоначально режиссеры видели его как социального героя - этакого рабочего парня с окраины. Так в 1958 году Бредун сыграл главные роли в фильмах на тему установления советской власти - «День первый» Фридриха Эрмлера и «Ветер» Алова и Наумова. В этих ролях у актера еще "мягкий взгляд и мягкая улыбка".

Кадр из фильма «Ветер» (1958)
Кадр из фильма «Ветер» (1958)

Однако роль Мити Неверова, запутавшегося в связях с бандитами молодца в детективе «Дело «пестрых», предопределила амплуа Бредуна. С его брутальной фактурой режиссеры стали снимать актера в отрицательных ролях: в фильме «Любовью надо дорожить» (1959) его герой предавал любимую; в детективе «Цепная реакция» (1962) решившего завязать карманника; «Коллеги» (1963) отморозка Бугрова, одетого в великолепную шубу и обутого в роскошные бурки.

Кадр из фильма «Дело «пестрых»
Кадр из фильма «Дело «пестрых»
 Кадр из фильма «Коллеги»
Кадр из фильма «Коллеги»

Еще была роль Лукашки Гаврилова в фильме "Казаки" (1961) и Траяна в "Армагеддоне" (1962).

Кадр из фильма "Казаки" (1961)
Кадр из фильма "Казаки" (1961)
Кадр из фильма "Армагеддон" (1962)
Кадр из фильма "Армагеддон" (1962)
Кадр из фильма "Армагеддон" (1962)
Кадр из фильма "Армагеддон" (1962)

Личная жизнь

Женой актера была Изольда Извицкая - талантливая актриса, известная на весь Союз благодаря киноленте «Сорок первый». Фильм получил международное признание, а актриса Извицкая стала настоящей кинозвездой.

Эдуард Бредун и Изольда Извицкая
Эдуард Бредун и Изольда Извицкая

Они познакомились на съемках фильма Михаила Калатозова «Первый эшелон» (1955), в котором она исполнила роль Анны, а Эдуард снимался в эпизодической роли. Изольда в то время жила гражданским браком с Раднэром Муратовым (Василий Алибабаевич в «Джентльменах удачи»). Между Изольдой и Эдуардом в одно мгновение вспыхнула страсть , вскоре влюбленные актеры решились узаконить отношения и зарегистрировать официальный брак.

Когда Борису Бибикову, обожавшему студентку Извицкую, сообщили о ее свадьбе с Бредуном, педагог опустил голову, закрыл ладонями лицо и вымолвил: «Какая страшная фамилия!..».

Уже через некоторое время Изольда сообщила в письме подруге: «Извицкая - идиотка. Вышла замуж. Да-да. Это реальное дело. Факт в паспорте. Но ты не огорчайся, мой котёнок. Она, эта дрянная девчонка, которая называется актрисой, всё такой же баламут и ничего не понимает в жизни. Она каждый день ссорится со своим мужем по поводу: кто глава семейства. Так ещё и не выяснили»...

То есть с первых дней медового месяца между молодыми разгорелась борьба - кто круче, да и в дальнейшем по-настоящему счастливую семью им создать не удалось.

В творческих семьях к конфликтам по бытовым вопросам примешивается еще профессия. В 1956 Изольда получила роль Марютки в экранизации «Сорок первый». Уже на съемках легендарного фильма проявилась нервозность молодой актрисы. Григорий Чухрай, видя тоску Изольды, вызвал на съёмки Бредуна и даже дал ему маленькую роль казака. В какой-то степени и это тоже повлияло на то, что роль Марютки она сыграла блестяще.

Кадр из фильма «Сорок первый".
Кадр из фильма «Сорок первый".

После «Сорок первого" Изольда стала ездить по миру и встречаться со зрителями. Все это придавало ей уверенности в профессии. И Бредун стал ревновать и откровенно завидовать успехам своей супруги. Тогда и началось его пристрастие к зеленому змию. Коллеги говорили, якобы его "бесило, когда в мосфильмовских коридорах его аттестовали «Эдиком, мужем Извицкой». Дарования Бредуна были менее яркими, чем потенциал его жены, и завидуя популярности жены и, желая опустить ее до своего уровня, приучил ее к спиртному. К слову, первый в жизни бокал шампанского Изольда выпила на свадьбе, когда ей было 23.

Бредун был антипатичен многим коллегам. Так, режиссер Сергей Колосов, снимавший Извицкую в фильме «Вызываем огонь на себя», рассказывал: «Порой на съёмках Изольда была недостаточно собранна, плохо выглядела, чувствовалось, что она ведёт безалаберную семейную жизнь с Бредуном, который был мне антипатичен».

Спустя многие годы коллеги Извицкой станут открыто рассказывать о ее душевном недуге, передавшемся ей по наследству, этим недугом страдал ее брат Евгений. Возможно, именно поэтому она не решилась на беременность. Алкоголь, наложившийся на болезнь только усугубил ситуацию. А женский алкоголизм в разы опаснее мужского. Потом и сам Бредун и в Театре-студии Киноактера, где работали супруги, Изольде советовали обратиться к наркологу. Но она отказывалась.

Эдуард Бредун и Изольда Извицкая
Эдуард Бредун и Изольда Извицкая

Изольда Извицкая очень любила своего мужа. Когда муж уезжал на гастроли или на длительные съемки, и она оказывалась в одиночестве, то это состояние ее буквально изматывало. И справиться с ним помогал только алкоголь.

Неуспехи в карьере - ему по-прежнему предлагали в основном маленькие невыразительные роли, болезнь жены, отсутствие детей Бредун заливал водкой. Они прожили с Изольдой вместе 16 лет. Но однажды, отметив новый 1971 год, после очередной попойки с женой Бредун собрал вещи и ушел ее подруге. Кинотусовку особенно возмутил факт, что новой избранницей актера стала продавщица ковров. По тогдашним понятиям человек малодуховный, но денежный. Возможно Эдуард надеялся еще что-то исправить в своей жизни.

А меньше чем через 2 месяца актера попросили открыть своим ключом квартиру бывшей жены, которая уже несколько дней не подходила к телефону и не реагировала на входной звонок. Он проникнул в запертую квартиру с помощью взломанной слесарями двери. 38-летняя Изольда лежала на полу. Холодильник был пуст. А на столе одиноко торчал на вилке кусочек засохшего хлеба… Талантливая красавица Изольда Извицкая умерла от истощения и алкоголизма 1 марта 1971 года, пролежав на полу двое суток. Уход мужа стал для нее, человека с психическим расстройством, страшным ударом.

По свидетельству очевидцев на похоронах Изольды, когда мерзлые камни земли полетели на крышку гроба, пьяный Бредун устроил крик: «Бросайте камни аккуратно, аккуратно, ведь ей же больно...»

В начале 1970-ых Бредун сыграл небольшие роли в фильмах Гайдая, мелькнул в «Инкогнито из Петербурга». Пить он не перестал, его практически перестали приглашать на съемки, да еще и уволили из Театра-студии Киноактера. В 1983 Бредун устроился на киностудию ассистентом режиссера. Вторая жена от него ушла.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Последние годы у Бредуна не было ни работы, ни денег. Его тело, как и тело Изольды, нашли только через пару дней. Актер ушел из жизни в полнейшем одиночестве 18 июня 1984 года. У него не осталось ни денег, ни друзей, ни ролей.

Автору всегда важно ваше мнение о прочитанной публикации, поэтому оставляйте свои комментарии под статьей. До новых встреч!