Чтобы подтолкнуть людей к открытой дискуссии, можно использовать разные подходы и приемы:
- Справедливое распределение «эфирного времени» между собравшимися.
- Голосования и анонимные онлайн-опросы с последующим обсуждением результатов.
- Предусмотренное время на обдумывание (минуты тишины, чтобы каждый мог сформулировать собственное мнение).
- Предложение быстро записать идеи, пришедшие в голову, и озвучить их.
- Предложение прочесть информацию «про себя». Это помогает понять собственное отношение к вопросу.
Часто руководителям трудно даются два навыка в области фасилитации – разговорить сотрудников и повернуть дискуссию в конструктивное направление.
Если вы стали на путь совершенствования, относитесь к этому процессу как в непрерывному. Есть куда расти даже у тех менеджеров, которые хорошо освоили навыки фасилитации и проведения совещаний. Не останавливайтесь на достигнутом. Применяйте полезные техники, оттачивайте мастерство и обращайтесь к коллегам за оценкой. Вы удивитесь, насколько полезным окажется собирать обратную связь от коллег. Они дадут оценку вашим усилиям и всегда смогут подсказать новые зоны роста. Появятся новые идеи – сократить время, заострить дискуссии, поработать над фокусом.
К такому подходу компаниям нужно созреть, зато там, где подобные изменения происходят, сотрудники начинают делиться полезными идеями, даже не относящимися к совещаниям. Меняется культура.