Нюрнбергские мейстерзингеры... О "месяце Вагнера", посвященном 210 летию со дня рождения Вагнера, Мариинка оповестила своих верных поклонников заранее по электронной почте. И, конечно, планируя поездку в Питер, я не мог не запланировать посещение такой премьеры. Новой постановке «Нюрнбергских мейстерзингеров» в Мариинском театре предшествовали ее концертные исполнения. Первое из них состоялось 5 марта 2021 года еще во время пандемии. Мариинский театр в период самоизоляции не терял время... Партию Ганса Сакса спел Михаил Петренко, Евы Погнер – Ирина Чурилова, Вальтера фон Штольцинга – Сергей Скороходов. Дирижировал Валерий Гергиев. В общем, "Вагнериана Гергиева" продолжается.
Известно, что на премьере этой оперы в свое время был Людвиг Баварский. Он думал, что получит еще одну эпическую оперу, а получил романтическую историю с элементами аллегории на мир, а также с хэппи-эндом, как скажут сегодня. В нашей стране в Мариинке эта постановка оперы третья. Предыдущие варианты были на русском языке. Эта версия была на языке оригинала, на немецком, с русскими и английскими субтитрами. Периодически в этой статье Вы сможете увидеть материалы из прошлых постановок Мариинского тетра.
Надо сказать, что это был последний день премьеры. В театрах, как Вы знаете, несколько первых показов называются премьерными. Пройдя контроль, я столкнулся с тем, что "волшебный аппарат" не "читает" мой билет! Вариант найти мой билет по номеру заказа видимо в Мариинке не работает... Они заставили меня искать мой билет на почте в варианте ПДФ... Пришлось понервничать... Но вот, пять минут спустя и после появления новых седых волос, я все же внутри.
Партер был полон, однако, на балконе и ярусе были свободные места. Я, купив места на 2й ряд правой части партера, предвкушал чудесный вид на сцену. Но меня ждал неприятный сюрприз. Дополнительные ряды А, В и С!
Оркестровая яма волшебно уменьшилась благодаря современному, легко трансформируемому залу и они появились! Это печально. Покупая билеты на сайте Вы, к сожалению, не увидите этих дополнительных рядов на схеме зала. При покупке билетов в кассе Вам, конечно, про эти ряды не скажут, но если вы спросите про них (не появятся ли перед вами дополнительных три а,в и с рядов), то Вам скажут, будут они или нет... Вот такая особенность, поэтому будьте внимательны при покупке. Но я не терял надежды на прекрасное представление, ведь новый зал Мариинка -2 отличается тем, что вам слышно и хорошо видно с любого места в зале. Во время представления не фотографировал, фотографии делал во время финального выхода, поэтому немного не соответствуют тексту. И, конечно, самые красивые фотографии взяты с официального сайта Мариинского театра www.mariinsky.ru
Первое действие предварялось весьма длительной увертюрой. Но очень красивой. Так что, ничего. И вот, не заметив куда делся известный занавес с пером, (он как будто растворился, наверное, проекция была) нашему взору открылась огромная готическая церковь с высокими сводами и витражом на заднем плане. Невероятно реалистичные декорации....
Дело, как Вы поняли, происходит в немецком городе Нюрнберге. Вот гравюра с его изображением. Она будет украшать начало третьего действия.
По центру - большое белое дерево без листьев за оградой, сложенной из высоких готических стульев. Спинки белых стульев тоже были похожи на арки церкви. Их, кстати, периодически во время спектакля участники действа будут подкрашивать... Задний фон - готические витражи церкви, сделанные в виде проекции. Мы наблюдаем действие как бы со спины, находясь, как и все, лицом к алтарю. Мы видим несколько молящихся фигур. Главных героев сразу видно. Их две женские фигуры ближе к нам на сцене. Поразительны костюмы. У дам классические старинные закрытые платья длиной в пол в темном цвете, а на головах немецкие прически. То волосы убраны в куль под жемчужную сетку, то собраны в замысловатые кудри...
У мужчин - расшитые штаны до колен, туфельки, рубашки и камзолы. Но их костюмы мы рассмотрим попозже. Слева на сцене появляется главный герой мужского пола. Это - Рыцарь. А у Рыцаря - еще и потрясающий плащ с перевязью, берет на голове, и шпага на поясе.
Итак, три героя - Ева с Кормилицей Магдаленой и Рыцарь. Влюбленная пара возникает на наших глазах, быстро, динамично, сразу по окончанию службы. Это Ева и Рыцарь. За девушкой бдит ее кормилица Магдалена (ее уменьшительно часто зовут Леной), правда, она радеет о счастье девушки и позволяет ей поговорить с рыцарем наедине. Использовались забавные уловки: ой, я забыла мой молитвенник, ой, я поищу вашу заколку и платок... Ясно, что рыцарь и девушка после дня знакомства влюблены друг в друга без памяти. Казалось, бы в наше время на этом история и закончилась. Занавес. Но мы в Германии четыреста лет тому назад. Поэтому, смотрим дальше.
Рыцарь узнает, что ее отец поставил условие замужества дочери: ее мужем будет лишь победитель конкурса среди мейстерзингеров. Кто они такие? Мейстерзингеры - певцы, которые поют сочиненные самими собой песни. А судят, насколько хороши новые песни, команда из 12 мастеров: башмачник, ткач, пекарь и представители другого ручного труда во главе с отцом девушки.
Среди них есть и писарь. Он - резко выделяется на фоне остальных, как "белая ворона". Он тоже жаждет руки Евы. После пылкого разговора девушки и рыцаря Магдалена просит своего возлюбленного Давида - подмастерье башмачника Ганса Сакса - помочь рыцарю и объяснить ему правила участия в конкурсе, ведь тот никогда не участвовал в подобном. Давид объяснил. Выяснилось, что победить в конкурсе с огромным сводом правил не так просто. Ведь почти вся братия судей конкурса - закоснели и строго консервативны в применении этих правил. Но рыцарь непреклонен, он будет участвовать в конкурсе ради любви.
Наступает репетиция-экзамен. Со своим жюри. Такой своеобразный отбор на конкурс. Неслепые прослушивания. Рыцарь от всей души поет свою песню о любви, природе, весне... Искренне, с чувством. Однако, есть проблема. Человек, что отмечает ошибки - "метчик" - это писарь, тот самый, который сам хочет жениться. Безусловно, он предвзят во мнении. Это замечает башмачник Ганс Сакс. Ему, в отличие от остальных, песня очень понравилась. Но другие остались непреклонны, ведь песня не подпадала под каноны правил местерзингеров. Это был провал. На сцене мы видим табличку, всю исписанную ошибками этого искреннего, но нарушающего правила певца. Интрига? Как назло - антракт....
Гулял по театру в антракте, пропустил третий звонок. Снимал для Вас короткие ролики про роскошные костюмы Мариинского театра, увлекся. Ролики периодически будут появляться на канале. В партер, естественно, меня не пустили, слушал второе действие с бельэтажа. Вежливо меня туда отправили. Места там были. Ничего не потерял. Итак, вторая часть.
Наступил вечер, даже почти ночь. Декорации - улица Нюрнберга с фонарями и домами. Напротив друг друга - дом Евы и дом башмачника.
Башмачник Ганс Сакс - вдовец, он с малых лет знает Еву и отечески ее опекает и любит. Появляется Ева и кормилица Магдалена, а также Давид, который ухаживает за Леной. Лена, узнав от него ,что рыцарь провалился, отвергает его цветы и ухаживания. Тот уязвлен и уходит... Отец зовет Еву домой.
Ева в печали от полученной новости, она предчувствует, что в конкурсе рыцарь не победит. Она решает пойти к другу, к башмачнику. Она говорит ему, что не против, если он победил бы в конкурсе. Ведь он сам - вдовец и значит может участвовать в состязании певцов. Но тот, несмотря на светлые чувства к девушке, отказывается. Называет ее "безумное дитя"... Ганс порицает рыцаря, чтобы вызвать Еву на откровенный разговор и понимает, что та любит рыцаря. Башмачник решает помочь влюбленным. Ева уходит к себе и встречает у порога своего дома рыцаря. Она признается ему в любви. Влюбленные безутешны, так как думают, что их судьба предрешена, и решают сбежать. Девушка переоделась в одежду кормилицы. При этом у башмачника ушки тут как тут. На улице становится неспокойно...
Появляются двое мужчин с музыкальным инструментом, похожим на ситар. Один из них - писарь. Влюблённые затаились под кустами сирени и надеются, что те споют и уйдут. На балконе появляется Магдалена, переодетая в чудесное платье Евы. Ей писарь, не зная, что это не Ева, дарит цветы. Не спится ни башмачнику, ни этим музыкантам, ни влюбленным. Партия для пятерых. Про чудный сон. Но влюблённые поют из-за дерева. А Ганс работает над обувью прямо на улице. Он узнал писаря, а писарь - его. Из дверей к башмачнику направляется знатный мужчина-писарь. Дама на балконе в это время скучает, облокотившись на перила, пока мужики разбираются. Знатный мужчина собирается петь для дамы, а сапожник чинит тому башмаками, ведь завтра у того важный день. Башмачник говорит, что будет учиться у писаря мастерству "метчика", то есть находить ошибки в песне, только делать он это будет сегодня не мелом на доске, а ударами молотка, создавая обувь. Песня про бойкий и пылкий пыл и завоевание руки дамы явно не удаётся под удары молотка сапожника....
В зале явное оживление. Этот эпизод немецкого юмора принят очень тепло зрителем.
Сапожник довёл своим молотком пылкого "гитариста", что чуть не получил по голове инструментом. А, рядом молодой юноша, помогает играть на этом струнном инструменте. Он же, кстати говоря, закидывал на балкон девушки цветы: со второй попытки ему это удалось. Дальше они будят весь город. Танцы в ночных рубашках с подушками вокруг поющего на стуле посреди улицы влюблённого - ожидаемая сцена для глубокой ночи. Разойдитесь... Поколотим... Так кратко можно описать следующий эпизод.
Большая потасовка. Ведь приходит Давид, который в порыве ревности думает, что писарь поет для Магдалены. Певец оказывается сам связан простынями. А ведь часы пробили только одиннадцать! Все расходятся. Тишину только символически нарушает удивительно глубокий голос ночного стража, бродящего по городу... Антракт тридцать минут.
Ночь. Полумрак. Проекция немного оживших в три-Д гравюр Дюрера. Сцена на две трети закрыта проекционным экраном. Комната. Человек за столом. Башмачник Ганс. Он листает альбом. Мы тоже начинаем размышлять о бренности всего живого на земле.... Музыка располагает. Тем более моя любимая гравюра "Четыре всадника Апокалипсиса" промелькнула.
Входит Давид. Он поёт про Лену, которая подарила ему немного лент к празднику. А еще она - такая внимательная, кормит его вкусностями, когда он голоден... Любовь... Давид её любит, она, похоже - тоже. Уходит. Ария Башмачника. И вот настает Иванов день.
Входит Рыцарь. Он рассказывает, как хорошо он поспал. Про чудесный сон. Сон такой, что и не рассказать, а даже помыслить о таком нельзя. Мне тоже стало интересно. Но этот момент опустили авторы. Башмачник лишь сообщил, что из такого сна можно сделать прекрасную песню.
Башмачник вернулся к началу истории. Про ту песню, которая напугала судей. Она была чиста, от самого сердца. И решает помочь рыцарю подготовить на конкурс чудесную песню. Песню, наполненную блаженством первой любви. Надеждами, чередующимися с семейными радостями. Но для победы нужна не только песня, но и знать и соблюдать правила. Правила создавали мастера в великой нужде. Правда, их весна давно уже миновала. Но нужно заняться песней. Перо. Чернила. Бумага. Парадокс. Они поют, как будут сочинять песню. Поэзия и грёзы становятся их лучшими соавторами. И, конечно, утренний сон. Пронизанный утренним солнечным светом сад приглашает рыцаря. Он представляет вознесшееся в райском саду дерево своей будущей женой. Она манит его своим взглядом и станом. И вот время припева. Про ребёнка счастливых родителей. Ведь "ребенок" это припев, а "родители" - это куплет. Но мелодия, по мнению сапожника, "не цепляет". Озаряет вечернее небо розовый закат... У него непреодолимое желание смотреть в её глаза. И как счастливо сияют звезды. И гроздья звёзд вместо плодов на лавровом дереве. Вторая строфа явно удалась. И мелодия сложилась. Сапожник тоже согласился. Песня, судя по всему, готова. Теперь пора в каморку приодеться. Уходят.
Неудачливый жених, который ночью пел серенады, появился в дверях. Намерения у него явно недобрые. Да и движения странные. На нём то ли рамка от золоченого зеркала, то ли лавровый венок (потом на всех судьях конкурса будут похожие). Сел на скамью. Пытается снять этот венок. По-моему он поддатый. И со здоровьем проблемы-держится за поясницу-его неплохо побили.
Он нашёл черновики с песней! Проходной двор какой-то... Но он решил, что участником конкурса будет башмачник. Ведь писарь узнал его почерк (башмачник записывал песню рыцаря на бумаге). Обвиняет его и называет пошлым затейщиком. Отчаянным плутом. С венком через плечо и в чужой частной собственности. И хоть он побит, раздавлен, но обещает всех поставить на место на конкурсе. Да и стихи у него теперь есть. Он, прямо таки окрылённый будущим успехом, продолжает свою партию, стоя на скамье. Раздоры, распри и ссоры с башмачником почти забыты. Ведь он знает, как силен Ганс в стихах и песнях. Вот в чем сила поэзии... Да и клятву он, конечно, возьмёт с башмачника об отказе от авторских прав на песню. Ганс клянется, что никогда не предъявит своих прав на эту песню и предупреждает писаря, что выучить и спеть такую песню будет нелегко. Тот на радостях торопится удалиться. Нужно успеть выучить песню. На всякий случай желает успехов Нюрнбергскому Башмачнику и удаляется.
В венке из цветов на голове и в жемчужном колье заходит Ева. Ее платье, расшито нежными цветами, и в волосах благоухает розовая роза. А ведь еще не рассвело. Она пришла за обувью. Кто рано встает, тому Бог дает... Башмак якобы давит ей на пальцы. Ставь ногу на скамью! Жмет где? Справа или слева? Спереди или сзади? Шов в башмаке? Входит Рыцарь. Наверное, неудобства с башмаком - лишь повод для встречи с Рыцарем в доме башмачника. Песня рыцаря про венок из мерцающих звёзд, про райское блаженство... И коротко рассказывает, вернее, поёт о своей песне для конкурса, совершенствуя её для любимой. А башмачник поёт про свою тяжёлую судьбу. Ева благодарит Башмачника за возвышенные, чудные мгновения своего пути, по которому вёл он её. Заходят Давид и Кормилица Лена. Давид в лентах. Лентами обвешивают Рыцаря и вручают в горшке маленькое дерево. Давид получает оплеуху от Башмачника. Это посвящение из подмастерьев в ученики. Я аж вздрогнул от неожиданности. Ария Евы, Рыцаря с лентами вокруг горшка с деревом. Это так проходит "крещение" новой чудесной песни рыцаря. Про благодатные сонные грезы и утренние зори. Про любовь. Про сладостное бремя на сердце. Про эту, счастливую как утренний сон, жизнь... И что эта песня зазвучит громко и удостоится высшей награды. А Рыцарь - её.... Окно открылось. Всё через него выходят на луг. Вся комната уплывает вниз. Эффектно. Смена декораций.
Заросшие развалины церкви. Как на лучших картинах немецких романтиков. Через окна пробивается утренний свет. Праздник Иванов день. По бокам - в народных светлых костюмах и с венками цветов на головах поют местные жители.
По очереди на сцене появляются представители рабочих важных профессий Нюрнберга. Сначала в центре - танцы с башмаками на длинных палках-рукоятках с венками на головах. Это о башмачниках. Затем в центре танец с... тестом. Это прославление труда пекарей. Потом - ткачих с коврами...
Танцы влюблённых пар. В классическом понимании. А Давид танцует с цветком в горшке. Над ним, естественно, всё шутят. Появляется Кормилица Лена, которая, наконец, к счастью, забирает у него горшок с деревом. Это маленькое дерево в конце посадят в этот старый огромный белый пень...
Торжественно вводят Еву и завозят дерево с разноцветными лентами. Танцы с цветочными гирляндами...Где же я такие видел? В Розовом павильоне в Павловском парке.
Готовятся к конкурсу. Заходят судьи. Тоже в белом и с цветами. Заходит Башмачник. Песня в его честь. А он в ответ поёт арию, что для него, Башмачника - слишком много чести. Он будет одним из судей? А конфликт интересов? Ведь на конкурсе будет песня к которой он сам приложил руку. Поёт про то, что может участвовать любой поэт... Кто чист душой и благороден. Напоминает наши российские конкурсы на госзакупки. Поют все великолепно, но победитель уже известен. Но поют все очень хорошо, от чистого сердца и правильные вещи. А потом получается всё так, как получается. Плохо и задорого. Но сейчас - про любовь.
Начинается состязание певцов.
Первым выходит Бекмессер - писарь. Стоит как приклеенный, но при этом пятки горят. Всё поют, что у него голос и место в городском совете. Он взбирается на белый пень. Поёт про то, что завтра он засияет розовым светом, выиграет и "растечется", а в саду "мерзко и мило", и что он "добывает свинцовый сок и тяжесть", идёт по висячей тропинке и висит на дереве. А пёс "трубил и сверкал глазами"... И ещё что-то про позорный столб. Он все перепутал. Это фиаско... Помните, как в некоторых фильмах типа " Брюс всемогущий" произошла подмена текста в телесуфлере? Это было смешно. Зал тоже оживился.
А что судьи? Будут ли расхваливать эту песню? Удивлены? Я - бы нисколько. Думал конкурс закончат, назвав "блатного" победителя. Хотя все местные жители по краям поляны смеются... Писарь в гневе. Ведь он взял "великолепную" песню у "самого Ганса"! Все в шоке. Ведь Ганс слывет непревзойденным певцом и мастером. Тот говорит, что никогда не был автором этой песни и зовет себе в свидетели автора - рыцаря.
Выходит Рыцарь. Песня его про самые заветные чаяния, про сад, про Еву, про ночь и сумерки со звёздами, про бегущие волны, про возвышенно-пленительные чувства, про сон поэта, про божественное великолепие, про его покоренное сердце, про солнечный день и про.... Певца-победителя! А он скромен! Действительно, никто не умеет так свататься, как он.
А это вдруг запела Ева. Рыцарь и Ева поют вместе на пне. Примите Рыцаря в Мастера! Поёт хор. Его принимают в гильдию Мастеров. Причем, сначала он отказывается, ведь ему достаточно лишь руки возлюбленной. Но Ганс Сакс ему тут же все объяснил. Уважайте Мастеров и почитайте их искусство! Только Мастера могут решать, кто достоин быть среди них и носить гордое имя Мастера! Дух и правдивость - основа немецкой силы и единства - поёт хор. И, конечно, почтение Мастеров. Хочется добавить, что именно Мастеров. Слава Гансу Саксу (именно с ним себя ассоциировал Вагнер...)! Ганс Сакс - сокровище Нюрнберга! И ни слова про эффективных менеджеров.
В белом пне вырезают место под новое деревцо, которое когда-то было в руках Рыцаря. Новая жизнь на остатках прошлого... И это молодое дерево теперь будет расти, радуя всех вокруг.
Это был прекрасно! Чудесная история, воплощающая победу чистых чувств, светлой любви, близости к природе, искренности и душевности! Спасибо за этот потрясающий вечер, Мариинский театр и прекрасный Санкт-Петербург!
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайк, подписывайтесь. Меня ваши лайки и подписки мотивируют писать лучше и больше). Ваш Алекс Маком! До встречи.