В прошлый раз мы говорили о теории соблазнения Фрейда и о том, что довольно скоро он ее изменил благодаря новому пониманию инфантильной сексуальности.
Мы подчеркнули, что обществу того времени с трудом давалось признание любовных переживаний и сексуальности у детей до пубертата. Наличие этих переживаний и позволяет Фрейду преодолеть теорию соблазнения. Он показывает, что воспоминания некоторых его пациентов могут оказаться ложными. А возникают они на основе переработанной детской фантазии о любовных отношениях. Разумеется, человек своему воспоминанию искренне верит и «помнит» по-настоящему. Психика преобразует инфантильное запретное желание «я хочу» в «другой хочет», маскирует его исполнение под что-то страшное, что-то, чего «я точно не хочу». Дело здесь не в том, чтобы оправдывать насилие над детьми. Фрейд подчеркивает, что в части случаев насилие наверняка действительно имело место. Но новый взгляд изменяет перспективу: на первый план встает психический мир человека, а не «реальность».
«Событие», которое попадает в фокус психоанализа, принадлежит реальности психической. Психоаналитик не поднимает архивы, не общается с родственниками, чтобы составить картину происшедшего. Он слушает речь самого человека о пережитом. Различать эти две реальности необходимо, т.к. зачастую, в важных для человека моментах, они находят мало общего.
Например. Девушка, которую все вокруг считают привлекательной, видит себя уродиной. Ей не важно, что там считают другие люди или как дело обстоит «на самом деле». Это восприятие своего образа – часть ее психической реальности, и, вероятно, эта часть такая неспроста. Не будет пользы, если психоаналитик присоединится к поклонникам и начнет убеждать пациентку в ее красоте. Вместо этого он «верит» в психическую реальность этого конкретного человека и помогает разобраться в том, как она устроена. Этот процесс неизбежно психическую реальность меняет.
Со случаями соблазнения так же. Было ли «на самом деле» травмирующее событие для психоаналитика не так важно. Он работает с психической реальностью как с единственной реальностью, даже если она звучит невероятно или неправдоподобно. Психическая реальность не всегда рациональная, не всегда связная, может быть противоречива, но эти противоречия и позволяют увидеть сложные для человека моменты его истории и найти новые, не травматичные способы с ними обращаться.
Наверное, самое удивительное в психической реальности то, что она имеет реальные эффекты. Можно иметь травму, связанную с домогательствами, которых не было. Можно считать себя уродиной, выигрывая конкурсы красоты. К "реальной" реальности если мы и имеем доступ, то только через линзу психической реальности.
Второй важный момент, к которому открывает путь инфантильная сексуальность – Эдипов комплекс. Он представляет собой нечто более сложное, чем «желание убить отца и переспать с матерью», как это обычно представляется. Но об этом в другой раз.