Найти тему
Записки плохого официанта

Олег Назаров о современных "гастрокритиках"

Пояснение для новых читающих: Олег Назаров - эксперт в области маркетинга ресторанов, профессиональный продвиженец ресторанов (что бы это ни значило), писатель-сатирик. В своё время выступал с каким-то Петросяном, а также, будучи в своё время продюсером на заре отечественного музыкального ТВ, рәхәтләнеп собирал деньги за ротацию клипов со всей российской эстрады (не платили двое: какая-то Пугачёва и какой-то Леонтьев).

Собственно, вот что он рассказывает о современных "гастрокритиках":

"Я могу сказать, что меня расстраивает немножко другое - то, что вот эти люди, которые называются "гастрокритиками", на самом деле они на третий месяц своей работы переходят куда-то в пиар. И вот они сами друг другом так переплетутся".

"Друг другом", так и сказал.

"Люди же, которые читают, они верят, что это, вот, реально независимые, они посмотрели фильм "Рататуй", а на самом деле все друг друга вот так вот пиарят. Вот эта известная история, когда в московский ресторан "Рассольников" пришла одна девушка - вот такая же, ресторанный критик: а давайте я буду вас пиарить?
Они говорят: да нет, не надо нас пиарить, у нас и так всё нормально.
Через 2 недели приходит другой "гастрокритик", который друг, и пишет разгромную статью, что там. значит, ужас, и рассольник был как помои, и вообще поносит всё, и так далее.
Они зовут меня, просто - посмотреть, оценить.
Я к ним прихожу - ну, может быть, не великая [кухня], но вполне нормальная, ну уж никак не помои.
И мне интересно было зайти на сайт издания, которое это опубликовало. Вот эта разгромная статья - и к ней 27 отзывов, вот, откликов. Вот как вы думаете, из 27 этих откликов - сколько было хороших, сколько плохих?
27 было положительных. Которые написали: вы чего, люди? вы оборзели? там всё так здорово и прекрасно. То есть, вот это типичный заказ. Заказ, потому что кому-то не дали заработать".

Это не только наша проблема. Эти "гастрокритики" достали всех и на загнивающем коллективном Западе. Знаете историю, как шеф-повар из Лос-Анджелеса Нил Фрейзер обманул группу гастрономических критиков, подав им еду, приготовленную из ингредиентов McDonald’s?

Натурально, Фрейзер подал обед из пяти блюд 40 кулинарным обозревателям, сообщив им, что используемые ингредиенты были "свежими", но "экспериментальными".

  • Так красиво завуалировал. Так можно и про замечательное кофе капучино с корицей погорячее сказать, дескать, тут всё свежее, но экспериментальное.

Ни у кого не возникало вопросов, как это нередко бывает, когда вас приглашают на бесплатный обед из пяти блюд от лучшего шеф-повара в городе. И вот после того, как был подан десерт, Фрейзер вышел и отчеканил: «Всем спасибо, что пришли. P.S. Это был McD’s».

"Мне в этом плане близок очень Костя Ивлев, который, когда открывал свой "Про мясо" ресторан, он прямо на входе - там по лестнице был вход - на стене опубликовал, просто выложил там 5 или 6 фотографий вот этих так называемых "гастрокритиков" - и написано: "Их не пускать сюда". Это он сделал на этом хайп, а во-вторых - это просто, ну, вот, приятно, вот, действительно, иметь возможность плюнуть в подлеца. Вот он это и сделал. И ещё хайп на этом словил, я сам сделал перепост его вот этого".

А история Гэри Ньюборо, владельца La Pizzeria Ristorante в Манчестере? Это было ещё в 2013-м. Он провёл VIP-открытие своего нового ресторана, пригласив 100 (сто, сотню) местных гурманов/критиков/обозревателей попробовать его «пиццу с духом/вкусом/спиритом Италии», кою он предлагал бесплатно.

Сообщается, что реакция жующей публики была положительной/благодарной/благосклонной, пока Ньюборо не раскрыл свой секрет: он подал замороженную пиццу, купленную в местном супермаркете.

И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, ну и что же было дальше?

А я вам отвечу - когда ему стали задавать вопросы, Гэри сказал:

"Мы просто хотели посмотреть, смогут ли они отличить свежеприготовленную пиццу от замороженной из магазина. Очевидно, люди не в состоянии ощутить разницу и были обмануты, потому что им она [замороженная пицца] понравилась".

Потом Гэри добавил:

"К сожалению, некоторые люди на презентации были немного рассержены, когда узнали, что мы подаём замороженную пиццу из супермаркета. Но они не жаловались на то, что выпили 36 бутылок игристого вина, которые я выложил".

Только так с ними, только так. Жаль, в гастрономической столице России ни у кого не хватает смелости и куража отчебучить хоть слабое подобие такой акции.

"Я говорю: банка даже не с пауками, а с молью. Ну бог с ними".