В этом году серия Kingdom пополнилась очередной игрой, на этот раз в другом сеттинге. Вместо средневекового королевства на островах — городские улицы Америки 80-х, появился сюжет и катсцены, а по сложности эта игра близка к казуальным.
Геймплей остался прежним: ваш герой может перемещаться вправо и влево по длинным двухмерным локациям, нанимать работников, собирать монеты и вкладывать их в развитие лагеря и строительство стен, которые защитят от ночных набегов жутких существ. Просто теперь вы играете не за короля на коне, а за подростка на велосипеде, в армию и строительство берут маленьких детей, баррикады возводятся из мусорных баков, дорожных знаков и прочих подручных вещей, которые лежат на улице, а вместо ферм — бассейны, пиццерии, кинотеатры и прочие виды бизнеса. Монстры при этом всё те же: жадные до денег и короны твари нескольких видов и размеров, выходящие по ночам из порталов.
Из нового — команда друзей, которую вы собираете по ходу прохождения: ещё трое ребят будут объезжать улицы вместе с вами, каждый — с уникальными способностями.
К основному лору сюжет этой части пришит белыми нитками, но играть всё равно интересно. А за счёт многочисленных отсылок к поп-культуре 80-х — ещё и довольно весело. Мне не нравятся отсылки в самостоятельных произведениях, они отвлекают от сюжета и постоянно напоминают о том, что это всего лишь игра от инфантильных разработчиков, которые не могут удержаться от кивка в сторону любимого фильма. Но Kingdom Eighties вся состоит из отсылок, она ради них и создавалась: это ода эстетике американских 80-х и в то же время добрый стёб. К примеру, команда друзей состоит из представителей всех рас (кроме европеоидной, заметьте), как в классических мультсериалах примерно тех времён, в роли механика выступает, конечно же, единственная девушка в команде, и кто, как не негр, будет у них самым умным. Небольшие локации просто напичканы символами того времени. К примеру, в одном из моих прохождений город сгенерился таким образом, что рядом с кинотеатром, где показывают «Лицо со шрамом», стоял Tech Noir, а ещё дальше — аркадный автомат из городской легенды. Это не сеттинг в духе 80-х, а настоящий музей знаковых вещей из того времени.
Несмотря на эту несерьёзность сеттинга, когда ребята объединяют усилия, начинаются эпичные моменты.
Благодаря команде друзей, а также наличию разных и часто неожиданных средств передвижения, ваша роль в обороне лагеря стала более активной по сравнению с предыдущими частями, вести бои здесь очень интересно.
Но эта часть слишком простая и короткая. По привычке я рассчитывала на сложное и долгое прохождение, так что очень удивилась, когда спустя три часа увидела концовку. Это были потрясающие три часа, так что на следующий день я выбрала уровень сложности «Запредельный» — и через три часа снова увидела концовку. Я даже не знаю, с какого этапа игра продолжается в случае проигрыша, потому что ни разу не проигрывала. Мне этого мало, хочется продолжать возводить стены, распределять монеты и любоваться на красивые многоплановые задники, но в игре больше нечего делать. Попробовать получить все ачивки, воспринимая их как игровые испытания? В моей версии ачивок нет. Но я смотрю на них в Стиме — они тоже простые, почти все условия я уже выполнила. Столько труда художник вложил в новые ассеты и локации — ради игры на один вечер?
Здесь даже других режимов нет — ни бесконечного, ни испытаний, как в Kingdom: Two Crowns. Многие также жалуются на отсутствие кооператива (правда, я не понимаю, как они себе его представляют), и уж точно в качестве следующего этапа развития серии напрашивается мультиплеер, где один игрок управляет королём, а другой — монстрами.
Рисовка в катсценах ужасная, дальше вступления вместо мультфильмов вообще показывают слайд-шоу с минимумом анимации, но больше мне ругать эту игру не за что.
О музыке хочу сказать отдельно.
Саундтрек в жанре синтвейв
Музыка отличная. То, то она совершенно не сочетается с происходящим, — не вина игры, за это надо благодарить сериал «Очень странные дела», который создал этот стиль: подростки 80-х борются с мистической жутью под синтвейв. В прошлом году вышла игра Unusual Findings на ту же тему, видела я и другие примеры, названия которых не могу вспомнить. В общем, эта странная эстетика людям зашла, и, возможно, сейчас мы наблюдаем зарождение нового жанра, как однажды популяризировались и выделились в поджанр литературы истории о попаданцах.
Я и синтвейв очень люблю, и мистическую жуть, и даже «Очень странные дела» смотрела с удовольствием, пока клюква не началась, но эти два элемента не сочетается. Не знаю, как другие для себя складывают это всё в единую атмосферу, если вообще складывают, — у меня не получается. Это как деревянный пол в ванной с мраморной отделкой. Или как конфета, состоящая из шоколада и густой карамели: фактически вы съедаете её компоненты по очереди, и в общую текстурно-вкусовую картину они не складываются.
По большей части синтвейв — это музыка будущего, причём такого, каким оно представлялось в прошлом. Идеальный пример сюжета для синтвейва — «Бегущий по лезвию». Он бы хорошо звучал и в «Дредде» 2012 года, в «Пятом элементе», в «Я, робот», в сюжетах о настоящем, но с технологиями будущего («Терминатор», «Робокоп», «Короткое замыкание»), в сюжетах с альтернативной антиутопической историей. Ну, и в псевдородных 80-х эта музыка звучит замечательно даже без фантастической составляющей: «Лицо со шрамом» 1983 года и вдохновлённая им GTA: Vice City, сериал «Полиция Майами», игра Hotline Miami.
Но не в хорроре же. Да ещё с такой смехотворной завязкой — какие-то существа украли из детского лагеря каноэ. Чувства и так смешанные, а тут ещё неуместный саундтрек подъехал.
Да, синтвейв бывает разный, и музыкальное сопровождение криминальной драмы о Майами 80-х не подойдёт футуристичной антиутопии о синтах. Есть в этом направлении и кое-что специально для хорроров, а именно — поджанр синтвейва дарксинт, элементы которого можно узнать, например, в саундтреке «Кошмара на улице Вязов» — серии фильмов ужасов из 80-х.
Но синтвейв из Kingdom Eighties — светлый, весёлый. В его YouTube-версии 40 композиций, и только в одной из них (Infested) я слышу намёк на дарксинт, остальные треки вызывают какие угодно чувства и эмоции, кроме напряжённости и тревоги: воодушевление, приятную печаль, ностальгию, предчувствие чего-то эпичного… Даже под трек The Cave, вроде как сопровождающий один из страшных поворотов сюжета, тянет танцевать под стробоскопами в клубе, а не прятаться под одеялом от жутких тварей (так же звучит Infested, если ускорить её в 1,75 раза, прямо саундтрек к «Дредду» получается).
Надеюсь, после моих слов ни у кого не останется сомнений, что у хоррора в декорациях 80-х должна быть другая музыка.
А это именно хоррор. Без скримеров и с постепенным нагнетанием жути.
Kingdom как хоррор
Немногие помнят, что изначально нутро у монстров из Kingdom и порталы были красного цвета. Видок создавался зловещий, и пусть это всего лишь игра, страшно было представить, что ночные чудища пробьют стены, напряжение стояло нешуточное. Летающие создания хватали длинными тощими руками ваших верных подданных, засовывали их между ошмётками своей алой плоти и улетали, унося через портал не известно куда.
Саундтрек предыдущих игр серии включает в себя очень неуютные композиции, которые тревожат, даже если непосредственно на экране ничего не происходит. Восходит кровавая луна, монарх отъезжает подальше от края королевства, чтобы не смотреть, как воины схлестнулись с монстрами, как стены постепенно осыпаются под ударами огромных тварей, а лучники отходят всё ближе к замку — и всё равно эти картины стоят перед глазами и в любой момент ожидаешь появления тварей на краю экрана. Но вот звенит колокол, мелодия сменяется на спокойный эмбиент или тягучую, кстати, синтезаторную композицию — и чувствуется такое облегчение! Но нельзя терять времени, нужно заново возводить разрушенные стены и восполнять потери в армии, ведь следующей ночью всё повторится.
В Kingdom Eighties всё иначе. Ожидание ночных атак пугает не так сильно за счёт несерьёзности сеттинга: летний лагерь, крошечные дети, подростки в модных кедах… Ясно же, что с ними ничего страшного не случится, никто не позволит выпустить такую игру. Вот её и сделали лёгкой. Опять же, музыка обещает, что всё будет хорошо, и развеивает последние страхи.
Кроме того, здесь слишком много игровых условностей, которые мешают погрузиться в игру. Во-первых, с чего это дети валят лес? Стрелков из рогатки, которые заменили лучников, ещё можно объяснить: это у скаутов такой кружок, а дети в касках — из кружка по труду, они умеют делать скворечники или, вот, мастерить баррикады. Но рубить деревья! Во-вторых, откуда берутся монеты? В средневековом сеттинге подданные платят королю налоги, а здесь что? Люди покинули улицы города, то есть продавать лимонад или вещи с чужой, между прочим, гаражной распродажи некому, а плата за игру в игровых автоматах, или катание на мини-аттракционе, или работа в пиццерии выглядит как обкрадывание соответствующих заведений. Ну а дети на службе подростков, если уж на то пошло, — это какая-то дедовщина. Словно малыши делают всё, что скажут «старшие ребята», лишь бы их не побили, родителей-то рядом нет. Этот момент коробил меня больше всего, особенно когда во время рейдов их приходилось бросать в лесу на произвол судьбы. Да и откуда там столько детей?..
Но увлекательный геймплей делает своё дело, и спустя какое-то время об этом уже не думаешь, все мысли занимает продумывание стратегии развития очередного лагеря. И вот тут-то на сцену выходят детали локаций.
Речь не только о том, что в каждой главе сюжета свои уникальные здания, но и о разной степени влияния на них зла. Поначалу всё почти нормально: подумаешь, пара сараев в какой-то фиолетовой слизи — да и та исчезает, стоит вложить первые деньги в лагерь. Позже оказывается, что несколько деревьев в лесу, да и те вдалеке, покрыты той же слизью, но и это не очень-то пугает. А потом присматриваешься к оленям, зайчикам, енотам и прочей живности и замечаешь, что фиолетовые вкрапления есть и на них. И чем дальше, тем хуже. Потусторонняя зараза поглотила почти весь город, и чем ближе вы к её источнику, тем хуже выглядят улицы и животные, от оленей мне реально было не по себе, дизайнер молодец. И под конец даже на очищенной вами местности вырастает фиолетовая трава — веет безнадёгой.
Представляю, как бы всё это выглядело в изначальном красном цвете, который и подразумевается вместо фиолетового. Хотя и без этого вспоминается фильм «Ловец снов», где лес и его обитатели также покрывались какой-то дрянью, причём как раз красной. Но там не помогли бы никакие подростки на великах и малыши-лесорубы, только сжигать всё к чертям.
Знаете, что было бы ещё хуже? Если бы в фиолетовый начали окрашиваться ваши подопечные с рогатками и топорами. Но это бы точно вызвало у части игроков ночные кошмары, так что этому не бывать. Хотя вот создатели Darkest Dungeon рискнули использовать подобный эффект, было страшно и очень эффектно.
Итог
Я люблю Kingdom, и эта игра меня не разочаровала, если не считать её ничтожную продолжительность. Она очень своеобразная, но такая же захватывающая, как её предшественницы. А саундтрек можно слушать отдельно.
Если вы интересуетесь синтвейвом, то вот внезапная рекомендация документального фильма The Rise of the Synths о появлении и развитии этого музыкального жанра.
P. S. Тест «Вышивка или синтвейв: чему принадлежит ваше сердце?»