Большинство моих личных и семейных поездок и походов были спонтанными. Тут уж ничего не поделаешь. Если я начинал что-то готовить загодя, то..., почти наверняка, какие-то неотложные дела или непреодолимые обстоятельства путали мои или наши планы. К счастью есть оговорка «почти». И данная поездка стала исключением, хотя мысли отправиться в Хакасию начали появляться недели за три до предполагаемого дня старта.
Несмотря на то, что Хакасия находится не очень далеко от моего дома, всего какая-то тысяча километров, попасть туда у меня всё как-то не получалось, и этой поездкой я хотел стереть ещё одно белое пятно на моей личной географической карте познания окружающего мира. Специальной подготовки не было как и доскональной проработки маршрута. Снаряжение тоже покупать не требовалось, всё уже давно имелось в наличие. Транспорт также не выбирался. Из имеющегося вопросов не задавал только престарелый Тойота Кариб 1994 года рождения. Немного поломал голову над вопросам КАК?? ехать. Простого пожирания километров по трассе М53 и далее, на знаменитое Саянское кольцо, не хотелось, а хотелось приключений. Удачно вспомнил о том, что когда-то собирал данные о двух «дорогах», одна Турочак — Таштагол (соединяющая горный Алтай с горной Шорией), другая Усть Кабырза — Верх Таштып (соединяющая Шорию с Хакасией). На момент сбора информации эти дороги дорогами были весьма условными, поскольку являлись разбитыми грунтовками, местами сдобренными щебнем, а то и вовсе вьючными тропами или заброшенными лесовозными дорогами. В тот момент меня это вполне устраивало, т. к. предполагалось идти пешком с тележкой, но не получилось... Теперь же предполагалось проехать на машине. Интернет по первому отрезку был однозначен — дорога есть, 90 км щебёнки среднего качества!!! Другими словами, пока я собирался идти с тележкой по "козьим тропам", бравые работники Дорстроя уже успели отгрейдировать и засыпать щебнем мою мечту))), что же касается второй дороги, то здесь интернет выдавал абсолютно противоречивую информацию. Вроде дорога есть, но не точно. Или можно проехать на легке за пару часов или только на гусеничном тракторе с поддержкой вертолетов))). Итак, за день до старта решено, едем на Горный Алтай и пытаемся проехать в Хакасию через Горную Шорию, а там как получится.
Воскресным утром укладываем в машину вещи, снарягу, детей и часов в десять выдвигаемся в сторону Новосибирска. Вообще путешествие с детьми имеет свои особенности. Нужно часто останавливаться, поскольку в тесной машине они быстро устают и начинается возня, плавно перерастающая в хаос и расшатанные родительские нервы. Поэтому раз в примерно в сто километров остановка, чтобы побегать и размяться. Ну и конечно вкусности должны поставляться практически бесперебойно.
До Новосибирска доезжаем довольно быстро, но далее, несмотря на то, что ехать по городу километров двадцать, приходиться убить несколько часов в пробках. Лето... Люди рвутся из города на пляжи и пикники. Наконец Новосибирск и Бердск остаются за кормой и можно двигаться с крейсерской скоростью в сторону Алтая. Задача на сегодня, доехать до традиционных мест первой ночёвки. Обычно при поездке на Алтай мы ночуем в лесополосах, не доезжая километров 50 - 70 до города Бийска. Барнаул проскочили стороной — прогулки по нему в этот раз не в наших планах. Часов в шесть вечера начинаем искать съезды, а в «особо перспективные» пробуем заезжать, но... или травостой по пояс или кровососы летают миллионными стаями или хороший твердый съезд за поворотом превращается в глубокую колею залитую водой или очень казалось бы привлекательное место на деле оказывается загаженным в прямом и переносном смыслах. Отметает варианты один за другим. Прошлогоднее место ночёвки оказывается занятым более скоростным экипажем. В мечтах ещё грезиться идеальное место с соснами, мелкой травкой и т. д., но мы это уже не раз проходили. Частенько такие поиски заканчиваются остановками по принципу - «лишь бы приземлиться». В результате находим более менее удобный и твердый съезд вдоль засеянного поля и проехав вдоль тополиной полосы останавливаемся в разрыве, метров триста от дороги. С дороги нас не видно, но эстетики в данном месте никакой. Однако выбирать не приходиться, мы и так уже практически в пригороде Биска. До него всего километров двадцать.
Разбиваем лагерь и готовим ужин под неумолкающий писк комаров и прочей мошкары.
После ужина убираем вещи и остатки еды (на всякий случай) и ложимся спать, кто в палатку, кто в машину.
Утро понедельника встретило хмарью. Ночью тоже часа полтора лил небольшой дождь, поэтому посещали мысли, - а сможем ли выехать, но... сначала завтрак, а потом уж ответы на все вопросы.
Кариб не подвёл и после завтрака и упаковки всех вещей уверенно вывез на дорогу. Далее по пути Бийск. В Бийск решили заехать, т. к. нужно дать детям возможность побегать, нужно докупить воды и продуктов. Кроме того в Карибе раньше не ночевали и после первой ночёвки бока жены запросили надувного матраса, поэтому в планах ещё визит в местный Спортмастер.
После прогулок и закупок выезжаем в сторону Горноалтайска. Дорога не длинная всего около ста километров. Через пару часов мы бросаем машину около торгового центра и идём гулять. Была мысль забраться на гору и мужская часть семьи в количестве четырёх человек была За!!!, но интересное положение жены это непробиваемый козырь и победив с разгромным счетом (одна против четверых) жена предложила посетить детскую площадку с видами горы))). Довольствуемся тем, что доступно. Хотя с верхней видовой площадки виды открываются замечательные.
Отдохнув, покидаем город и направляемся в Турочакский район.
Задача на сегодня доехать до базы отдыха Какаиха, недалеко от Артыбаша. В поездке прошлого года мы уже заезжали туда и от визита остались самые благоприятные впечатления. Около восьми часов вечера добираемся до базы. Первым делом разбивка лагеря и приготовление ужина, осмотр местных красот оставляем на утро. Некоторые волнительные моменты были связаны с только что купленным надувным матрасом, который упорно травил накачанный воздух. Уже начали в душЕ величать по матери Спортмастер, но всё-таки в конце концов выяснилось, что виноваты мои кривые руки и нежелание заглянуть в инструкцию, а с матрасом все нормально. В темноте заканчиваем все приготовления, ужинаем и разбредаемся по палаткам и машинам, тем более, что на свет, в предоставленной беседке, слетелся гнус, который пребольно кусал мой не слишком обременённый волосами затылок. К великой моей радости в палатку гнус не полез и ночь прошла замечательно. Спали как младенцы под убаюкивающий шум Бии на перекате.
На следующее утро сборы затянулись, т. к. занимались сушкой вещей и выпечкой блинов, не забывая между делом фотографировать окружающие красоты и территорию базы.
Стартуем уже ближе к часу дня. Нам нужно в Турочак, но сначала заезжаем в Артыбаш и показываем детям Телецкое озеро. С этого берега оно не такое внушительное
и поэтому вновь торжественно обещаю себе, приехать сюда специально, с моторной лодкой, и посвятить озеру отдельное путешествие. Получается в этот раз визит скорее для галочки, а нас ждёт дальнейший путь...
Конец первой части...
Читайте так же:
Если Вам понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить обновлений, делитесь статьей со своими друзьями в соц. сетях и конечно же комментируйте!