Предыдущая статья:
На Фотопленке 4 есть еще два, довольно странных, кадра (см. Фото 1), на которых заснята какая-то бабулька с девочкой на фоне деревянного дома.
Почему-то считается, что эти два кадра (как и кадр с Фотопленки 2 с Зиной, сидящей в какой-то комнате за столом) были сделаны кем-то из дятловцев в Серове, на их пути из Свердловска в Ивдель. Но вполне вероятно, что эти два кадра были сделаны во время все того же "агитпохода" в декабре 1958 года - когда группа студентов отправилась из Смолино в село Клевакино, где жила Зина Колмогорова, и на этих кадрах запечатлены какие-то родственницы Зины или просто ее соседки, жительницы села Клевакино.
Кроме того, на Фотопленке 6 (по нумерации https://dyatlovpass.com/trek-photos) есть еще один довольно странный кадр, на котором Золотарев тащит на плече какой-то мешок на фоне деревянных домов и забора (см. Фото 2 ниже). Считается, что этот кадр также был сделан в Серове.
По поводу этого кадра среди части дятловедов давно идут споры, и некоторые из них утверждают, что на этом кадре заметны следы фотомонтажа. В частности, совершенно непонятно, откуда там взялось черное размытое пятно за левым плечом Золотарева (см. Фото 3 ниже) - оно выглядит так, словно бы кто-то развел тушь пальцем. И вполне возможно, что в качестве "фона" на этом кадре также использовались какие-то кадры, сделанные в селе Клевакино во время этого "агитпохода".
Откуда Иванов взял эти фотопленки
Я не случайно так подробно остановился на анализе этих кадров из похода по Приполярному Уралу и из "агитпохода" 1958 года. Сделал я это, конечно, не только для того, чтобы прояснить некоторые моменты из жизни дятловцев (и вообще - студентов УПИ) до злополучного похода - я это сделал для того, чтобы понять, откуда и от кого Иванов мог получить фотопленки, кадры с которых он отпечатал на Фотопленке 2 и Фотопленке 4. И здесь возможны несколько вариантов.
Первый вариант. Эти фотопленки Иванов получил от чекистов, которые наведались в общежитие УПИ и изъяли из комнаты Игоря или Зины (или их обоих) несколько фотопленок с этими кадрами. Но, во-первых, на дворе был все-таки не 1937 год, чтобы чекисты вот так запросто могли вломиться в чью-либо комнату и забрать что им вздумается, - все это могло произойти только с соблюдением каких-то правил и процедур. Но ни в материалах уголовного дела, ни в воспоминаниях родственников или студентов УПИ нет никаких указаний на то, что чекисты что-то изымали из комнаты Игоря или Зины.
А во-вторых, на некоторых кадрах из "агитпохода" Игорь заснят издалека и как-то слишком мельком, из чего можно заключить, что эти кадры сделал кто-то другой, со своего фотоаппарата (а не с фотоаппарата Игоря по его просьбе). И поэтому данную версию следует признать маловероятной.
Второй вариант. Иванов получил фотопленки с этими кадрами от Масленникова, а тот - от кого-то из студентов УПИ, кто был как в походе по Приполярному Уралу в январе 1958 года, так и в "агитпоходе" в декабре 1958 года. Масленников возглавлял маршрутную комиссию Свердловской области, можно сказать, был "главным по туризму" в Свердловской области, и, естественно, он общался с туристами из разных ВУЗов - в том числе из УПИ, и он вполне мог получить фотопленки с этими кадрами у кого-то из них (а затем передать их Иванову).
В пользу этой версии, в частности, говорит тот факт, что в 1964 году Масленников издал книгу (в соавторстве с П.Истоминым и Р.Рубель) "Урал - туристская страна" (Средне-Уральское книжное издательство, 1964 год - см. Фото 4 - Фото 7 ниже).
Эта книга хорошо иллюстрирована фотографиями и картами, и в ней, среди прочего, рассказывается о походе группы Аксельрода по Приполярному Уралу 1958 года (в котором участвовал Игорь Дятлов) и приведено несколько фотографий, сделанных во время этого похода (см. Фото 8 ниже).
От кого мог Масленников получить эти фотографии из похода по Приполярному Уралу 1958 года? Известно, что в этом походе фотоаппараты были у Игоря Дятлова, у Петра Бартоломея и, скорее всего, также у Евгения Чубарева. От Дятлова эти фотопленки Масленников получить не мог. Остаются двое кандидатов - Бартоломей и Чубарев. И затем уже Масленников передал эти фотопленки Иванову, а тот отпечатал несколько кадров с этих фотопленок на свои Фотопленки 2 и 4.
Фотограф Евгений Чубарев
Однако я все же склоняюсь к третьей версии и полагаю, что эти фотопленки Иванов получил непосредственного от кого-то из студентов УПИ (без посредничества Масленникова). И получил он их от Евгения Чубарева.
Чубарев был в походе по Приполярному Уралу в январе 1958 года (см. Фото 9 ниже) и наверняка у него был фотоаппарат - он и вообще славился как хороший фотограф.
И при этом мы можем совершенно точно утверждать, что Чубарев был и в "агитпоходе" декабря 1958 года, причем со своим фотоаппаратом - есть несколько кадров с Фотопленки 2 и 4 из архива Иванова, где на кадрах, сделанных во время этого "агитпохода", запечатлен Чубарев (см. Фото 10 ниже).
На этом фото Чубарев выглядит как типичный "ботаник", но на самом деле он был парнем серьезным, деловым и весьма амбициозным, и Игорь Дятлов его высоко ценил как хорошего организатора и товарища по походам (Чубарев был с Игорем и в походе 1957 года по Северному Уралу). Более того, Чубарев в феврале 1959 года сам возглавлял туристическую группу, маршрут которой также проходил по Северному Уралу. Более того, Чубарев одно время собирался пойти с Дятловым и в этот злополучный поход (как и Владислав Биенко, которому Иванов отдал свою фотопленку для проявки и печати фотографий), но по каким-то причинам позднее отказался (возможно, именно из-за того, что хотел возглавить свою группу в походе февраля 1959 года). Из воспоминаний Владимира Шунина:
«Формировалась группа Дятлова: Коля Трегубов и Женя Чубарев – правая и левая руки Игоря. Коля – худощавый, строгий, всегда серьёзный парень, очень выносливый, хороший охотник, в походах всегда с одностволкой, не раз подкармливал нас то рябчиком, то глухарём. Женя Чубарев – тоже крепкий, молчаливый, фотограф и немного дрынкающий на гитаре».
Так вот, этого же Евгения Чубарева Иванов привлек к отпечатыванию фотографий дятловцев. Иванов пригласил Чубарева (а также Бориса Бычкова и Юру Юдина) в свою фотолабораторию при Свердловской прокураторе, дал им какую-то фотопленку из "похода дятловцев", отвел им специальное помещение, обеспечил их оборудованием, фотобумагой, проявителями-закрепителями и т.д. И тогда они за два дня отпечатали десятки фотографий, которые потом раздали родственникам дятловцев, студентам УПИ и в турсекцию УПИ.
Зачем Иванов это сделал? Как он сам объяснил им этот свой странный поступок? Студентам он сказал, что якобы какое-то начальство подумывает о том, чтобы начать продвигать версию, согласно которой дятловцы незадолго до "аварии" (до того, как выбежать из палатки) все напились и передрались. И поэтому очень важно - отпечатав эти фотографии из похода дятловцев - показать, что никаких конфликтов у них не было, и они все были дружные ребята. Вот такой благородный был следователь Иванов!
То, что такую версию (среди прочих) чекисты разрабатывали в качестве "рабочей" - в этом нет никаких сомнений (и поэтому они, в частности, положили в установленную ими палатку на склоне две фляжки со спиртом - хотя, как удалось выяснить позже, спирта у дятловцев не было). Да и сегодня некоторые прохвосты, связанные с чекистами, иногда пытаются продвигать эту версию. Почему дятловцы, якобы разрезав палатку изнутри, якобы в одних носках побежали от палатки вниз, к Кедру - этот вопрос с самого начала был самым слабым и проблемным моментом во всей чекистской инсценировке и в их "официальной версии" (так что адепты секты Свидетелей Официальной Версии и сегодня мучаются с этим вопросом, придумывая различные версии для "объяснения" этого момента - от "лавинной" и "техногена" до конфликта и "пьяной драки" между дятловцами).
Но цели Иванова - когда он пригласил студентов отпечатывать эти фотографии - конечно, были другие. О них я скажу чуть далее, пока же замечу, что, вероятнее всего, именно от Евгения Чубарева Иванов и получил эти фотопленки из похода по Приполярному Уралу и из "агитпохода" 1958 года: он ведь добренький был, сумел расположить к себе студентов своей добротой и своим стремлением "сохранить доброе имя дятловцев". И попросил у Чубарева дать ему несколько фотопленок из других походов и туристических мероприятий, "просто посмотреть". А затем Иванов, получив эти фотопленки от Чубарева, быстренько снял с них копии, а чуть позже некоторые кадры с этих фотопленок отпечатал на своих Фотопленках 2 и 4.
Продолжение: