Эпилог. Начало тут.
Как-то в новостях на телеканале ABC прозвучала фраза: «Это была сложная неделя для витаминов».
С разницей буквально в два дня были опубликованы два серьезных научных исследования. Сначала 10 октября 2011 года научные сотрудники Миннесотского университета (University of Minnesota) объявили, что смертность среди женщин, принимавших мультивитаминные добавки, выше, чем у тех, кто этого не делал.
А спустя два дня исследователи из Кливлендской клиники (Cleveland Clinic) выяснили, что мужчины, принимающие витамин E, подвержены большему риску образования рака простаты.
На самом деле, ничего особо сенсационного сказано не было, ведь подобные исследования проводились постоянно еще с прошлого века. Все они показали, что витамины (вернее, бесконтрольное применение их в высоких дозах) увеличивают риск раковых и сердечных заболеваний, а также сокращают продолжительность жизни.
В самом лучшем случае принимающие витамины пациенты не имели никаких преимуществ по сравнению с теми, кто их не принимал. Приведу всего три примера таких исследований.
1. Анализ целого комплекса исследований, в которых в совокупности приняло участие 450 000 человек, доказал, что мультивитамины не снижают риск сердечных заболеваний или рака.
2. Исследование 5 947 мужчин в течение 12 лет, изучавшее влияние мультивитаминов на умственное функционирование, показало, что мультивитамины не снижают риск развития умственных расстройств, таких как потеря памяти и замедленное мышление.
3. Исследование 1 708 выживших после сердечного приступа, принимавших поливитамины в высокой дозировке или плацебо в течение 55 месяцев, доказало, что продолжительность жизни пациентов до наступления сердечного приступа, необходимости операции или смерти была одинаковой в обеих группах.
И нет ни одного исследования, показывающего хоть какую-то клиническую пользу от употребления больших доз поливитаминов. Казалось бы, все точки давно расставлены, информация регулярно пополняется и подтверждается наукой. О чем может быть спор?
А знаете, что смешно? Что во всех странах, включая Россию, по сей день половина населения регулярно принимает витаминные добавки. При этом подавляющее большинство из этих людей в коррекции уровня витаминов не нуждается, им никто никогда их не прописывал и они никогда не проводили никаких анализов на содержание витаминов в организме.
Принимают просто так, насмотревшись рекламы по телевизору и начитавшись разных статеек, массово публикующихся ежедневно на деньги и с подачи производителей витаминов и БАДов.
Витамины нам жизненно необходимы. Если человек хронически не получает их в достаточном количестве, то испытываемая им нехватка может проявляться по-разному, например, в виде цинги (дефицит витамина С) или рахита (дефицит витамина D).
Витамины помогают переработать пищу в энергию. Но у этой функции есть один побочный эффект — в организме происходит процесс окисления. Один из результатов окисления — выработка так называемых свободных радикалов, которые сами по себе деструктивны.
В поисках электронов свободные радикалы могут разрушать клеточную мембрану, ДНК и артерии, включая те, что снабжают кровью сердце. Считается, что именно свободные радикалы становятся причиной раковых заболеваний, старения и болезней сердца, мало того, именно они, вероятно, виноваты в том, что мы не бессмертны.
Чтобы нивелировать последствия действия свободных радикалов, организм вырабатывает антиоксиданты. Витамины A, C, E и бета-каротин, а также некоторые минеральные соли (например, селен) и вещества вроде омега-3 жирных кислот обладают антиоксидантной активностью.
Вот почему люди, чей рацион богат овощами, фруктами, которые, в свою очередь, содержат много антиоксидантов, реже болеют раком, сердечно-сосудистыми заболеваниями и живут дольше.
До этого места логика адептов поливитаминов вполне понятна: если антиоксиданты, содержащиеся в продуктах, снижают риск рака и болезни сердца, значит, употребление большого количества синтетических антиоксидантов должно давать тот же эффект.
Но, как я уже писал в прошлой статье, синтетические и натуральные вещества — вещи разные. Одно не равно другому и дозировка очень важна. Плюс сторонники употребления витаминов вагонами упускают из виду одну очень важную вещь.
Организм — это замечательная, тончайше настроенная система, в которой ничего не делается зря. И если существует процесс окисления, то он явно зачем-то организму нужен и уж вряд ли для того, чтобы этот организм погубить. Окисление нужно, примеру, для того, чтобы убивать новые раковые клетки (равно как и многие другие) или прочищать закупоренные артерии.
Именно это и является, судя по всему, причиной того, что люди, злоупотребляющие поливитаминами, чаще умирают от онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний, как было замечено в многочисленных исследованиях.
Это все весьма упрощено, конечно, но широкой публике вполне достаточно для понимания работы механизмов окисления и антиоксидации (а так-то и медики не все в этом разбираются досконально, я в том числе).
Люди, которые принимают большие дозы витаминов на постоянной основе, нарушают хрупкий баланс между окислением и антиоксидацией в сторону последней, повышая таким образом риск заболевания раком и болезнями сердца, что было подтверждено серьезными научными исследованиями, но так и не дошло до сознания половины населения планеты (а другая половина этим вопросом и вовсе не интересуется).
В отличие от витаминов из коробки, витамины из полезной пищи за редким исключением физически не могут навредить организму, т.к. в них все сбалансировано. Для того, чтобы сильно превысить дозу, нужно круглыми сутками поглощать огромные порции еды. Вы от обжорства куда быстрее помрете, чем от гипервитаминоза.
В общем, настоящие эксперты (не вчерашние блогеры-вирусологи и сегодняшние военные аналитики) давно и полностью согласны с утверждением, что куда целесообразней тратить деньги на продукты, богатые питательными веществами (такие как фрукты, овощи, рыба, цельные зерна, молочные продукты и т.д.), чем пихать в себя разную непредсказуемую ерунду с неизвестным результатом.
Но людям на это, как всегда, плевать.
— Ты ходил к психологу, чтобы вылечить ночной энурез. Помогло?
— Нет, но теперь я этим горжусь! (с)