Некоторые статьи я пишу не столько для широкой публики, сколько для людей из ближайшего окружения. Давно замечено, что устная речь не имеет той степени воздействия, которой хватает на изменение образа их мыслей, а вот печатное слово всегда вызывало глубокое уважение и готовность прислушаться.
Так как информации крайне много и все в одну статью не поместится, поделю на две-три части. Мы поговорим об одном величайшем ученом прошлого века и истории его катастрофического падения (и как ученого, и как личности).
Говоря о Лайнусе Полинге, один из его коллег заметил, что «его падение было столь же великим, как классическая трагедия», и он был прав как никогда!
До 65 лет Лайнус Полинг (Linus Pauling) служил непререкаемым авторитетом во многих отраслях науки! Его умозаключения были настолько необычны, что ставили в тупик величайшие умы того времени. Концепция нового вида химических связей была столь революционной, что редактор «Журнала Американского химического общества» (Journal of the American Chemical Society), получив в 1931 году рукопись статьи под заголовком «Природа химических связей» (The Nature of the Chemical Bond), не мог найти никого, кто бы написал на нее рецензию. Работа эта объединила квантовую физику с химией, породив новое направление, и когда Альберта Эйнштейна спросили, что он думает о работе Полинга, он, пожав плечами, ответил: «Для меня это было слишком сложно».
В возрасте 30 лет за одну эту статью Полингу была присуждена Премия Ленгмюра (Langmuir Prize) как наиболее выдающемуся молодому ученому-химику в Соединенных Штатах. Он стал самым молодым членом Национальной академии наук, получил звание полного профессора в Калифорнийском технологическом институте (Caltech), а позже ему была присуждена Нобелевская премия по химии.
Еще одна работа Полинга, опубликованная в в журнале Science под названием «Анемия серповидной клетки, молекулярная болезнь» (Sickle Cell Anemia, a Molecular Disease) в 1949 году, породила еще одно новое направление в науке — молекулярную биологию.
В 1951 году Полинг опубликовал статью в сборнике «Записки Национальной академии наук» (Proceedings of the National Academy of Sciences) под названием «Структура протеинов» (The Structure of Proteins). Позднее то, что описал Полинг, было использовано Джеймсом Уотсоном (James Watson) и Френсисом Криком (Francis Krick) для объяснения структуры ДНК. Лайнусу Полингу не выдали вовремя загранпаспорт, и он не смог попасть на конференцию в Лондон, где планировал заявить о спиральной структуре ДНК, поэтому приоритет и достался Крику и Уотсону. Иначе Нобелевских премий у него могло быть больше.
В 1961 году Полинг научился использовать мутации в гемоглобине как своего рода эволюционные часы. Полинг показал, что люди отделились от горилл примерно 11 миллионов лет назад, то есть значительно раньше, чем предполагали в то время ученые. Кто-то из его коллег позднее заметил: «Одним махом он объединил такие области знаний как палеонтология, эволюционная биология и молекулярная биология».
Как видите, гений этого ученого легко создавал новые направления в науке каждые несколько лет! В 1961 году журнал Time назвал его самым выдающимся ученым из всех, когда-либо существовавших на планете.
Мало того, он вел огромную общественную работу. Именно его усилия привели к заключению Договора о запрещении испытаний ядерного оружия. В 1962 году он получил Нобелевскую премию мира и стал первым человеком с двумя персональными Нобелевскими премиями.
И вот, на самом пике своей карьеры, когда Полингу было 65 лет, человек вдруг стал рушиться. Сложно сказать, что послужило толчком к этому. Сверхвысокая самооценка, неуемное тщеславие, повышенная упертость, которую раньше он пускал на благие цели, возрастные изменения личности или что-то еще, но результат был крайне плачевным, повлиял на все человечество и привел к огромному количеству необоснованных жертв, которые продолжаются и по сей день.
В один из мартовских дней 1966 года Полинг в ответной речи на вручении медали Карла Нойберга за научные достижения заявил, что мечтает только об одном — прожить еще лет 25, чтобы увидеть результаты определенных научных исследований. Эту речь услышал некий Ирвин Стоун. Он решил написать письмо великому ученому, в котором рекомендовал принимать 3 000 мг витамина С в день и тогда, якобы, можно прожить и 25 лет, и больше.
Полинг, ранее отличавшийся критическим отношением ко всему, неожиданно последовал совету Стоуна и стал принимать сначала 10, потом 20, 30 и более рекомендованных суточных доз витамина С, пока не дошел до 18 000 мг в день. И это при том, что рекомендованная дневная норма — всего 60-100 мг для взрослого человека.
Непонятно, что сыграло свою роль. Может эффект плацебо, а может сезонные овощи и фрукты, но Лайнусу Полингу показалось, что он стал себя чувствовать гораздо энергичнее, моложе и здоровее. После чего человек, имеющий за плечами две Нобелевские премии, большое количество научных работ и огромный исследовательский опыт, безо всяких доказательств, аргументов и фактов слепо уверовал в уникальную силу витаминов.
Стоун, которого Полинг называл «биохимиком», на самом деле всего два года изучал химию в колледже, затем получил почетную ученую степень в Колледже хиропрактики (!) Лос-Анджелеса и фальшивую кандидатскую степень в неаккредитованном (!) калифорнийском заочном (!) учебном заведении.
Этот человек никогда не получал никакого подтвержденного научного образования, не публиковался ни в одном медицинском или сколько-нибудь научном журнале и все его образование в колледже зиждилось на том, что причина всех человеческих болезней — искривление позвоночника.
И этот вот неуч и пройдоха смог полностью подчинить своей воле крупнейшего ученого планеты, который абсолютно бездоказательно и столь же безапелляционно принял на веру не имеющую ничего общего с истиной теорию Стоуна.
С этого дня великого ученого Полинга не стало и все его прошлые достижения пошли прахом. Люди теперь до скончания времен будут помнить его как шарлатана, загнавшего человечество в глупую и вредную многолетнюю кабалу к производителям витаминов, сделавшим на этом миллиарды.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ