В 1899-м году выходящее на Театральную площадь дворовое место по улице Саратовской между бакалейной лавкой мещан Кичаевых и принадлежавшей лесоторговцу Н.Ф. Иванцову недорогой гостиницей «Театральная» приобрел Юлий Иосифович Поплавский – дворянин, инженер и крупный бузулукский землевладелец.
Уроженец Вильны (нынешнего Вильнюса) переехал в Самару в детстве с родителями, по окончании гимназии дальнейшее образование получил в Петербургском Институте инженеров путей сообщения, впоследствии служил на железной дороге, дружил с другим известным самарским путейцем – Николаем Гариным-Михайловским. Строил мост Александра II у Батраков (Октябрьск) через Волгу, брал и другие железнодорожные строительные подряды.
Высокие доходы инвестировал в покупку земель: в Мало-Малышевской волости Бузулукского уезда приобрел больше тысячи десятин с озером, в Старо-Буянской волости с центром в селе Заглядовка на Кондурче еще 200 десятин. Получив в наследство имение в Николаевском уезде, стал одним из крупнейших землевладельцев губернии - и вдруг с 1897-го года в течение нескольких лет полностью продал угодья Крестьянскому Поземельному банку.
Продал, конечно, выгодно – его земли через банк арендовали крестьяне, в документах именуемые «Поплавским крестьянским товариществом». Полученные от продажи земель крупные суммы Поплавский решил вложить теперь уже в строительство доходных домов в Самаре и открытие сети собственных торговых лавок.
Проект собственного дома Поплавский заказал у Александра Щербачева. Считается, что Юлий Иосифович желал видеть свой городской особняк похожим на усадьбу в Малой Малышевке, но архитектор в своем замысле пошел дальше: особняк по-соседски «поддерживает» облик находящегося рядом театра, построенного по проекту Чичагова в русском стиле, имея такую же трехчастную пятиосевую композицию и шатровые крыши по бокам.
Основанием для главного объема здания служит цокольный этаж из известкового камня. Два верхних этажа выполнены из сруба и обшиты тесом и украшены пропильной резьбой по мотивам русского терема.Прямоугольные спаренные окна обрамлены наличниками с прямыми сандриками с пропильными подзорами.
Симметричный главный фасад фланкирован ризалитами с объемами главных входов, акцентированными балконами с вальмовыми навесами по второму этажу и элегантными четырехгранными шатрами, увенчанными высокими металлическими шпилями. На каждый этаж предусмотрены отдельные входы, въезд во двор оформляет деревянная проездная арка с калиткой и резные ворота, украшенные щипцом с двускатной крышей.
Ворота дома Поплавского удостоились отдельного описания Вагана Каркарьяна: «Особенно были красивы ворота, и это не случайно. По отделке ворот и крыльца судили о состоянии хозяина. В старину говорили: «Двор красится воротами, изба углами, хоромы теремом». Как правило над воротами помещали иконы и кресты. По обычаю русский человек не входил во двор и не выходил со двора, не осенив себя крестом. К сожалению, высокие узорчатые ворота и крыльцо были сильно повреждены при строительстве нового здания, а на фронтоне вместо иконы теперь красуется нелепая реклама какой-то фирмы»...
Строительство завершилось в 1890-м году. Дом появился в самарских адресных справочниках и в налоговых ведомостях, будучи оценен в 3 тысячи рублей. Юлий Поплавский с семьей проживал здесь вплоть до своей кончины в 1912-м году в возрасте 50 лет «от сахарной болезни».
Запомнился городу, с одной стороны, ростовщической деятельностью и махинациями с лесом, с другой – симпатией и финансовой поддержкой социал-демократов, благотворительностью и личным содействием беднякам и обездоленным.
Поскольку собственных детей Юлий Иосифович не оставил, унаследовал имущество приемный сын Евдоким. Видимо, коммерческими талантами приемного отца не обладал, так как вскоре запутался в долгах. В 1918 году, при КОМУЧе на все недвижимое имущество Евдокима Юльевича Поплавского был, согласно рапорта судебного пристава, наложен арест за долги.
В итоге спорная недвижимость кредиторам тоже не досталась, поскольку в 1919 году бывший дом Ю.И. Поплавского по Саратовской улице вместе с прочими был муниципализирован и передан под коммунальные квартиры. Позже стал обычным жилым домом.
Деревянный «Чудо-терем», к счастью, дожил до наших дней. Своими правильными симметричными формами, нарядным, ажурным и лишенным перегруженности декором, флюгерами, венчающими шпили над высокими шатрами, продожает, что называется, радовать взор и служить украшением площади Чапаева
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете