Найти тему
Союзное государство

Монашество: Тихоокеанский рубеж

Оглавление
В московском парке "Музеон" откроется фотовыставка, посвящённая дальневосточному монашеству
Отец Иона во время  совершения ежедневного крестного хода вокруг монастыря с иконой 
преподобного Серафима Саровского.
Отец Иона во время совершения ежедневного крестного хода вокруг монастыря с иконой преподобного Серафима Саровского.

С 1 по 8 августа в Москве, в парке "Музеон" рядом с памятником Петру I пройдёт фотовыставка «Монашество. Тихоокеанский рубеж», приуроченная к 1035-й годовщине воистину великого события – Крещения Руси князем Владимиром. Проект, ранее экспонировавшийся в музеях и выставочных залах Дальнего Востока, а также в Издательском совете Русской Православной Церкви в Москве, приурочен так же к 30-летию возрождения Владивостокской епархии и 20-летию основания Свято-Серафимовского мужского монастыря на острове Русский.

Послушник Алексий,  насельник монастыря на острове Русский.
Послушник Алексий, насельник монастыря на острове Русский.

Автор проекта – известный приморский фотограф Олег Семенов – занимался его созданием в течение полутора лет. При этом он ставил целью как можно более объективно передать зрителю повседневную жизнь дальневосточного мужского монастыря на такой удаленной точке нашей страны, как остров Русский. На снимках запечатлены пейзажи Свято-Серафимовского монастыря, портреты монахов и послушников, их каждодневные заботы и хлопоты: богослужения, иконопись, чтение трудов в монастырской библиотеке.

Чтение паримий  на вечернем богослужении в монастырском храме.
Чтение паримий на вечернем богослужении в монастырском храме.

– Фотовыставка задает вектор всего дальневосточного монашества, – делится своим мнением настоятель островного монастыря игумен Климент (Кривоносов). – Автор фотопортретов ставил перед собой задачу как можно более объективно передать жизнь монастыря изнутри. Он использовал два направления – репортажная съемка и художественный портрет. Олега Семенова больше интересовало второе направление, так как этот жанр подразумевает, что фотограф выступает в качестве художника, он пытается передать внутренний мир, эмоции, состояние монахов.

Отец Питирим, старший  пчеловод монастыря.
Отец Питирим, старший пчеловод монастыря.

Вот только, смотря на снимки, мощные, глубокие, темные, но при этом источающие свет и тепло, можно увидеть нечто большее. В каждом запечатленном мгновении отражается вечность. Смотря в лица тружеников Божьих, человек, сердце которого открыто для этого, и сам может прикоснуться к бесконечности, задуматься о важном. Поэтому фотовыставка служит духовному просвещению множества людей, которые впервые соприкоснутся с художественным взглядом на обычную повседневную жизнь монастыря.

Вид на Свято-Серафимовский  мужской монастырь острова Русский летом.
Вид на Свято-Серафимовский мужской монастырь острова Русский летом.

Из истории монастыря

В 1906 г. на острове размещалась 9-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия, принимавшая участие в русско-японской войне. С этого времени в крепости появляются полковые домовые церкви 33-го, 34-го, 35-го и 36-го полков. С началом широкого казарменного строительства в молодых военных городках стали возводить храмовые здания, чтобы перенести домовые церкви из барачных строений.

Выкладывание мозаики  в иконописной мастерской 
монастыря.
Выкладывание мозаики в иконописной мастерской монастыря.

Всего к 1920 году на острове Русский существовало шесть полковых воинских храмов, столько же домовых церквей, две часовни, множество киотов и киотных столбов освящали и украшали позиции артиллерийских батарей, фасады казарм, наружные и внутренние стены фортов.

Игумен Климент  с паломниками совершают восхождение на вершину острова Русский, гору Русских.
Игумен Климент с паломниками совершают восхождение на вершину острова Русский, гору Русских.

Печальна судьба этих святынь в годы воинствующего неверия. Храмы были взорваны или сожжены, выбиты иконы в киотах фортов и батарей, на месте первого гарнизонного кладбища устроено подсобное хозяйство, разрушена кладбищенская часовня. Первый полковой храм близ мыса Поспелова был разобран по бревнышку и вывезен в начале 30-х гг. в район Голубиной пади. Домовые церкви кадетских корпусов с немногочисленной утварью были увезены за границу. Сгорел деревянный храм 33-го полка у бухты Воевода, а полковое кладбище было разорено.

Отец Исайя в монастырской библиотеке.
Отец Исайя в монастырской библиотеке.

Долгое время не могли разобрать главный гарнизонный храм великомученика Георгия Победоносца 36-го полка. По воспоминаниям старожилов острова, в 30-е гг. в бухту Новик вошел боевой корабль и расстрелял церковь из орудий. Само название этого места – «Церковная падь» – в советское время было заменено на картах на «Хозяйственная падь», хотя оно так и не прижилось.

Отрок Никита,  пономарь монастыря.
Отрок Никита, пономарь монастыря.

Уцелела лишь одна постройка – здание храма преподобного Серафима Саровского 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка в поселке Подножье. Храм действовал до 1925 года, когда был передан военным под клуб. В 1995 году церковь попросила вернуть ей здание, но получила отказ. В следующем году после пожара здание было возвращено православным в разрушенном виде. В 2001 году здесь, по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, был открыт Свято-Серафимовский мужской монастырь

Послушник Владимир Благовест в большой колокол перед началом богослужения.
Послушник Владимир Благовест в большой колокол перед началом богослужения.

***

Нынешний проект реализуется в рамках Дорожной карты по развитию церковной жизни на Дальнем Востоке, утвержденной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Куратор проекта иерей Захарий Савельев, ведущий специалист по взаимодействию с епархиями Издательского совета

Братия Свято-Серафимовского  монастыря острова Русский.
Братия Свято-Серафимовского монастыря острова Русский.

Константин ВОРОБЬЁВ

Фото: предоставлены Издательским Советом РПЦ

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍