Этот шикарный советский фильм основан на истории создания советского реактивного истребителя МиГ-9 и посвящен, кроме того, всем нашим погибшим летчикам-испытателям. Истребитель МиГ-9 (точнее его прототип И-300) стал первым советским реактивным самолетом, поднявшимся в воздух в 1946 г. Он стал также самолетом, на котором летчики летавшие ранее на самолетах с поршневыми двигателями переучивались на "реактивную тягу". Интересно, что уже одновременно с выходом фильма Анатолий Аграновский написал по сюжету книгу "Открытые глаза" (1963 г.).
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии
Вначале в фильме показан процесс разработки нового самолета "от осевой линии" до конца летных испытаний. Причем сам самолет обезличен и его опытный образец назван как И-267 - такого опытного самолета не существовало. Обезличено и Опытное конструкторское бюро, которое в фильме разрабатывало будущий МиГ-9. Сказано лишь, что работало 500 конструкторов, технологов и других специалистов. Можно сказать, что в фильме показана собирательная история создания советской новейшей авиационной техники.
В качестве Главного конструктора прекрасно играет Евгений Евстигнеев. Вообще весь фильм пронизан здоровым авиационным юмором - от конструкторов до летчиков. Процесс разработки конструкции истребителя сопровождается жалобами разных специалистов друг на друга - "прочнисты" хотят усилить самолет, а "весовики" требуют уменьшения массы, "шассисты" просят усиления шасси из-за большой посадочной скорости, но им говорят, что шасси и так огромные и их будет не убрать в фюзеляж и крылья при полете. Все это сопровождается шутками друг над другом, например, одному лысому специалисту в карман регулярно подкладывают расческу.
В конце концов на стенгазете на всех ведущих специалистов рисуют забавные дружеские шаржи, где высмеивают конструкторские "притязания". На защите эскизного проекта Главный конструктор всех огорошил - решил перенести двигатели с крыльев в фюзеляж, что привело к полной переработке проекта. Жалобные протесты по жестким срокам не принимались. Коллектив безропотно принялся за кардинальную переделку самолета.
После готовности самолета начались его испытания. Очень интересная сцена первого запуска двигателей на самолете еще без крыльев. Кстати, двигатели в фильме названы реально существующие - РД-20. Два таких двигателя действительно стояли на МиГ-9. Двигатель РД-20 являлся копией немецкого двигателя BMW.003, еще времен Второй Мировой войны. Таким образом, если самолет не назван по имени (хотя по внешнему виду ясно, что это МиГ-9), то двигатели обозначены.
Так вот во время испытаний по первому запуску двигателей как всегда в любой новой техники что-то напутали электрики, "электроны побежали в другую сторону" и запуск не состоялся. Сцена хороша, т. к. к самолету подогнали пожарную машину, оцепили территорию, а к самолету подключили аэродромный источник энергоснабжения на прицепчике. Это к тому, что сцена очень достоверная, кто хоть немного "прислонен к авиации" - оценит.
Еще показаны будни летчиков-испытателей с их опасной работой и постоянным дружеским подшучиванием друг над другом. Например, одному к ботинкам незаметно приделали бутафорские шпоры, а другому сзади прилепили пышный хвост. Вообще фильм очень жизнерадостный и легкий для просмотра.
Фильм снимался также на бывшем аэродроме в Монино (принадлежал Военной Академии командного и штурманского состава ВВС), который с 1956 г. был закрыт, но на части аэродрома открыли в 1960 г. Центральный музей ВВС. В кадрах фильма можно заметить узнаваемые ангары и строения аэродрома. Также на взлетной площадке можно увидеть знакомые экспонаты музея авиации - довоенные и послевоенные самолеты (макеты) У-2, И-16, Як-12, Як-18, Ла-11, Ли-2, Ил-10, Ту-2, которые изображают действующие самолеты.
Достоверность кинокартины было достигнута тем, что киношников консультировал реальный летчик-испытатель Марк Галлай, он же стал прототипом одного из главных героев. Кстати, Галлай потребовал, чтобы имена реальных людей, причастных к созданию самолета были изменены. Таким образом, фильм оказался не про историю создания именно МиГ-9, а собирательной историей в советской авиации. Шутка ли - эти люди были еще живы.
Главный герой - самолет МиГ-9 № 114010 в фильме изображал опытные самолеты под номерами "01" и "02", т. к. по сюжету первый экземпляр разбился. Загвоздка была в том, что ни одного самолета МиГ-9 на 1963 г. не осталось. Как всегда в нашей стране все было "разбазарено". Самолеты МиГ-9 выпускались в 1946-1948 гг., было построено 602 экземпляра. Самолеты оказались не очень удачными по сравнению с МиГ-15, поэтому МиГ-9 в начале 1950-х годов стали списывать и передавать в Китай (передано 372 самолета, остальные утилизированы). К началу 1960-х годов ни одного самолета МиГ-9 в СССР не осталось, не только летающего, но даже более-менее комплектного для съемок на земле.
В итоге самолет МиГ-9 все-таки нашли в том же Монино в полуразобранном состоянии. По настоянию режиссера фильма эти обломки были направлены в КБ Микояна, где из них восстановили самолет МиГ-9, который мог запускать двигатели, делать разбежку на взлетной полосе и даже лететь, но как в анекдоте невысОко. Дело в том, что специалисты МиГа боялись за прочность восстановленных фюзеляжа, крыльев и за надежность узлов самолета, которые долго время не обслуживались. В итоге самолет в фильме взлетел только один раз (!) и пролетел над летным полем на высоте в несколько метров, при этом вся киношная группа замерла от ужаса, прямо как в реальном первом вылете в 1946 г. (!), т. к. боялись, что самолет развалится (!). А в кадрах на высоте снимали уже макет. Сейчас этот восстановленный самолет МиГ-9 является экспонатом музея в Монино.
Кроме макета МиГ-9 "в полете" снимали также макеты И-16 и Ту-2. Но макеты не выглядят "инородным телом". Единственный ляпом в фильме, правда заметным лишь для специалиста, является небольшие отличия в знаках различия на военной форме, которые были введены в 1955/1956 гг., а фильм про 1946 г. В 1955 г. для петлиц на шинелях была отменена пуговица, а вместо нее стали размещать эмблему рода войск - в нашем случае пропеллер с крыльями. В этом же году на погонах отменили цветной кант. А в 1956 г. на погонах эмблему с нижней части погона перенесли в верхнюю часть.
Но, наверно, единственные это неувязки. Вообще фильм радует "приятными мелочами". Например, у летчика-испытателя трофейный мотоцикл BMW, что в 1946 г. было обыденностью.
Короче говоря, советую всем кто связан как-то с авиацией или даже не связан, посмотреть этот шикарный старый советский фильм. Самое примечательное, что для создания этого фильма в СССР был восстановлен самолет МиГ-9 - первый советский реактивный самолет, поднявшийся в воздух. Сейчас этот киношный самолет является единственным сохранившимся самолетом МиГ-9 в России. Еще один МиГ-9 сохранился в Китае в музее авиации в Датаньшане.
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала по теме - Военная техника в ГДРовском сериале "Архив смерти"
Бутафорские американские танки в китайском фильме «Во имя чести» («Сигнал к отступлению»), 2007 г.
Польский сериал «Ставка больше, чем жизнь» (1967-1968 гг.)
Военная техника в советском фильме «Крепость на колесах» (1960 г.)