Найти тему
CULTFEB

«J-HORROR» История японских фильмов ужасов. Часть 4

Вот и подходит к концу наше путешествие по истории японских фильмов ужасов. Данная часть является завершающей, в ней мы рассмотрим один из фильмов 200-ых годов, узнаём о состоянии японских фильмов ужасов сейчас и том, куда перекочевали все главные моменты фильмов.

РАЗРУШЕНИЕ ЖАНРА

Если говорить о фильме, который будет сейчас упомянут, то без спойлеров здесь не обойтись, но я попробую. Здесь вы увидите краткий пересказ фильма, его приемах и мнении кинокритиков, взятых из сети Интернет. Данный фильм нужно посмотреть самому (если вы любите фильмы ужасов и морально готовы к тому что он будет очень неприятным). В 2000-ых годах кино как никогда стало заигрывать с деконструкцией жанров, виной всему конечно же постмодерн, показавший, что все уже было придумано до нас и все что нам остается делать- перерабатывать то что уже у нас есть. Постмодернизму свойственны следующие признаки: Потеря субъекта; Игра со стилями и смыслами предшествующих эпох; Стирание любых границ между определённостями, структурами, институтами и формами. Следующий фильм- яркая иллюстрация всех трех признаков. Этот фильм есть почти в каждом списке лучших японских хорроров. Квентин Тарантино назвал его одним из своих самых любимых фильмов. Фильм мастерски переходит из одного жанра в другой: то это драма, то мелодрама, то триллер, то очень жестокий фильм ужасов. Фильм- экранизация романа культового японского писателя Рю Мураками. Речь идет о фильме Такеси Мике под названием «Кинопроба». Фильм повествует о бизнесмене, который потерял жену, а вместе с ней и интерес к девушкам и миру вокруг. Один раз друг предлагает ему устроить кинопробы, а из кандидаток выбрать девушку с которой он бы захотел связать жизнь. Герой соглашается провести такую аферу, но он даже не догадывается что его ждет впереди. Как я уже сказал ранее- фильм мастерски переходит из одного жанра в другой, при этом ни капельки не проседая, а наоборот, подогревая интерес к происходящему. Вот, к примеру, как о фильме «Кинопроба» высказался российский кинокритик Андрей Плахов- «"Кинопроба" режиссера Такаси Миике — самый кровавый фильм сезона. От других образцов жанра "Кинопроба" отличается тем, что, во- первых, это фильм авторский, во-вторых — японский.»; «Сюжет "Кинопробы" — проекция подсознательных мужских страхов, заставляющих избегать близости с женщиной. Реальность в этой картине настолько искажена и гротескна, что вспоминаешь Дэвида Линча, а из отечественных образцов — Владимира Сорокина. При этом фильм глубоко связан с японской фольклорной традицией, только преображенной современными жанровыми клише.». А вот как кинокритик Алексей Филлипов- «Чтобы войти во вкус, нужно стоически переждать час: «Кинопроба» сконструирована как конфета с пресной оболочкой мелодрамы, начинкой хоррора и орешком боди-хоррора. Неутомимый человек-и-фильмзавод Такаси Миике, как заправский трикстер, не спеша переходит от жанра к жанру, а мелодрама перетекает в хоррор, как поверхностное суждение об артисте по анкете и короткому собеседованию (audition) — в кошмар съемочной группы, как романтическая любовь — в невыносимую обыденность с перечнем болей, бед и обид.»

Кадр из фильма «Кинопроба» 1999 года
Кадр из фильма «Кинопроба» 1999 года

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛЬМЫ УЖАСОВ

Современные японские фильмы ужасов не блещут какой-либо оригинальностью, либо они являются продолжением или интерпретацией старых фильмов («Звонок», «Проклятие»), либо являются простыми жанровыми работами. Некоторые могут объяснить это кризисом японского или мирового кинематографа, но я не совсем согласен с этим тезисом. Японцы несколько десятилетий назад поняли что будущее за интерактивностью и технологиями, все лучшее что было в японских фильмах ужасов перекочевало в видео-игровую индустрию, лучшие и самые страшные видеоигры разработали именно японцы. Взяв все самое лучшее из всего созданного в жанре хоррор, японские разработчики добавили ко всему интерактивность и за счет нее улучшили эффект погружения и чувство страха, вызываемое теми же приемами что использовались в кино до этого.

Кадр из видеоигры «Сайлент Хилл 2» 2001 года
Кадр из видеоигры «Сайлент Хилл 2» 2001 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие японские фильмы ужасов появились не просто так. Многие из них вышли из страшных событий произошедших в стране восходящего солнца. Нацистские эксперименты скорее всего повлияли на псевдо-снафф («Подопытная свинка»), из-за Хиросимы и Нагасаки появился жанр Кайдзю, из-за технической глобализации появляются фильмы в которых злодеями выступают технологии («Тэцуо, железный человек», отчасти «Звонок»), из-за подростковых самоубийств появляются фильмы и аниме затрагивающие эту тему (например фильм «Клуб самоубийц»). Ко всему этому добавляются легенды и мифы из далекого прошлого. Когда я говорил про Кайдан, то перечислил ряд его черт, почти все эти черты до сих пор фигурируют в фильмах ужасах. Японцы берут насущные проблемы, добавляют к ним страх их повторения, рефлексию над ними, страх перед будущем, и то что что они ценят больше всего- прошлое, историю и культуру. Все это вместе образует огромный поджанр кинематографа, отличающейся самобытностью, психологизмом, атмосферностью и неповторимостью. Японские фильмы ужасов не только обрели успех в своей стране, но они также обрели огромнейший успех в других странах, во многом обойдя всех своих конкурентов. Японские фильмы ужасов на самом деле намного глубже чем кажутся на первый взгляд, за ними стоит огромная и обширная история, полная страхов, ошибок и рефлексии. Рефлексии над тем, что было, что есть и что будет потом.

Кадр из фильма «Клуб самоубийц» 2001 года.
Кадр из фильма «Клуб самоубийц» 2001 года.

Огромное спасибо за то что прочитали всю серию статей, надеюсь вам понравилось и вы узнали что-то новое и возможно даже полезное. Прикрепляю список источников, которые были использованы при написании всех этих статей.

Арт по фильму «Темные воды» 2002 года
Арт по фильму «Темные воды» 2002 года

ИСТОЧНИКИ:

1. Дмитрий Комм «Формулы страха: Введение в историю и теорию фильмов ужасов»

2. Хангаева Татьяна Валентиновна Выпускная квалификационная работа «Жанр «хоррор» в японском кинематографе: этапы становления, основные сюжеты и образы»

3. Э.лла Александровна Радаева «Традици немецкого экспрессионизма в киноискусстве второй половины XX-начала XXI вв.»

4. Дмитрий Комм «Технологии страха» (журнал «Искусство кино»)

5. Мушич-Громыко Айвика Владимировна «Основные черты постмодернизма в философии»

6. Андрей Плахов «Остерегайтесь красоток» (для «Коммерсантъ»)

7. Алексей Филиппов «А теперь посмотри: Кинопроба» («RussoRosso»)