Вот и подходит к концу наше путешествие по истории японских фильмов ужасов. Данная часть является завершающей, в ней мы рассмотрим один из фильмов 200-ых годов, узнаём о состоянии японских фильмов ужасов сейчас и том, куда перекочевали все главные моменты фильмов.
РАЗРУШЕНИЕ ЖАНРА
Если говорить о фильме, который будет сейчас упомянут, то без спойлеров здесь не обойтись, но я попробую. Здесь вы увидите краткий пересказ фильма, его приемах и мнении кинокритиков, взятых из сети Интернет. Данный фильм нужно посмотреть самому (если вы любите фильмы ужасов и морально готовы к тому что он будет очень неприятным). В 2000-ых годах кино как никогда стало заигрывать с деконструкцией жанров, виной всему конечно же постмодерн, показавший, что все уже было придумано до нас и все что нам остается делать- перерабатывать то что уже у нас есть. Постмодернизму свойственны следующие признаки: Потеря субъекта; Игра со стилями и смыслами предшествующих эпох; Стирание любых границ между определённостями, структурами, институтами и формами. Следующий фильм- яркая иллюстрация всех трех признаков. Этот фильм есть почти в каждом списке лучших японских хорроров. Квентин Тарантино назвал его одним из своих самых любимых фильмов. Фильм мастерски переходит из одного жанра в другой: то это драма, то мелодрама, то триллер, то очень жестокий фильм ужасов. Фильм- экранизация романа культового японского писателя Рю Мураками. Речь идет о фильме Такеси Мике под названием «Кинопроба». Фильм повествует о бизнесмене, который потерял жену, а вместе с ней и интерес к девушкам и миру вокруг. Один раз друг предлагает ему устроить кинопробы, а из кандидаток выбрать девушку с которой он бы захотел связать жизнь. Герой соглашается провести такую аферу, но он даже не догадывается что его ждет впереди. Как я уже сказал ранее- фильм мастерски переходит из одного жанра в другой, при этом ни капельки не проседая, а наоборот, подогревая интерес к происходящему. Вот, к примеру, как о фильме «Кинопроба» высказался российский кинокритик Андрей Плахов- «"Кинопроба" режиссера Такаси Миике — самый кровавый фильм сезона. От других образцов жанра "Кинопроба" отличается тем, что, во- первых, это фильм авторский, во-вторых — японский.»; «Сюжет "Кинопробы" — проекция подсознательных мужских страхов, заставляющих избегать близости с женщиной. Реальность в этой картине настолько искажена и гротескна, что вспоминаешь Дэвида Линча, а из отечественных образцов — Владимира Сорокина. При этом фильм глубоко связан с японской фольклорной традицией, только преображенной современными жанровыми клише.». А вот как кинокритик Алексей Филлипов- «Чтобы войти во вкус, нужно стоически переждать час: «Кинопроба» сконструирована как конфета с пресной оболочкой мелодрамы, начинкой хоррора и орешком боди-хоррора. Неутомимый человек-и-фильмзавод Такаси Миике, как заправский трикстер, не спеша переходит от жанра к жанру, а мелодрама перетекает в хоррор, как поверхностное суждение об артисте по анкете и короткому собеседованию (audition) — в кошмар съемочной группы, как романтическая любовь — в невыносимую обыденность с перечнем болей, бед и обид.»
СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛЬМЫ УЖАСОВ
Современные японские фильмы ужасов не блещут какой-либо оригинальностью, либо они являются продолжением или интерпретацией старых фильмов («Звонок», «Проклятие»), либо являются простыми жанровыми работами. Некоторые могут объяснить это кризисом японского или мирового кинематографа, но я не совсем согласен с этим тезисом. Японцы несколько десятилетий назад поняли что будущее за интерактивностью и технологиями, все лучшее что было в японских фильмах ужасов перекочевало в видео-игровую индустрию, лучшие и самые страшные видеоигры разработали именно японцы. Взяв все самое лучшее из всего созданного в жанре хоррор, японские разработчики добавили ко всему интерактивность и за счет нее улучшили эффект погружения и чувство страха, вызываемое теми же приемами что использовались в кино до этого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие японские фильмы ужасов появились не просто так. Многие из них вышли из страшных событий произошедших в стране восходящего солнца. Нацистские эксперименты скорее всего повлияли на псевдо-снафф («Подопытная свинка»), из-за Хиросимы и Нагасаки появился жанр Кайдзю, из-за технической глобализации появляются фильмы в которых злодеями выступают технологии («Тэцуо, железный человек», отчасти «Звонок»), из-за подростковых самоубийств появляются фильмы и аниме затрагивающие эту тему (например фильм «Клуб самоубийц»). Ко всему этому добавляются легенды и мифы из далекого прошлого. Когда я говорил про Кайдан, то перечислил ряд его черт, почти все эти черты до сих пор фигурируют в фильмах ужасах. Японцы берут насущные проблемы, добавляют к ним страх их повторения, рефлексию над ними, страх перед будущем, и то что что они ценят больше всего- прошлое, историю и культуру. Все это вместе образует огромный поджанр кинематографа, отличающейся самобытностью, психологизмом, атмосферностью и неповторимостью. Японские фильмы ужасов не только обрели успех в своей стране, но они также обрели огромнейший успех в других странах, во многом обойдя всех своих конкурентов. Японские фильмы ужасов на самом деле намного глубже чем кажутся на первый взгляд, за ними стоит огромная и обширная история, полная страхов, ошибок и рефлексии. Рефлексии над тем, что было, что есть и что будет потом.
Огромное спасибо за то что прочитали всю серию статей, надеюсь вам понравилось и вы узнали что-то новое и возможно даже полезное. Прикрепляю список источников, которые были использованы при написании всех этих статей.
ИСТОЧНИКИ:
1. Дмитрий Комм «Формулы страха: Введение в историю и теорию фильмов ужасов»
2. Хангаева Татьяна Валентиновна Выпускная квалификационная работа «Жанр «хоррор» в японском кинематографе: этапы становления, основные сюжеты и образы»
3. Э.лла Александровна Радаева «Традици немецкого экспрессионизма в киноискусстве второй половины XX-начала XXI вв.»
4. Дмитрий Комм «Технологии страха» (журнал «Искусство кино»)
5. Мушич-Громыко Айвика Владимировна «Основные черты постмодернизма в философии»
6. Андрей Плахов «Остерегайтесь красоток» (для «Коммерсантъ»)
7. Алексей Филиппов «А теперь посмотри: Кинопроба» («RussoRosso»)