А вы знаете, читатели, что Андрей Тарковский, которого в последнее время пытается обожествлять Коля Бурляев, ненавидел большую часть своих коллег, включая бывшего тестя самого Бурляева Сергея Бондарчука?
А дело было так. На съёмках "Соляриса" случится роман Тарковского и главной героини, дочери Сергея Бондарчука, Натальи Бондарчук. Дело дошло до вскрытия вен Натальей. Она была на тот момент замужем, а Тарковский женат на Ларисе Кизиловой. Вроде бы Андрей заикнулся, что уходит к Бондарчук, на что Лариса пообещала, что сына он больше не увидит. Отцовство взяло верх.
Спустя несколько лет Сергей Бондарчук не возьмет на свой курс падчерицу Тарковского Ольгу Кизилову. По утверждению кинокритика и друга семьи Тарковских Ольги Сурковой, Андрей неровно дышал к приемной дочери. Ее пролет мимо актёрской профессии вызвал ярость Андрея Арсеньевича.
В 1983 Тарковский привез на конкурс Канского кинофестиваля своей фильм "Ностальгия". Членом жюри будет... Сергей Бондарчук. Кто-то донесет Андрею, что представитель СССР проголосовал против "Ностальгии". Главный приз Канн - это вожделенная мечта Андрея Тарковского. Он будет просто в бешенстве от действий не состоявшегося тестя.
К слову. В Каннах-1986 в жюри не будет представителя Союза, но "Жертвоприношение" Тарковского опять не получит Золотую пальмовую ветвь. Это окончательно добьет Андрея Тарковского.
Врагом номер 2, среди режиссеров, станет Сергей Аппполинариевич Герасимов.
"Я все-таки Тарковский, а Тарковский один, в отличие от Герасимовых, которых несть числа". Это самонадеянное утверждение Тарковский записал в своем дневнике 29 января 1973 года. Возможная причина нелюбви состояла в том, что злые языки нашёптывали Андрею - Герасимов ворует идеи из его фильмов.... Любой кинокритик опровергнет это, но Тарковский верил!
Своим презрением к Герасимову он поставил в довольно затруднительное положение актера Анатолия Солоницына. Сергей Герасимов специально на него писал главную роль в своем фильме "Любить человека". Очевидно, что от предложений такого режиссера как Герасимов не отказываются. Аппполинариевич - это социальный статус. И актера тоже. Тем более если режиссер лично (!) прописывает главную (!) роль под конкретного артиста. Но Солоницын был актером из пула Тарковского. Андрей снимал его в каждом своем фильме. Вылет мог стать тяжелейшим ударом. Либеральная интеллигенция в этом случае с удовольствием подлила бы масла в огонь и подкинула дровишек в костер репутации. Что с удовольствием и сделала после "Из жизни отдыхающих" Николая Губенко, где Солоницын сыграл одну из ролей.
Вот, что записал режиссер в своем Мартирологе от 11 марта 1973: “Сергей Герасимов рвется к Ленинской премии; выступает в прессе с клятвами и объяснениями в любви в адрес Человека. Но, понимая, что его “Любить человека” вполне ничтожно, он выдумал “тетралогию” и хочет Ленинской хотя бы за четыре свои дерьмовых фильма…”
Кстати, аналогичные солоницынским страхи испытывала и Маргарита Терехова, снявшаяся в "Зеркале" у Тарковского, а потом у Юнгвальд-Хилькевича в "Трех мушкетерах". Что она наслушалась от Андрея лучше не передавать. Унизить он мог тоже высокопрофессионально.
Люди знавшие ситуацию, что называется изнутри, утверждали - сам Герасимов относился к Тарковскому с уважением. Во всяком случае жить и работать ему не мешал.
Вы будете смеяться, но еще одним нелюбимым советским режиссером у Тарковского был.... Сергей Эйзенштейн. Его Андрей ненавидел заочно за "Броненосец Потемкин". Кто смотрел этот мировой шедевр, то помнит натурализм червей в мясе и вытекающего глаза. А в "Рублеве" Тарковский поджег корову и побросал с колокольни лошадей. Советская цензура была возмущена, особенно лютовали генералы министерства Обороны, точнее ГЛАВПУРА. Но почему Энзенштейну можно, а мне нет? - возмущался Андрей. Конечно, его прикрывал Георгий Куницын - главный куратор кинопроизводства СССР по линии ЦК КПСС. "Крыша" была практически непробиваемая. Но Куницына в конце 60-ых перевели в "Правду", где его возможности давления существенно сузились.
От злобы Тарковский обозвал Энзенштейна в своих дневниках "монтажером аттракционов". (Знал бы покойный гений, как его окрестил другой гений через 25 лет после кончины).
Как догадался мой прозорливый читатель Андрею Тарковскому были свойственны и зависть и злоба к ближним своим. Но в Европе он столкнется со своим кумиром Ингмаром Бергманом. А тот покажет бывшему советскому режиссёру "козью морду".
Вот я и хочу спросить Колю Бурляева - может не стоит делать из режиссера Святого? Дутого святого. В киношной и театральной среде таких в принципе быть не может. А, Николай? И, как всегда, жду ваших мнений, читатели!
Если вам понравился материал, то ставьте Лайки!
Статьи по теме: