Для начала немного истории - бронепоезд "Козьма Минин" изготавливался с октября 1941 г. по 21 февраля 1942 г. в г. Горький и вошел в состав 31-го отдельного особого Горьковского дивизиона броневых поездов. Бронепоезд несколько раз менял свои официальные названия: отдельный бронепоезд "Козьма Минин" 31 однбп, бронепоезд № 1, № 31 однбп, № 659 обепо.
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются
В качестве локомотива для бронепаровоза был использован старенький паровоз Ок-139 постройки 1900 г. (!) в Брянске. Бронепаровоз использовался только в боевых условиях, а вне линии фронта прицеплялся обычный т. н. "черный" паровоз. Состав бронепоезда можно увидеть на барельефе памятника, но почему-то на нем на одну бронеплощадку меньше. По документам в бронепоезд входили бронированные паровоз с тендером, две закрытых бронеплощадки, на каждой по две башни от танков Т-34 и по 4 пулемета, две открытых бронеплощадки, на каждой две 37-мм зенитки и одна пусковая реактивная установка "Катюша" М-8-24 и четыре двухосных контрольных платформ. На барельефе же (см. ниже) одной бронеплощадки не хватает (видимо, в какой-то период войны ее исключили).
Бронепоезд неплохо бронировался на 1942 г.: броней 45 мм были прикрыты будка машиниста, рубка командира, цилиндры; 30 мм броней - тендер, котел, сухопарник и ходовая часть. Толщина боковой брони бронеплошадок - 45 мм, а крыши - 20 мм. Защищен бронепоезд был, фактически как танк, только броня имела малый угол наклона.
Для дальней связи имелась своя радиостанция, а управление бронеплощадками осуществлялось командиром по телефонной связи, который имел бронированную командирскую рубку в тендере.
Боевой путь бронепоезда "Козьма Минин" указан на барельефе: Горький-Москва-Орел-Гомель-Ковель-Люблин-Варшава-Штернберг-Берлин. За 3 года он прошел более 2,5 тыс. км. До Берлина бронепоезд, кстати, не дошел каких-то 50 км - немцы взорвали ж/д мост через Одер. По официальным данным зенитки бронепоезда сбили 15 самолетов врага (по воспоминаниям комиссара Алексея Потехина - 14 самолетов). Уже в 1946 г. в Белоруссии на станции Барановичи бронепоезд был расформирован.
После войны к 20-летию Победы в ВОВ горьковчане решили поставить памятник бронепоезду "Козьма Минин". По советской легенде в 1965 г. на Урале отыскался только бронепаровоз, который перегнали в Горький и установили в качестве памятника около локомотивного депо Горький-Москва. В 1995 г. после косметического ремонта бронепаровоз был перемещен на ул. Июльских дней, д. 1А, где располагается и сейчас.
Но если посмотреть на бронирование бронепаровоза-памятника, видно, что заклепки бутафорские, а бронелисты сварены (!), а не соединены на заклепках. Оказывается на территории нашей страны имеется только один (!) бронепаровоз с оригинальным бронированием времен ВОВ - это более поздний ПР-43, который находится в Москве. Все остальное бронирование - новодел разных послевоенных времен (обычно халтура, сделанная на каком-нибудь местном предприятии на "глазок").
А как же паровоз? Сам паровоз, судя по колесам, возможно и оригинальный, а возможно взяли похожий паровоз серии "О" (выпускались в периоды 1890-1915 гг. и 1925-1928 гг.). Хочется верить, что паровоз все-таки настоящий именно с бронепоезда "Козьма Минин", просто броня после войны ушла на переплавку.
Дата посещения: ноябрь 2010 г.
г. Нижний Новгород, ул. Июльских дней, д. 1А, координаты: 56.310939, 43.946049.
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала - Военная техника в советском фильме «Крепость на колесах» (1960 г.)