Расклад Вархаммера в сороковнике до наступления актуального бэка, в общем, известен. Чем занимались лоялисты в сороковнике — понятно: сражались с мутантами, ксеносами и еретиками. Что поделывали в это же время трейторы… ну, их безобразия, простите, выдающиеся свершения бывают разнонаправленными. «Темное Кредо» — роман Энтони Рейнольдса о Несущих Слово, в частности, проливает свет на свершения легиона, с которого началась и Ересь, и культ Бога-Императора.
«Темное Кредо» — заключительная часть трилогии, в которую также входят романы «Темный Апостол» и «Темный Ученик». Книга посвящена противостоянию Несущих Слово и Белых Консулов — ордена-наследника Ультрамаринов, основанного Марием Гейджем. Орден этот, к слову, весьма любопытный по мировоззрению. Белые Консулы в своей деятельности по заветам Жиллимана делают упор на управленческую работу. Сложность, однако, в том, что Белые Консулы — это Астартес Презес, то есть один из орденов, поставленных сторожить Око Ужаса. Буквально «Ночной Дозор, выйти из Сумрака!» (кстати, среди Астартес Презес действительно есть орден Ночного Дозора, но не суть важно). Поэтому быть мирными управленцами им не светит.
Вообще-то Энтони Рейнольдс изо всех сил постарался показать и лоялистов, и хаоситов во всей красе. С Несушками он вообще развернулся. Бывший 17-й легион имеет практически монастырскую структуру. Лоргар — «возлюбленный святой Лоргар» — удалился медитировать в Темплум Инфицио, окруженный полями костей, и сидит там уже не одно тысячелетие. А в его отсутствие Первый Капеллан Эреб и Темные Апостолы — в первую очередь Мардук, Экодас, Сарабдал и др. — наставляют паству, следят за тем, чтобы 10 миллионов верных молились, постились и слушали радио «Тзинч», и нещадно плетут интриги, изредка объединяясь ради каких-нибудь военных действий, но никогда не упуская случая ударить друг другу в спину.
Лоялисты редко получаются такими же колоритными. Рейнольдс, конечно, постарался вывести более-менее разнообразные характеры; так, проконсул Осторий — человек воинственный, а вот Аквилий отличается уравновешенностью. Но и Белые Консулы, и их смертные союзники — люди все как один чрезвычайно добропорядочные, верные Империуму, они полны мужества и готовы героически превозмогать…
Да, нас ожидает превозмоганчество во всех смыслах этого слова. Несущие Слово собирают крестовый поход на Боросские Врата — важный стратегический пункт, который как раз и охраняют Белые Консулы. Ценность этой системы в ее «червоточинах» — стабильных путях через варп. Нападать на Астартес Презес, однако, довольно безрассудно: во-первых, они представляют собой солидную силу, во-вторых, благодаря этим самым червоточинам легко могут запросить подкрепление. Однако у Мардука имеется туз в рукаве…
Вот только Мардук, как оказалось, совершенно не в курсе, кто будет играть этим тузом на самом деле.
Вообще сюжет обыгрывает троп «враг моего врага не обязательно мой друг», который не становится хуже оттого, что его часто используют. В реалиях Вархи он смотрится как влитой. Но при первом чтении у меня мелькнуло подозрение, что Рейнольдс в какой-то момент увяз в боевках, превозмогании, раскадровке сражений, перемежаемых интригами и сварами Несушек — и пафосными речами лоялистов,— и не знал, как из них выкарабкаться, пока не сообразил, что упомянутый туз в рукаве Мардука можно и нужно использовать. Возможно, я ошибаюсь, и сюжет был тщательно продуман. Значит, в грызне хаоситов и многостраничных боевках увязла я как читатель.
В целом из «Темного Кредо» я вынесла стойкое ощущение, что некроны — это такие котики гримдарка и сороковника: они все делают лучше.
Что делает книгу хуже?
Поверхностная антуражность. Когда автор старательно запихивает все, что должно быть в варховском джентльменском наборе: поля из костей, покрытые лезвиями стены, привкус Хаоса, аромат немытых тел и пролитой крови, что там еще… ах да, занавеси из человеческой кожи! И, разумеется, бесконечные бронированные перчатки, сабатоны и вообще бронированное все, — но не находит убедительных, живых подробностей.
Описания внешности в духе шаблонных авантюрных романов XIX века. Я люблю Буссенара, но, понимаете, у Буссенара что-нибудь вроде «могучий телом префект был эпитомом боросской породы, прекрасным солдатом и офицером. Его глаза были суровыми и голубыми как лёд» — уместно, в фантастике XXI века — уже не очень.
Неглубокая проработка персонажей. Особенно с положительными в этом смысле слабовато, у отрицательных прослеживается какое-то развитие, хотя добрая половина их — просто опереточные злодеи.
Отсутствие мета-идеи. У автора явно стояла цель описать Несущих Слово, рассказать о Белых Консулах и поведать о защите Боросских Врат. С этим он справился. А вот какая высшая цель этой книги? Какова ее моральная проблематика?
С другой стороны, если вы хотите гримдарка — в «Темном Кредо» он есть. Хотите смачных подробностей из жизни хаоситов — их более чем достаточно. Нравятся интриги и заговоры? — их есть у нас. Кровища и мясо? — Баркер позавидует. В конце концов, это фантастический боевик в его самом чистом выражении, квинтэссенция жанра. Поэтому, если вы фанат Несущих Слово и фантастических боевиков, «Темное Кредо» должно привести вас в восторг.
Мне же, грешной, кажется, что чрезмерное следование условностям жанра как минимум не обязательно для того, чтобы сделать книгу по-настоящему интересной.