Вся жизнь художника Н. В. Орлова была борьбой. Борьбой с обстоятельствами, бедностью, беззаконием, непониманием окружающих. Жизнь с детства была к нему сурова, поэтому он не боялся показывать ее мрачные стороны. Довольно часто ему это выходило боком.
Николай Васильевич Орлов родился в селе Буйцы Епифанского уезда Тульской губернии, рано потерял отца и детство провел по сути в нищете. По совету хозяйки дома, в котором работала прислугой его мать, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали многие знаменитые передвижники. Позже он и сам стал выставлять работы на выставках товарищества. Коллеги-художники высоко ценили Орлова, а Л. Н. Толстой даже называл его своим любимым художником и держал репродукции его картин в своем рабочем кабинете. Однако общественное признание не гарантировало финансовое благополучие, и семья Орлова долгое время бедствовала. О его сложной жизни у меня уже был подробный пост.
Картины Орлова неизменно вызывали интерес, но при этом плохо продавались. Коллекционеры находили их слишком мрачными. Публика их тоже не покупала. Ну не повесишь же в гостиной картины с попрошайками или поркой крестьян. Орлов обличал и власти, и церковь, которую считал ее пособницей. В этом он не был первопроходцем, Перов писал антирелигиозные картины еще раньше, но они были, скорее, аллегоричные. Работы Орлова отличались суровым реализмом.
В 1902 году художник начал писать свою самую известную картину. Изначально она выставлялась под названием «Освятители». Позже ее переименовали в «Монополию», что убрало прямую ехидную отсылку к церкви, но суть картины это не меняло: священник занимается освящением сомнительного дела. В конце 1900-х репродукция картины была помещена в альбом работ художника. Описание было таким: «Освящение кабака. Священник, отслужив молебен, обратился к присутствующим с речью. Пропившийся барин, будущий продавец казенного вина, благодарит батюшку за пожелания. Барыня ему вторит. Отец дьякон также желает всего хорошего. За барыней - урядник, за ним - старшина. Справа от барина старик крестится на иконы. Еще правее - ожиревший бывший кабатчик, над которым подтрунивают стоящие позади мужики. Слева: в дверь слишком рано врывается пропойца. Его останавливает староста».
Орлов продемонстрировал картину на выставке в 1904 году, но представители власти сочли ее «нецензурной» и потребовали убрать с глаз долой, и организаторам с трудом удалось ее отстоять. Работой заинтересовался Максим Горький, с которым художник познакомился и подружился в 1903 году. Орлов писал Горькому так: «Дорогой Алексей Максимович! Картина кончена, на выставку еле-еле поставлена, долго ль простоит, не знаю. Цензора упросили; три раза он возвращался к ней, очень подолгу стоял и колебался: нецензурен ему показался новый барин-кабатчик, это невозможно, этот кретин, а этот врывается с бутылкой? Диакон тоже, и т.д. Он согласился только пропустить до приезда великого князя Сергея Александровича. Поехал доложить ему, снимая с себя ответственность... Хотя не подобает говорить о себе, но скажу Вам по правде: моя картина работает хорошо - смотрится с большим интересом, масса лиц около разговаривающих и смеющихся, так что потребовала перестановки в более выгодное освещение и более просторное помещение... Самая важная вещь достигнута - это то, что она понята. Всякий поймет в чем дело». Писатель даже захотел купить скандальное полотно для Нижегородского народного дома. Однако у Горького возникли финансовые трудности. Орлов долго искал покупателей, но среди русских коллекционеров желающих не нашлось.
Неожиданно полотном заинтересовался американский делец по фамилии Гринвальдт. Он обещал продать ее на выставке в США. Обнадеженный художник отдал работу, а американский прохиндей просто пропал, успев наплодить в столице долгов и обманув еще кучу людей. В 1912 году американский консул в России сообщил, что картина Орлова была продана подставным лицом за 39 тысяч долларов - с учетом прежнего курса баснословные деньги. Обманутый художник не получил ни копейке и прозябал со своим многодетным семейством в бедности. Сейчас полотно «Освятители» находится в частной коллекции.
#картина #живопись #искусство #художник #история #скандал