Сегодня расскажу о двух книгах. Эти книги объединяет многое.
- Адресованы они студентам-филологам.
- Их цель - продемонстрировать различные подходы к анализу художественного произведения.
- Написаны они супругами - Юрием Ивановичем и Ириной Георгиевной Минераловыми.
- Опубликованы в одном и том же, к прискорбию, издательстве, если эту шаражку можно так назвать.
Сначала о самих книгах, а потом о моем негодовании.
Основы теории литературы
Минералов Юрий Иванович (30.05.1948-29.08.2012) - выдающийся литературовед, Учитель моего научного руководителя. Доктор филологических наук (диссертация на тему «Поэтика индивидуального стиля», 1987), профессор. Литературный критик. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2004), член Союза писателей России.
Книга основана на конкретном исследовании русской поэзии ХIX в. (Державин и поэты его круга) и ХХ в. (Маяковский и поэты его круга). В книге излагается концепция поэтики стиля, исходящая из филологической традиции В. Гумбольдта, Ф.И. Буслаева и А.А. Потебни, а в современной филологии соотнесенная со взглядами А.Ф. Лосева.
Ю.И. Минералов вводит концептуальные понятия «стилевого пространства», «конфигурации стиля» и т. д. Произведение понимается не как статическая данность, а как процесс, как нечто развивающееся. В "состав" произведения входят планы, черновики и варианты. Художественное слово интерпретируется как свернутое произведение. Особое внимание автор уделяет вопросу художественного подражания (стилизация, вариация, реминисценция, парафразирование и т. д.).
Читать эту небольшую книгу было непросто. У Ю.И. Минералова, на мой субъективный взгляд, не очень лёгкий для восприятия слог, речь изобилует не вполне традиционными терминами. Книгу назвать учебником довольно сложно, это скорее научное эссе, монография о стиле. Даже на 5 курсе университета, когда идёт дисциплина "Теория литературы", мне, наверное, было бы сложно читать эту книгу и готовиться по ней к занятиям или зачётам.
С точки зрения источника для диссертации работа Ю.И. Минералова мне крайне полезна, так как разъясняет тот взгляд на теорию стиля, который мы будем брать за основу в моей НКР. Взгляд нетривиальный и отчасти спорный, но интересный к осмыслению и дальнейшей разработке, что, в целом, мне и требуется.
+ 271 страница
Основы филологической работы с текстом
Ирина Георгиевна Минералова (род. 22 августа 1953) - литературовед, доктор филологических наук, автор более 300 работ по проблемам теории и истории русской литературы, детской литературе, методике преподавания литературы. Сейчас работает в МПГУ в Институте филологии.
Я довольно давно знакома с Ириной Георгиевной: мы неоднократно встречались на конференциях в МПГУ и МГПУ, она приятный в общении человек, великолепный учёный и эрудированный увлеченный педагог.
Я приобрела эту книгу в марте этого года: мне, если помните, предстояло вести занятия у студентов-первокурсников. Дисциплина, к которой я готовилась в рамках практики, - "Анализ и интерпретация литературного произведения". Среди различных учебников и пособий, предложенных на маркетплейсах, я предпочла книгу человека, в компетентности которого я абсолютно уверена. Мне хотелось бы написать, что с покупкой я не прогадала, но это не совсем так... Чуть позже объясню причину своего разочарования...
Учебное пособие, как заявлено в аннотации, ориентировано на практическое освоение студентами методик и технологий филологической работы с художественным произведением. В книге представлены различные логические ходы в аналитической деятельности исследователя, показывается использование главенствующих методов в филологии: их комплексное использование, мотивированное целями, задачами исследования, а также составом самого эмпирического художественного материала. Это, в целом, так, хотя, признаться честно, я ожидала немного иного от пособия. Фактически эта книга - сборник статей, в которых демонстрируются, но не очень нарочито различные приемы анализа текста. Не очень нарочито, т.е. мне приходилось иногда останавливаться и возвращаться к началу статьи, чтобы освежить в памяти, к каким категориям обращается автор и зачем. Думаю, студентам-первачкам было бы ещё сложнее.
Набор текстов для осмысления и методов их рассмотрения великолепный (во всяком случае, для меня): и малые, и крупные прозаические формы, и разноплановая лирика... Представлены разные направления и разные культурные эпохи (и всё в рамках одного века практически!). Пособие, вне всяких сомнений, очень полезное, удобное, поистине прикладное (чего нельзя сказать о других подобных работах). Оно из серий "бери и вникай, как можно работать с текстом, если хочешь стать литературоведом".
+ 200 страниц
НО Я БЫ ПРЕДПОЧЛА НЕ ПОКУПАТЬ КОНКРЕТНО ЭТИ КНИГИ
Так что же не так? Качество двух этих книг.
Если бы я не была уверена в том, что Юрий Иванович и Ирина Георгиевна Минераловы - высококлассные литературоведы, я бы по прочтении этих книг решила, что они бестолковые безграмотные люди. Хотя о чем я? Я бы не стала дочитывать.
У меня возникли большие вопросы к издательству Юрайт. Очень большие.
Сейчас книги в продаже за 791 рубль и 616 рублей соответственно в PDF-формате на ЛитРесе. Я купила печатные за 1200₽ и 1100₽. Сейчас они ещё дороже. Для сравнительно тонкой книги цена высоковата. А количество опечаток в книге просто умопомрачительное!
У меня возникало ощущение, что редакторы просто без распознавания сканировали текст и не вычитывали его впоследствии: "с" вместо "о", отсутствие точек и запятых, нелогичные "-" на месте букв...
Сначала я старалась не обращать на это внимания: в книге Минералова опечаток было не более 20-25, но книга Ирины Георгиевны... Просто возмутительно.
Это не ошибки, это не недостаток работы авторов. Это халтура корректоров и редакторов, выпустивших переиздание с кучей ляпов. Неприятненько. Нет, безобразно!
Обе книги содержат полезную научную информацию. Они адресованы студентам, учёным, филологам! Людям, любящим язык и относящимся к нему бережно. Уровень безалаберности редакторов и корректоров Юрайта поражает.
Я никогда не жалею денег на покупку книг. Особенно книг, которые мне нужны и которые я хочу. Но здесь... Несмотря на то, что это нужные и хорошие книги, качество конкретных печатных изданий отвратительное в такой степени, что я никогда в жизни больше не отдам ни рубля за книги Юрайта. Я считаю полнейшим неуважением и к авторам, и к читателям выпускать такое в печать.
Как вы относитесь к опечаткам в книгах? Допустимо ли такое количество ляпов в учебных пособиях?