Найти тему
Про этот ваш digital

«Темная» сторона маркетинга — как продвигаются бренды алкоголя?

Оглавление

🍷 Разбираемся в культуре потребления вина и как его продвигать вместе с SimpleWine.

Мы в Molinos часто устраиваем мероприятия для клиентов, на которых щедро наливаем игристое для блеску глаз и увлеченного общения.

Сегодня вино — это уже часть культуры и определенного лайфстайла.

Вот только рекламировать такой замечательный напиток нельзя из-за законодательных ограничений.

Как тогда продвигать алкоголь и другие товары, которым закрыт путь в классическую интернет-рекламу?

Мы тоже озадачились этим вопросом и пошли за ответами к директору по e-com SimpleWine Полине Росс.

🍷Что такое дарк маркетинг

🍷Как меняется культура потребления вина в России

🍷Почему в дарк маркетинге так важно понимать свою ца

🍷Как креативить в нишах с ограничениями в рекламе

🍷Как работать с PR-поводами

🍷Событийный маркетинг в нише алкоголя

🍷Контент-маркетинг и партнерства

🍷Почему так много алкомаркетов и нужен ли вину онлайн-магазин

Дарк маркетинг

Вино — это часть алкогольного рынка, который называют дарк маркетом.

Дарк маркет — это рынок товаров, на которые действуют ограничения по рекламе.

Например, алкоголь, табак и искусственное прерывание беременности рекламировать вообще нельзя. А реклама аптек, лекарственных препаратов, финансовых и страховых услуг допускается с ограничениями.

Продвижение таких товаров с ограничениями называется дарк маркетингом, или «темной стороной маркетинга» в кругах специалистов👻

🔮 Звучит загадочно, но на самом деле никакой мистики тут нет.

По сути дарк маркетинг это совокупность способов достижениях медийных, performance и других показателей за счет ограниченного набора рекламных инструментов.

Хотите запустить рекламу нового пива в РСЯ или через таргет ВКонтакте? А нельзя!

Когда инструментарий ограничен, приходится искать новые виды коммуникации.

Один из способов — это продвижение товаров через смежные потребности аудитории и инфоповоды, которые их сопровождают.

Даже если вы не продвигаете товар с ограничениями, дарк маркетинг поможет вам по-новому взглянуть на свое продвижение и найти новые пересечения для коммуникации с аудиторией.

Но чтобы их найти, нужно действительно знать, кто ваша ца.

О конкретных инструментах с примерами мы расскажем позже, а пока давайте еще немного поговорим о вине и людях, которые его пьют.

А вы кто?

Самое главное для продвижения товаров с ограничениями — это хорошо знать свою ца.

Конечно, это важно для любого бренда, но в даркмаркетинге — знание клиента, его проблем, желаний и паттернов поведения помогает создавать нужный опыт, который играет важную роль, когда нет рекламы и других способов громко заявить о себе.

Многие бизнесы очень поверхностно знают свои покупателей. Например, у вас есть химчистка. Казалось бы, зачем люди приходят в химчистку? Привести свои вещи в порядок.

А вот и нет.

Вещи можно постирать дома, поэтому в химчистку ходят с очень конкретными запросами:

  • спасти любимую вещь и сохранить воспоминания;
  • привести одежду в идеальное состояние, чтобы чувствовать себя уверенно на мероприятии и другие запросы.

То же самое и с вином — этот продукт намного сложнее и люди, которые покупают разные вина могут сильно отличаться друг от друга.

Как меняется культура потребления вина

Чаще всего, алкоголь ассоциируется у нас с определенными паттернами потребления, а также с тем, кто именно его пьет — женщины, как будто, больше по вину, мужчины предпочитают что-то покрепче. А любовь к вину приходит с опытом.

Пиво приятно выпить на природе, особенно летом. А летняя вечеринка на террасе так и требует Просекко.

Если взять «среднее по больнице», то правда в этом есть. Но далеко на таких характеристиках не уедешь.

Для кого-то вино — это просто дань традициям или возможность расслабиться, а для кого-то — спектр ощущений, целая наука и приобщение к определенному сообществу.

Возьмем для примера винотеки SimpleWine — это магазины с богатым ассортиментом вин и аксессуаров к ним. У бренда качественно другой подход к вину — на сайте можно подобрать вино не только по цене и виду, но и в зависимости от вкусоароматики, содержания сахара, винограда, свои пищевых привычек (есть веганское вино) и даже еды, с которой вы хотите его выпить. А еще у SimpleWine есть рейтинг и блог о выборе, происхождении и сочетании разных напитков.

Все эти детали говорят о том, что SimpleWine продает вино не как напиток, а как яркий и интересный опыт, возможность изучить винную культуры и открыть новый гастрономический опыт.

Полина Росс, директор по e-com SimpleWine, поделилась с нами, что аудитория бренда — это люди, которые много путешествуют и для которых важно, чтобы трапеза была не только вкусной, но и красивой, гедонисты и эстеты.

Для них вино — это сложный, богатый и древний напиток со множеством способов изготовления, что равносильно искусству.

И в этом контексте интересно то, что аудитория бренда не совсем соответствует привычным ожиданиям.

Потому что большая ее часть — это не женщины, а мужчины, которые любят дорогие вина с наследием, которые с годами только увеличивают свою ценность — например, Chateau Margaux (стоимостью 147 тысяч рублей).

И что еще  интереснее — ценители вина “молодеют”.

В винотеки все чаще заходят парни и девушки от 20 лет, которые интересуются сложными напитками.

Это связано с тем, что все больше людей проникается вином и уровень винной грамотности растет.

-2

Креатив в нише с ограничениями

Креатив — это не обязательно что-то кардинально новое, яркое, броское и нетривиальное.

Например, креатив может проявляться даже в подходе к товарам.

Идея SimpleWine в том, что вино — это то, что сопровождает важные события в жизни, и потому его нужно выбирать с таким же трепетом на платье, локацию и меню.

Например, бренд придумал интересный способ поздравить с днем рождения — подарить вино года рождения именинника. Никаких дополнительных механик тут не нужно — это просто немного другой подход к выбору алкоголя в качестве подарка.

Другой пример — многие бренды алкоголя продвигают свои напитки с помощью продакт-плейсмента.

🤔 А что, если самим снять фильм о вине?

Так появилась картина «В винном отражении», которая рассказывает четыре истории о людях и вине. Фильм спрашивает зрителя «Как вино может повлиять на историю отдельного человека?».

Фильм создали владельцы, собственники и акционеры SimpleWine и отразили в нем ДНК бренда.

Фильм «В винном отражении»
Фильм «В винном отражении»

Событийный маркетинг

Бренды алкоголя могут не только сопровождать мероприятия но и создавать свои.

Например, SimpleWine сопровождает такие крупные мероприятия, как «Формула-1».

А также создает свои события:

  • фестивали — недавно SimpleWine Fest прошел в Севкабель Порте в Санкт-Петербурге;
  • винные туры — путешествия к винодельням (например, к Шумринке — российской винодельне);
  • дегустации;
  • образовательные курсы — например, обучение сомелье;
  • закрытый клуб для ценителей премиального вина.
-4

Как работать с PR-поводами

Инфоповоды — один из способов продвижения в дарк маркетинге.

Они могут находиться, как в публичном пространстве, так и создаваться изнутри, когда бренд рефлексирует на какую-то тему и сам рождает событие.

Самые простые инфоповоды — это праздники.

Но можно пойти дальше и найти инфоповод в самых неожиданных местах.

Например, Артемий Лебедев у себя в Facebook* о вине и винотеках. Его ключевая мысль была в том, что сейчас многие винотеки не располагают к тому, чтобы в них зайти. они скучные, вина находятся за пыльными глянцевыми витринами — все непонятно и дорого, поэтому большинство людей думают «ой это ваше вино — вообще не моя история».

К нему в комментарии пришел Максим Каширин, президент Simple Group. Завязалась дискуссия, который в итоге вылилась в совместный спецпроект, в рамках которого Артемий вместе со специалистами создал оформление для некоторых винотек.

-5

Также инфоповод можно создать самостоятельно, если опять-таки лучше изучить свою аудиторию.

У многих людей, переболевших COVID-19 изменился вкус к еде и обоняние.  То, что раньше вызывало трепет и эмоции стало неинтересным.

SimpleWine начал искать «ковид-сомелье», которые тоже переболели COVID-19, чтобы они могли помочь покупателям выбрать вино с их изменившимися ощущениями.

Так родился Re-Wine — проект для тех, кто столкнулся с паросмией — изменением восприятия вкусов и ароматов.

Он включал в себя советы, которые помогут восстановить обоняние и карту вин для тех, кто столкнулся с паросмией. Позже в SimpleWine News вышла статья, в которой специалисты также рассказали подробнее об этом новом для большинства людей явлении.

-6

Контент-маркетинг и продвижение сопутствующих товаров

Контент-маркетинг часто используют, когда продукт сложный и его нельзя “пощупать”. Это обычная ситуация для сферы недвижимости, финансов, строительства и медицины.

Чем больше пользователь узнает об услуге, сфере или особенностях продукта, тем больше он доверяет компании. Потому что не доверяют тогда, когда ничего не понятно.

Поэтому главная задача — просто и понятно рассказать о сложных вещах, помочь сориентироваться и попытаться создать опыт, который человек приобретает от взаимодействия с продуктом.

Что могут сделать производители алкоголя(не только вина):

  • делиться рецептами коктейлей;
  • писать полезные статьи про гастрономию, о том, как выбирать вино к разным поводам.

Как решить проблему с ароматикой?

Человеку важно не прогадать с выбором вина, но почувствовать нотки вкуса и запаха через экран или открыть бутылку в офлайн-магазине он не может.

SimpleWine решил эту проблему с помощью визуала. Они наглядно показали вкусы, которые человек сможет почувствовать — мята, жасмин, дыня, апельсин и другие.

Фух, слава Богу!
Фух, слава Богу!

Другой аспект потребления вина — это атмосфера. для ее создания нужны аксессуары, например, красивые бокалы, декантеры и другие. Все это сопутствующие товары, которые по сути помогают продвигать то, для чего они и нужны — вино.

Партнерства

Это снова история о том, что к аудитории можно и нужно заходить через смежные интересы.

Как это работает с вином:

Человек, который требователен к качеству вина, скорее всего, так же относится и к своему образу жизни —  к питанию, одежде, увлечениям.

Например, исходя из этого SimpleWine имеет партнерства с экофермами, доставками натуральных и редких продуктов (например, хамона — из-за санкций).

Партнерство может иметь разный формат:

  • кросс-промо,
  • рассылки,
  • акции,
  • офлайн-партнерства.

Но суть одна: это все разные потребности одного клиента, через которые бренд может нативно продвигать свой продукт.

А теперь поговорим об офлайн и онлайн торговле в алкогольном сегменте.

Офлайн-пространство: почему магазинов алкоголя становится все больше?

Например, наше агентство Molinos находится в Петербурге. И даже у нас бизнес-центре есть винный магазин. Совпадение? Не думаем 😏

Но если серьезно, то сейчас магазины, которые специализируются на алкогольной продукции, буквально в каждом доме, как в центре, так и в спальных районах особенно.

Почему так важно иметь офлайн-магазин, когда все можно купить в онлайне?

С точки зрения любого рынка в котором запрещена доставка (а доставлять алкоголь запрещено), любые розничные точки — это пункты самовывоза.

Чем ближе и чем больше пунктов, тем удобнее для людей. И тем больший объем аудитории ты можешь захватить.

Мало кто готов поехать за бутылочкой вина на другой конец города.

Другая ситуация — это когда человек хочет заказать вину к какому-то событию.

Тогда винотек должно быть просто достаточно, чтобы ценители, которые хотят выпить вина с удовольствием, смогли получить его доставкой в разумные сроки.

Тогда нужно ли алкогольным брендам развивать e-com?

В офлайне ассортимент ограничен широтой полки. Потому что в обычном магазине сложно уместить всю коллекцию напитков. Есть определенный портфель, который эффективнее выставлять в офлайне.

Онлайн в данном случае — это витрина. То есть место, где можно вдохновиться, посмотреть рейтинги, почитать критиков.

Это винное сообщество, в рамках которого вы можете и сами становиться экспертом, делиться мнение.

А еще, например, у SimpleWine есть система рекомендаций, которая запоминает предпочтения и которая помогает выбирать вино.

В офлайне помогают консультанты, а в онлайне — алгоритмы.

Еще больше интересного…

О вине и его продвижении — в 20 выпуске нашего подкаста «Про этот ваш digital».

Это была необычная тема для нашего канала, но надеемся, вам было интересно❤️

Подписывайтесь на канал «Про этот ваш digital», чтобы мы писали еще больше полезных и интересных материалов о маркетинге и дарк маркетинге в том числе.

А если сомневаетесь, почитайте другие наши статьи:

-9