Периодически, кто-то спрашивает, а что такое нейрогимнастика? А что за упражнения Вы делаете?
И прямо в лоб говорю ЛЮБАЯ ЗАРЯДКА для аутиста - уже нейрогимнастика.
Ну как же? Ну что Вы такое говорите? Надо ж по уму.
Отвечаю.
По уму.
ЛЮБАЯ ЗАРЯДКА из ЛЮБОГО справочника по физре - это уже нейрогимнастика для аутиста. Особенно для маленького.
Почему?
Да потому что вряд ли он с ней справится...
Почему?
Может, потому что не умеет (не может) инструкции выполнять?
Может, потому что не в силах делать микродвижения со своим телом?
- Что Вы такое говорите, как это не может?
Ну... Гм...
С чего обычно начинается любая зарядка?
С шеи.
А потом идут плечи.
Вопрос: - Чей-нибудь сложный ребёнок поймёт, что значит команда "вращать плечами"?
А даже если поймёт или Вы покажите, он сможет это сделать?
Сильно сомневаюсь. Прям очень и очень сильно.
Кто-то не сможет, потому что всё равно ничего не поймёт.
Кто-то не сможет, даже если поймёт, потому что будет не в силах отправить сигнал в плечи. Да... Именно!!!
Это очень странно сейчас прозвучало. Но я вас уверяю, не сможет. Проверьте. Обычное движение плеч по кругу вперёд, а потом назад. Без рук. Такое микродвижение.
Имею ввиду сложных детей, которые не очень-то прям идут на контакт.
---
И вот пожалуйста. Что будет, если Вы сможете звезду с неба достать научить такого человека отправлять тот самый сигнал от мозга к плечам?
Думаю, выстроятся новые нейронные связи. И вуаля, вот вам и нейрогимнаситка)))
---
Конечно, не надо начинать ни с каких плеч, если ребёнок на это не способен.
На мой взгляд (и я так и делала), начинать нужно с широких движений, которые ребёнок сможет увидеть глазами. Движение плеч увидеть сложно.
Все знают махи руками, когда одна рука вверх, другая вниз. Разминается таким образом спина и те же плечевые суставы.
Но только это движение очень яркое, очень заметное. И то не факт, что ребёнок справится... Почему? Потому что (зуб даю) телом не владеет.
И кто-то скажет, ну и что что не владеет? Какое это вообще отношение имеет к психике, к аутизму?
Не знаю. Никакое.
Но... Мои наблюдения показывают, что, чем лучше в частности Гриша, овладевает своим телом, тем ровнее становится его психика. Почему? Не знаю. Без иронии. Не знаю...
Но наблюдаю повсеместно разболтанных, расшатанных, неуклюжих, гипермобильных, шаркающих аутистов. Это почему? Потому что они аутисты? А аутисты все такие? А может, они аутисты, потому что...
Отступление.
Да. Знаю, что есть единицы, физическим состоянием которых параноидально занимаются родители. И там всё хорошо с телом. Но на психику это не повлияло вроде как (уточните, пожалуйста, у кого дети супер владеют своим телом, повлиял ли этот факт на их состояние?)
Я не могу поверить, что не повлиял. Не может такого быть.
Человек, который чувствителен к своему телу, знает, как бросить мяч, чтобы попасть, способен совершать с телом серьёзные целенаправленные действия, мне кажется, отличается от человека, который этого не может. Имею ввиду аутистов. Постоянные систематические тренировки годами просто не могут пройти мимо психики. Никак. И вообще, то, что они стали возможны с аутистом, говорит или о том, что родители стояли рядом с кнутом и не позволяли сбежать, чем совершили максимально возможное и полезное влияние на мозг (ДА!), или аутист не так и плох был изначально.
Итак.
Хотите заниматься с аутичным ребёнком нейрогимнастикой?
Берите ЛЮБУЮ зарядку и смотрите, а что он вообще сможет из неё сделать. Какие упражнения? Хоть что-то. Нашли? Вот и делайте.
Систематически, каждый день. Постепенно добавляя новые упражнения или усложняя старые.
И будет вам счастье. Или нет. Но то, что польза будет - факт.
---
На фото ниже вроде как ничего особенного.
Если не знать, что у Гриши кифоз... о котором, я предполагаю, многие уже и не помнят. По простому, кифоз - это круглая спина. Это не плохая осанка, это реально круглая спина. И в перспективе - горб...
И вот "зарядка, нейрогимнастика, йога", упражнение.
На фото выше Гриша не прикалывается ни разу. Он реально так становится в начале. Потом усилием чего... мозга? принимает правильное положение.
Как именно это происходит, видно вот на этом видео (кусочек из нашей ежеутренней не то зарядки, не то практики, не то нейрогимнастики). Фото - это скриншоты из видео.
И вот, чтобы он так смог управлять своим позвоночником (и ходить, и сидеть с правильным положением позвоночника)... мы работаем уже... скоро как два года. Начиналось всё с того, что... он не мог практически ничего.
Это к вопросу о том "как лечить или корректировать спину сложному аутисту?".
НИКАК.
Он же инструкций не может выполнить. И его тело не слушает...
Но... по чуть-чуть каждый день и что-то да будет.
И именно эта проблема со спиной, необходимость над ней работать (КАК????)... и привела меня к совершенно неочевидному (для многих, поверьте) факту, что "научи аутиста бегать (нормально) и он станет чуть менее аутистом".
Учу. Вижу. Вы видите. Я, правда, это называю "вдруг" и "само". Но не вдруг и не само.
Йога вот теперь у нас есть.
На фото это Уткатасана или "Поза стула"))) Дальше (в усложнении) надо руки поднять. Но... руки Гриша поднять и не может. Или может, но смещается баланс и мгновенно "плывёт" позвоночник...
Придёт день, покажу вам "стул" с поднятыми руками.
А пока вот к такой спине стремимся. Уже может стоять-ходить так при условии, что контролирует себя. Не всегда и не везде, конечно.
П.С. Лечили спину, вылечили аутизм)))
П.С. 2. Напоминаю, кто забыл, начинали мы 3 года назад (уже на Дзене) с лодочки и делали её вот так, как описано в статье по ссылке ниже.
Это к слову о "выполнении инструкций". Гриша на ваших глазах прошёл путь от невменяемой "лодочки" к "прогни спину"? Серьёзно?
П.С. 3. На эту же тему взгляд Татьяны, мамы двух маленьких аутистов, автора канала "Дважды аутизм".