Помните, какие отчаянные и истошные требования раздавались на Западе после начала нашего мероприятия. А санкции как они дружно вводили? Вот и я не помню. Нет, санкции помню, дружбы не видел.
Каждая страна билась насмерть с Брюсселем, чтобы исключить из санкционного пакета, то, что ей мешает: нефть, газ, уголь, алмазы. Политики ломали копья, жители ломали копья, и только кое-кто был далек от всего этого. Они просто лежали на европейских площадях в краске и устраивали перфоманс.
Ну еще мы с вами были далеки от этого, мы просто сидели и смотрели, задавали вопрос: ну, когда ваш очередной пакет там?
Так и стоит перед глазами бессмертная сценка: ну возьмите меня! - а я не хочу!
Так и живем. Если бы наши западные соседи определились в конце концов, что нам с ними делать: брать или не брать. А то мы согласны - они не хотят, а когда они хотят, то мы не готовы. Тьфу, совсем запутался в этих отношениях. Кто бы мог подумать, что модное западное слово - “абьюз”, будет так хорошо подходить под описание наших взаимоотношений с Европой, до 2014 года. Благо мы вырвались из этих токсичных связей.
Но вы ведь знаете, что это все неспроста? Конгломерат европейских стран решил отыграться друг на друге. Вернее, припомнить всем наглецам, что они там просили.
Один из ударов пришедших из Брюсселя пришелся по маленькой и гордой Болгарии, которая торговалась, торговалась и выторговала на свою голову исключения из пакета евросанкций. Какого по счету уже и не вспомню, да и не важно. Главное - Брюсселю попытались выкрутить руки, и кто это сделал?! - София! Ну держись!
Брюссель ждал, ждал и дождался. Теперь будет отыгрываться на Болгарии и делать из нее показательный пример.
Мешаете вводить санкции? Хотите исключений из санкционного пакета? Хотите еще минимум два года российскую нефть покупать и плевать вам на солидарность? Ну, что же...хорошо. Вот бумага. Подписывайте.
Болгария на такую бумажку клюнула и вот теперь Евросоюз явился за своим.
Вы, конечно, знаете, что у наших доморощенных фанатов звездно-голубого объединения есть икона, которая называется: Шенгенская зона. Хлебом не корми, а шенген им дай. Великое это дело, быть обладателем шенгенской визы и иметь возможность приложиться к европейским мощам.
Но тут вот какое дело. Болгария, частью шенгенского пространства Евросоюза не является. И еще долго не будет являться, если только...не расторгнет концессию с российской компанией “Лукойл”. Которой принадлежит портовый терминал в Росенце. Еще у Лукойла в стране есть НПЗ и сеть АЗС.
Что делать? Выбирать: шенген или концессия.
Нетрудно догадаться, какой именно выбор будет сделан в Софии, депутаты тамошнего парламента уже призывают лишить “Лукойл” концессии.
О причинах мы поговорим чуть позже, а пока обсудим как это все связано с санкциями?
Все дело в том, что Болгария еще два года может импортировать нефть из России, несмотря на ограничения. То есть болгаров вынуждают отказаться от своих же собственных исключений ранее 2025 года.
Спрашивается, зачем было соглашаться, раз вы все равно будете пытаться продавить члена блока на отказ. Но это мы с вами спрашиваем, у них такие вопросы не стоят.
Болгария пошла против генеральной линии партии и теперь придется отдуваться.
Один из учеников, которого мы не можем тут прямо назвать, сказал: обещайте им все что угодно, а делать галстуки мы будем потом. Я несколько смягчил выражение, но вы его узнали.
Считаете, что тот персонаж сам его выдумал? Никак нет. Учился у Европы, как и все они.
Ситуация в Болгарии — это частный пример общей практики.
Характерная цитата:
«Всегда были сомнения по поводу контроля над этим портом. А наша цель – вступление в Шенген, и это большой и четкий шаг в этом направлении. Министерство транспорта заявило, что может управлять портом. Таким образом, будут доходы, которые пойдут в казну», – заявил член Народного собрания Кирил Петков.
Концессия на 35 лет? Нет, не слышали. Договор был подписан другими людьми и в других условиях. Соблюдать его не обязаны.
Вот это их мотивировочная часть.
Бвают такие фразы, которые нужно отлить в граните и вытатуировать на лбу, - одна из таких.
То есть, раз договор подписан был в 2011 году и тогда в Болгарии были другие люди, то, как тогда работать?
А мы еще удивлялись, что обещание не расширять НАТО на восток, так и осталось обещанием. Действительно, если там считают, что договор связывает лишь тех, кто его подписывал, то на этом наши полномочия все, как говорится.
Болгария в этом отношении стала показательным государством, которое подвергается регулярной порке Брюсселя и Вашингтона.
Был “Южный поток” - утопили заранее, еще до рождения. Была АЭС “Белене”, многострадальная. Не достроена. И на станции “Козлодуй” так же не все гладко.
Теперь вот очередь дошла до нефти и газа. Возможно, Брюссель так суров к Болгарии, потому что считает ее 16-й республикой бывшего СССР? И даром, что такой в природе не было. Это же ЕС - там все возможно.
Так или иначе, а европейские злоключения Болгарии только начинаются, как и злоключения всего Евроблока. В конце концов можно расторгнуть договор концессии, можно заморозить строительство АЭС или отменить газопровод. Отмененных и замороженных проектов в мире в разы больше, чем реализованных, но отмена отмене рознь. Когда все сворачивается из-за окрика из-за границы, то такое государство обречено на забвение.
О чем прекрасно говорит экономическое положение Болгарии. Его комментировать, только портить. А расторжение такого соглашения рискует еще больше ухудшить ситуацию. Ирония в том, что делается все ради того же самого безвиза, который погубил одну нашу незадачливую соседку. Для чего все делается? - Для туризма.
Туризм, как отрасль экономики, - вещь хорошая, бесспорно. Вот только ненадежная. Туристы есть - есть туризм, нет туристов, ну на нет и енотов нет.
И это при условии, что туристы будут. Туризм — это хороший показатель благосостояния страны, реального, а не дутого. Вот с благосостоянием сейчас в Европе не все гладко и не факт, что туристы из Европы, для которых все делается, будут и принесут достаточно денег, чтобы София перекрыла все свои убытки.
К тому же, в 2025 году Болгарии все равно пришлось бы отказаться от нефти, так что, возможно, разрыв соглашения сейчас и принесет “Лукойлу” больше пользы.
И хотя данное дело сугубо экономическое, политический подтекст тут виден невооруженным глазом. Европа в лице Брюсселя, взяла курс на конфронтацию с Россией, и эта политика не изменится. К этому нужно быть готовым и не питать иллюзий относительно западной договороспособности.
Уместно будет напомнить один исторический прецедент, связанный с Францией, Великобританией и Израилем. Когда указанные страны планировали агрессию против Египта в 1956 году, Израиль настаивал на подписании письменного договора, опасаясь, что Париж и Лондон не сдержат устное слово.
В общем, об этом помнить нужно всегда.
Еще один европейский бунтарь Виктор Орбан, назвал Евросоюз “федералистской империей”, которая указывает странам как им жить. Но правда в том, что именно отсутствие федерализма и делает Европейский союз таким уязвимым к давлению из-за океана.
Когда Европу вынуждают выдавливать российский бизнес и тем самым стрелять себе по ногам. Все для того, чтобы на смену нашим компаниям пришли американские и позволили дышащей на ладан системе продержаться еще немного.
Уже упомянутая нами АЭС в Болгарии, которую не дали достроить Росатому, но пустили туда американскую Вестингхауз. Или аналогичный прецедент в Финляндии, которая разорвала все экономические отношения с Россией и оказалась в цепких руках идеального кризиса. О чем их президент недавно сокрушался: Хельсинки единственные, кто действительно порвал связи с Москвой и оказался в гордом одиночестве. Ведь все прочие разорвали отношения только на словах, а “лучшие ученики” делают все на практике.
Болгария, Финляндия, Германия далеко не единственные на этом празднике экономического непослушания. Польша дружно встала в стройный ряд.
Буквально вчера Варшава отрапортовала, что принудительно перевела под свое управление две компании, связанные с Россией, совладельцами которых были наши предприниматели.
Гордо сообщая, что они (Польша) первая страна в Европе, которая ввела соответствующий механизм в свое законодательство и применила его на практике.
Послушаем министра развития технологий Польши Вальдемара Буду:
«Мы — первая страна в Европе, которая ввела механизм временного принудительного управления. Сегодня я принял ещё одно решение о его применении»
Удивительно, как рыночные механизмы уступают роль государственному регулирования. Говорят, что, если долго всматриваться в Польскую Народную Республику, Польская Народная Республика начнет всматриваться в вас.
Поспешу расстроить польского министра, но это не тот случай, когда стоит гордиться своим первенством. Прецедент, конечно, создан, вот только историческая практика показывает, что обычно польское первенство, заканчивается не слишком хорошо.
Но раз пошел такой банкет, то остается пожелать нашим бывшим друзьям в Европе счастливого и жаркого лета, а также морозной зимы. И Боржоми пить заранее, если Грузия, конечно, продаст.
Автор блога Время и цивилизация специально для нашего канала
Не забудьте поддержать автора лайком!