Марка Афинского неспроста называют легендарным пустынником – с православной точки зрения, других подвижников, равных ему, в общем-то, и нет. Но в чём именно заключался его великий подвиг, совершённый во имя Господа и веры?
Преподобному исполнилось тридцать пять лет, когда он, похоронив своих родителей, решил покинуть родные Афины. Марк жаждал оградиться от мирского и суетного, поселившись в глухой и безжизненной Ливийской пустыне (ныне – Эфиопии), близ Фракийской горы, дабы посвятить свою жизнь безропотному и усердному служению Господу.
Обосновавшись в пустыне, Преподобный на протяжении девяноста пяти лет не встречался и не разговаривал с людьми. Всего же Марк Афинский прожил сто тридцать земных лет.
Первые тридцать лет оказались для Преподобного наиболее тяжёлыми – он жил в пыльной каменистой пещере, выщербленной в горе на огромной высоте. Она располагалась настолько высоко, что подниматься к ней, карабкаясь вверх, нужно было на протяжении семи дней.
С края горы открывался вид на бескрайнее синее море, а её гигантская вершина, казалось, пронзала небесный свод. Через некоторое время, когда одежда и обувь Марка рассыпались в прах, Преподобный был вынужден ходить нагим, постоянно страдая то от нещадного зноя, то от пронизывающих холодов.
Питался Преподобный тем, что было ему доступно – пылью и скудной растительностью, произраставшей на мёртвой пустынной почве, а пил морскую воду. Более того, Марк находил в себе силы сопротивляться не только неблагоприятным внешним условиям, а также постоянному голоду и жажде, но и бесконечным нападкам со стороны дьявола.
Так проходили годы. Марк ни на миг не прерывал своего усердного служения Богу, находясь в абсолютном уединении. И только спустя тридцать лет подобной жизни на Преподобного снизошла великая благодать, уготованная Господом – его тело вдруг покрылось длинными, густыми, шелковистыми волосами, спасавшими его и от палящего солнца, и от жестоких северных ветров. Кроме того, пищу и питьё Марку начали приносить Ангелы.
Однако самым главным даром для Преподобного стало то, что ему было дозволено узреть Рай и побеседовать с Самим Небесным Отцом.
Как-то раз один монах, которого звали Серапионом, прилёг и заснул посреди египетской пустыни. Во сне ему явилось Божественное видение – пробудившись, он понял, что должен во что бы то ни стало и как можно скорее повидаться с Преподобным Марком Афинским.
Путь до Фракийской горы был неблизким – монаху предстояло преодолеть множество пустынных земель, выжженных лучами палящего солнца. Идти предстояло около месяца, однако Серапион не убоялся ни предстоящих тягот, ни усталости, ни зноя. Уповая на Господа, монах отправился в путь, взяв в дорогу лишь фляжку с водой да несколько финиковых плодов.
Серапион шёл уже много дней – ему казалось, что путешествие это было бесконечным, настолько тяжёлым и изнуряющим оказался его путь. По дороге ему не встретилась ни одна живая душа – ни человек, ни зверь, ни птица. Однако, взойдя, наконец, на вершину величественной Фракийской горы, монах узрел нечто поразительное - с небес к Преподобному Марку сходил Ангел Божий, говорящий ему:
«Блажен ты, Марк, и уготована тебе Божественная благодать! Мы помогли отцу Серапиону прийти к тебе – ибо его, и никого иного, так жаждал видеть дух твой!».
Марк очень обрадовался, увидев монаха – он с большой теплотой встретил Серапиона, обняв и поцеловав его.
- Поистине велик подвиг, совершённый тобой, - сказал Преподобный монаху, поражённому увиденным и услышанным, - Ты предпринял огромный труд для того, чтобы увидеть меня и мою скромную обитель!
И, благословив Серапиона, Марк продолжал так:
- Почти сотню лет я провёл в этой пустыне, и все эти годы я не видел и не разговаривал с людьми. Но сейчас я смотрю на твоё лицо, которое жаждал узреть долгое время. Ты не убоялся трудностей и тягот, и, несмотря ни на что, пришёл ко мне. И потому Отец Небесный, когда настанет час Великого Божественного Суда, вознаградит тебя.
Серапион, слушая Преподобного с душевным трепетом, не проронил ни слова. Марк же, ненадолго замолчав, заговорил снова:
- Как я уже говорил, я провёл в этой пещере почти сотню лет. И за всё это время я не видел ни людей, ни зверей, ни птиц. Почти сто лет не пробовал хлеба, испечённого людьми, не надевал на себя одежд. Первые тридцать лет я страдал от ужасной нужды, скорби, голода, жажды и наготы, но сильнее всего – от соблазнов, непрестанно насылаемых на меня нечистыми. Мучаясь от голода, был вынужден питаться земной пылью. Страдая от жажды, был вынужден пить солёную морскую воду.
Бесы тысячи раз клялись, что утопят меня в морской пучине, и, хватая меня, пинками и ударами стаскивали вниз, к самому подножью горы. Однако я снова и снова возвращался на вершину. Это повторялось очень много раз, до тех пор, пока кожа не сошла с моего измученного тела. Волоча и избивая меня, нечистые силы громко кричали:
«Уходи! Прочь с наших земель! С самого начала времён никто не отваживался взбираться на эту гору. Отчего же решился ты?»
Однако после того, как я ежечасно страдал на протяжении трёх десятков лет, Господь одарил меня Своей великой благодатью, излил на меня Своё милосердие и доброту. По Его воле изменилось моё естественное тело – оно покрылось длинными волосами. Кроме того, ко мне приходят Ангелы, даруя мне пищу и питьё.
Я был удостоен чести увидеть нечто, очень похожее на Царствие Небесное, а также его блаженных обитателей. Эта Царствие уготовано всем Святым, всем тем, кто творит доброе и благое. Я видел то, что называют Божественным Раем, видел древо познания, плоды которого вкушали наши далёкие предки. И не осталось ничего такого, чего Бог не дозволил бы мне увидеть, когда я просил Его показать мне что-либо.
Шерсть, дарованная Господом и покрывавшая тело Преподобного, в действительности была столь же длинной и густой, как у зверя. Отличить Марка возможно было, только услышав его голос.
Важно отметить, что посетить Старца монах Серапион должен был и по ещё одной важной причине. Небесному Отцу было известно о том, что Марку Афинскому недолго оставалось существовать в земном обличье. Он помог Серапиону прийти к Преподобному вовремя – именно монаху и предстояло захоронить, как должно, тело усопшего.
Марк, также зная об этом, сказал Серапиону:
- Нынешний день для меня – наиболее важный из всех прожитых. Сегодня моё тело, изнурённое трудами и болезнями, упокоится, сегодня станет свободен от земных тягот и мучений мой бессмертный дух. Он освободится, чтобы оказаться, наконец, в Царствии Небесном...
Всё произошло так, как и было задумано Господом. Перед смертью Преподобный вознёс молитву о спасении нашей земли и каждого, живущего на ней. Серапион поступил согласно последней воле Марка – он захоронил тело Преподобного в его пещере, загородив вход в неё крупными камнями.
Кроме того, монах стал свидетелем восхождения духа Марка Афинского – он видел, как его душа вознеслась к Небесам, разверзнувшимся для её принятия…
Марк Афинский родился в двухсот семидесятом году, и прожил сто тридцать лет, упокоившись в четырёхсотом году.
Также читайте: