В состав ВМФ входит всё больше новых кораблей и судов
Судостроение – длительный процесс. От начала проектирования до сдачи заказчику головного корабля проходят годы. И за один день, месяц или год выбраться из кризиса, в котором оказалась отрасль в результате развала в 90-е годы, невозможно. России понадобилось для этого почти два десятилетия.
На рубеже годов
Сегодня мы уже можем говорить о том, что страна преодолела спад и вышла на массовое строительство и ввод новых боевых единиц ВМФ. Стали уже традиционными церемонии, когда под руководством Верховного Главнокомандующего Президента России Владимира Путина в один день закладываются или вводятся в строй сразу несколько надводных кораблей и подводных лодок.
Одна из таких церемоний состоялась накануне нового 2023 года. Глава государства в режиме видеоконференции принял участие в церемонии подъёма Военно-морского флага на кораблях, поступающих в состав Военно-Морского Флота России, и спуска на воду атомного подводного крейсера «Император Александр III».
В ходе мероприятия судостроительные верфи в Северодвинске, Балтийске и Владивостоке передали в состав ВМФ атомный подводный крейсер «Генералиссимус Суворов», малый ракетный корабль «Град» и морской тральщик «Анатолий Шлемов».
«Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III» – шестой и седьмой подводные атомные ракетные крейсера стратегического назначения проекта 955А «Борей-А». Эти подводные лодки последнего поколения вооружены межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава».
Владимир Путин поздравил военных моряков и корабелов России с этим знаменательным, этапным для флота событием, поблагодарил коллективы «Севмаша», Зеленодольского и Средне-Невского судостроительных заводов за добросовестный труд, за своевременное и качественное выполнение заданий.
При этом Президент обратил внимание, что в рамках действующей госпрограммы вооружения будут построены ещё четыре такие подводные лодки, что обеспечит безопасность России на десятилетия вперёд.
Малый ракетный корабль «Град» – также проект нового поколения. Корабли этого класса показали высокую эффективность при решении боевых задач в Сирии, хорошо зарекомендовали себя в ходе специальной военной операции.
К новому поколению относятся и морские тральщики, такие как «Анатолий Шлемов». Этот проект считается одной из самых успешных российских разработок в надводном кораблестроении. В перспективе планируется построить ещё десять кораблей этого класса.
– Мы будем повышать темпы и объёмы строительства кораблей разных проектов, оснащать их самыми современными средствами вооружения, вести оперативную и боевую подготовку моряков с учётом опыта, полученного в ходе специальной военной операции, словом, делать всё необходимое, чтобы надёжно обеспечить безопасность России, защиту наших национальных интересов в Мировом океане, – сказал Президент.
В начале января «Генералиссимус Суворов» прибыл к причалу в главную базу Северного флота Североморск. На Северном флоте экипаж подводного крейсера должен пройти цикл боевой подготовки и сдать необходимые курсовые задачи, и уже после этого отправится к месту постоянного базирования на Тихоокеанском флоте. По данным ТАСС, межфлотский переход может быть совершён в августе 2023 года.
Ремонт обновляет корабли
Весной в состав Балтийского флота после ремонта и модернизации вернулся сторожевой корабль «Неустрашимый.
Как сообщал «Интерфакс», до прихода на судостроительный завод «Янтарь», корабль прошёл около 120 тыс. морских миль, совершил несколько десятков зарубежных походов, в том числе в Средиземное море и Индийский океан. Корабль участвовал в операциях против сомалийских пиратов и сопровождал торговые суда в районе Африканского Рога, являлся участником международных военно-морских учений Baltops, обеспечивал официальные визиты и участвовал в торжественных международных мероприятиях.
В ходе модернизации «Неустрашимого» были выполнены работы по дооснащению корабля современными средствами навигации, радиолокационного наблюдения и обнаружения целей. Кроме того, восстановлена работоспособность артиллерийского комплекса, зенитного ракетного комплекса, средств управления движением, средств борьбы за живучесть, средств радиационной химической и биологической защиты, комплексов связи.
В период проведения приёмосдаточных ходовых испытаний на корабле была проверена работоспособность средств навигации, радиолокационного наблюдения и обнаружения целей, артиллерийского комплекса, зенитного ракетного комплекса и ряда других систем.
Адмиралтейцы задают темп
На Адмиралтейских верфях в Петербурге стапеля работают как хорошо отлаженный конвейер. Корабелы в апреле 2023 года спустили на воду ДЭПЛ «Можайск», пятую в серии, строящейся на предприятии для Тихоокеанского флота России. В церемонии принял участие Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Николай Евменов. До этого в ноябре был поднят Андреевский флаг на другой субмарине для ТОФ – «Уфа».
Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.
В конце декабря 2022 года там же, на Адмиралтейских верфях, спустили на воду подводную лодку «Великие Луки» проекта 677 «Лада».
«Великие Луки» относится к четвёртому поколению неатомных подводных лодок. На сегодняшний день ПЛ 677 проекта признаны самыми современными и перспективными отечественными неатомными подводными кораблями, которые существенно отличаются от кораблей 636 проекта, в первую очередь, по уровню автоматизации. Предприятие строит корабль по скорректированному проекту, опираясь на результаты опытной эксплуатации ДЭПЛ «Санкт-Петербург» – головной в проекте. На «Великих Луках» модернизированы система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения, навигационный комплекс.
Предприятие продолжает строительство ещё двух подводных кораблей проекта – «Вологда» и «Ярославль». Они были заложены парно в июне 2022 года.
Тральщики и корветы
На Средне-Невском судостроительном заводе спущен на воду корабль противоминной обороны «Лев Чернавин». Он стал восьмым по счёту минным тральщиком, построенным по проекту «Александрит». Эти корабли имеют самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии. Его масса значительно меньше по сравнению с металлическим корпусом. При этом существенно увеличивается прочность. Кораблям, выполненным из композитных материалов, не страшна коррозия, а срок службы, при соблюдении норм эксплуатации, неограничен.
После спуска на воду «Лев Чернавин» встал у причала завода. Здесь продолжатся достроечные работы. В ближайшее время заводская сдаточная команда начнёт подготовку к первому этапу швартовных испытаний. Передача корабля ВМФ РФ ожидается в конце 2023 г.
Проект разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Эти корабли относятся к новому поколению миннотральных сил и предназначены для борьбы с морскими минами. Тральщики могут их обнаруживать как в воде морских акваторий, так и в грунте. При этом им не обязательно входить в опасную зону. Для борьбы с минами корабли используют разные виды тралов, а также телеуправляемые и автономные необитаемые подводные аппараты.
В середине мая был поднят Георгиевский флаг на корвете «Меркурий», построенном на Северной верфи. Церемония приёма корабля в состав флота прошла под руководством Главкома ВМФ России адмирала Николая Евменова. Корвету проекта 20380 в октябре 2021 года было присвоено имя «Меркурий» в честь брига, ставшего символом мужества и мастерства русских моряков. 14 мая 1829 г. под командованием капитанлейтенанта Александра Казарского он одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями, «Селимие» и «Реал-беем», имевшими десятикратное превосходство в количестве орудий. Современный «Меркурий» – пятый корвет. Многоцелевые корветы предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. На кораблях размещены артиллерийские, противоракетные, противолодочные, гидроакустические и радиолокационные комплексы, ангар для вертолёта Ка-27.
Максим КИРПИЧНИКОВ
Фото из открытых источников
Санкт-Петербург