Найти тему
Капитан A320

Пилот-самоучка? Нет, не бывает!

Опубликовал я несколько дней назад художественно-просветительский рассказ:

Ну и, как всегда, посыпались комментарии несогласных. Типа таких: "Да я 40 лет летаю - все делается наоборот! Скорость - газом!". И слова-то умные вворачивают. Прям... прям веришь, что действительно, пишет тебе пилот-инструктор, выпустивший не один десяток учеников. Но попалились все "инструктора" на пустяке. Как только у них кончились аргументы они... стали ссылаться на РЛЭ, то есть Руководство по Летной Эксплуатации.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

"Там такого не сказано!". Верно, верно. Не сказано. Вот только ссылаться в этом вопросе на РЛЭ не стоит. Казалось бы, а на что еще ссылаться, а? Угу. Больше вроде как не на что. Вот только - нет. Хотите пример? В РЛЭ того самого Як-18Т нигде не сказано, что при рулении самолета на земле, для поворота самолета вправо нужно давать (нажимать) именно правую педаль. РЛЭ это есть в открытом доступе, можете скачать и перепроверить. Сказано: "выполняйте руление", а как это сделать? Что потянуть? Куда нажать? Этого нет... "Увеличьте частоту вращения коленчатого вала..." А как это сделать? Какой рычаг?

Капитан А320

Куда его тянуть? Нет этого... И даже в документации на А320, насчитывающую не одну тысячу страниц (явно бумагу не экономили), таких простых вещей тоже нет. Типа "все и так понятно"... И если с А320 это вполне объяснимо, все-таки самолет не первоначального обучения, то в случае с Як-18Т это выглядит странно. Ведь он как раз для обучения с нуля и создан. Однако - вот так. А почему? Откуда тогда узнавать такие подробности?

А все очень просто, оказывается! РЛЭ самолета не рассчитано на самостоятельное его освоение человеком "нулевого уровня". Просто нет такого понятия в аввиации как "самостоятельное обучение пилотированию". В принципе нет. Только традиционный способ "инструктор - курсант".

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

И только в живой кабине (даже если это кабина тренажера). Вообще, если уж говорить про обучение, то есть такая книжечка - КУЛП. Курс Учебно-Лётной Подготовки. Для каждого самолета он, естественно, свой. И вот в этом КУЛПе все и расписано - как учить этого курсанта. Начиная с простейших ознакомительных полетов "в зону" ("подержаться за штурвал") и заканчивая полетами в СМУ (Сложные МетеоУсловия) и ночными полетами. Но даже эта книжка - не догма! На каждое упражнение предполагается некая вилка продолжительности. На усмотрение инструктора. Ведь все люди разные - кому-то легко дается одно, кому-то другое. И только инструктор, видя своего ученика, может чуть скорректировать план (в оговоренных пределах) обучения. И именно инструктор расскажет (а главное - покажет!) своему курсанту те базовые вещи, о которых... не сочли нужным упоминать в РЛЭ. Потому что в написании РЛЭ живейшее участие принимают летчики-испытатели, а уж они-то прекрасно знают, как именно происходит лётное обучение.

Кабина Як-18Т (изображение из открытых источников)
Кабина Як-18Т (изображение из открытых источников)

Ну и... все самолеты разные! Например, на Як-18Т, на рулении мы активно пользуемся тормозами. А вот на Teсnam P2002 Sierra- нет. Потому что на Яке носовая стойка самоориентирующаяся, а на Сьерре - управляемая. На Вильге, для максимально крутого разворота, вдобавок к тормозам можно добавить и газу, для обдува хвоста. А вот на А320 это не имеет смысла. И так - во всем. И все это нужно в первую очередь - показывать. Потом исправлять привычную для ученика технику (если он с Яка пересел на Tecnam - он долго может отвыкать от использования тормозов). Только так. По книжке не выйдет.

Tecnam P2002 Sierra (изображение из открытых источников)
Tecnam P2002 Sierra (изображение из открытых источников)

Ну вот я не знаю как объяснить, что такое "координированный разворот" так, чтобы любой прочитавший научился его выполнять. С каким темпом вводить самолет в крен? Как работать педалями? Как контролировать правильность выполнения? А показать в полете - легко.

- Вот тааак! Шарик в центре! Держим его! Оп-па! Тряхнуло? Значит мы попали в свой собственный спутный след! Отлично!

Что за шарик? Ну, если бы мы с вами были сейчас в кабине - вопросов бы не возникло. Указатель скольжения это.

Указатель скольжение.  По-простому - шарик. (изображение из открытых источников)
Указатель скольжение. По-простому - шарик. (изображение из открытых источников)

Координированный разворот, это, собственно и есть - разворот без скольжения. Если шарик в центре - скольжения нет, все в порядке. Если нет - нужно действовать, загонять его в центр. Как? Нууу... Можно прочитать целую лекцию о действующих на самолет в полете силах, об их взаимосвязи... Тогда (ну, когда-нибудь наверное) курсант поймет какие именно воздействия на органы управления помогут идеально сбалансировать самолет в вираже.

Вооот - шарик в центре...
Вооот - шарик в центре...

Но хороший инструктор скажет проще: "Шарик боится ноги и идет за ручкой". Намного проще, верно? Но все равно не очень понятно... А в кабине было бы понятно сразу. Вот шарик отклонился влево от центра - я даю левую педаль. А он этой педали - боится! То есть убегает правее, в центр, как нам и надо. Или не так, есть и второй вариант. Шарик ушел влево - я отклоняю ручку вправо. А шарик - он же идет за ручкой, то есть уходит правее, в центр.

Но разве пишут такие фразы в РЛЭ? Нет, конечно. Потому что есть я, Паша, Михалыч, Борисыч и многие-многие другие. Кто может это показать. И рассказать простыми и понятными словами. И тот, кто действительно учился летать, прекрасно это знает. А вот кто нет - тот верит, что все написано в "инструкции". Нифига там не написано. Ну разве можно написать в РЛЭ такую фразу:

"Лучше потерять любимую жену, чем скорость на четвертом развороте?"

А фразу эту знает любой пилот. Откуда? А все оттуда же.

Или вот. Фраза из РЛЭ:

"Выдерживание производить с постепенным снижением ... с таким расчетом, чтобы приземление произошло с высоты 0,15- 0,25 метра на 2 основных колеса с приподнятым носовым колесом."

Посадка... (изображение из открытых источников)
Посадка... (изображение из открытых источников)

Вот на этой фразе пилот-самоучка и срежется. Если он чудом не угробит себя раньше, то тут он точно ушатает самолет. Об планету. Если совсем повезет - не с первого раза. Со второго. Или четвертого. Но это неизбежно. Знаете, сколько бы самолетов разложил лично я, если бы учился самостоятельно? Штук 50-100 точно! И это я... скромничаю. Однако рядом со мной сидел тот самый Борисыч, который сказал:

"Посадка это просто! Приближается - тяни. Не приближается - замри!"

И всё - я понял. Согласитесь, это чуть понятнее, чем в РЛЭ написано. Но Борисыч еще дооолго все равно исправлял мои ошибки. Правило-то простое, вот только следовать ему непросто. А если еще и ветер мешает... Ууу...

Рабочее место симмера (изображение из открытых источников)
Рабочее место симмера (изображение из открытых источников)

Ну и про симуляторы. Да, вроде бы симулятор (компьютерный, не полнопилотажный тренажер) многое позволяет. И да, симмеры, приходя на аэродром осваивают пилотирование быстрее тех, кто симуляторами не увлекался. Все же базовое понимание у них есть. Вот только... Находясь в самолете (а не в кресле, тут и трясет и мотает) и держа в руках настоящую ручку управления (с настоящими усилиями) симмер поначалу все равно творит фигню. А все же просто - тут и убиться можно. Чуть испугался неожиданного порыва ветра, подкинувшего самолет, и понеслось - мысли путаются, движения несоразмерные, резкие... Без инструктора в кабине - звиздец котёнку.

Недотянул... (изображение из открытых источников)
Недотянул... (изображение из открытых источников)

Для споров и задавания вопросов, кстати, намного лучше подходит телега:

Капитан А320