Опубликовал я несколько дней назад художественно-просветительский рассказ:
Ну и, как всегда, посыпались комментарии несогласных. Типа таких: "Да я 40 лет летаю - все делается наоборот! Скорость - газом!". И слова-то умные вворачивают. Прям... прям веришь, что действительно, пишет тебе пилот-инструктор, выпустивший не один десяток учеников. Но попалились все "инструктора" на пустяке. Как только у них кончились аргументы они... стали ссылаться на РЛЭ, то есть Руководство по Летной Эксплуатации.
"Там такого не сказано!". Верно, верно. Не сказано. Вот только ссылаться в этом вопросе на РЛЭ не стоит. Казалось бы, а на что еще ссылаться, а? Угу. Больше вроде как не на что. Вот только - нет. Хотите пример? В РЛЭ того самого Як-18Т нигде не сказано, что при рулении самолета на земле, для поворота самолета вправо нужно давать (нажимать) именно правую педаль. РЛЭ это есть в открытом доступе, можете скачать и перепроверить. Сказано: "выполняйте руление", а как это сделать? Что потянуть? Куда нажать? Этого нет... "Увеличьте частоту вращения коленчатого вала..." А как это сделать? Какой рычаг?
Куда его тянуть? Нет этого... И даже в документации на А320, насчитывающую не одну тысячу страниц (явно бумагу не экономили), таких простых вещей тоже нет. Типа "все и так понятно"... И если с А320 это вполне объяснимо, все-таки самолет не первоначального обучения, то в случае с Як-18Т это выглядит странно. Ведь он как раз для обучения с нуля и создан. Однако - вот так. А почему? Откуда тогда узнавать такие подробности?
А все очень просто, оказывается! РЛЭ самолета не рассчитано на самостоятельное его освоение человеком "нулевого уровня". Просто нет такого понятия в аввиации как "самостоятельное обучение пилотированию". В принципе нет. Только традиционный способ "инструктор - курсант".
И только в живой кабине (даже если это кабина тренажера). Вообще, если уж говорить про обучение, то есть такая книжечка - КУЛП. Курс Учебно-Лётной Подготовки. Для каждого самолета он, естественно, свой. И вот в этом КУЛПе все и расписано - как учить этого курсанта. Начиная с простейших ознакомительных полетов "в зону" ("подержаться за штурвал") и заканчивая полетами в СМУ (Сложные МетеоУсловия) и ночными полетами. Но даже эта книжка - не догма! На каждое упражнение предполагается некая вилка продолжительности. На усмотрение инструктора. Ведь все люди разные - кому-то легко дается одно, кому-то другое. И только инструктор, видя своего ученика, может чуть скорректировать план (в оговоренных пределах) обучения. И именно инструктор расскажет (а главное - покажет!) своему курсанту те базовые вещи, о которых... не сочли нужным упоминать в РЛЭ. Потому что в написании РЛЭ живейшее участие принимают летчики-испытатели, а уж они-то прекрасно знают, как именно происходит лётное обучение.
Ну и... все самолеты разные! Например, на Як-18Т, на рулении мы активно пользуемся тормозами. А вот на Teсnam P2002 Sierra- нет. Потому что на Яке носовая стойка самоориентирующаяся, а на Сьерре - управляемая. На Вильге, для максимально крутого разворота, вдобавок к тормозам можно добавить и газу, для обдува хвоста. А вот на А320 это не имеет смысла. И так - во всем. И все это нужно в первую очередь - показывать. Потом исправлять привычную для ученика технику (если он с Яка пересел на Tecnam - он долго может отвыкать от использования тормозов). Только так. По книжке не выйдет.
Ну вот я не знаю как объяснить, что такое "координированный разворот" так, чтобы любой прочитавший научился его выполнять. С каким темпом вводить самолет в крен? Как работать педалями? Как контролировать правильность выполнения? А показать в полете - легко.
- Вот тааак! Шарик в центре! Держим его! Оп-па! Тряхнуло? Значит мы попали в свой собственный спутный след! Отлично!
Что за шарик? Ну, если бы мы с вами были сейчас в кабине - вопросов бы не возникло. Указатель скольжения это.
Координированный разворот, это, собственно и есть - разворот без скольжения. Если шарик в центре - скольжения нет, все в порядке. Если нет - нужно действовать, загонять его в центр. Как? Нууу... Можно прочитать целую лекцию о действующих на самолет в полете силах, об их взаимосвязи... Тогда (ну, когда-нибудь наверное) курсант поймет какие именно воздействия на органы управления помогут идеально сбалансировать самолет в вираже.
Но хороший инструктор скажет проще: "Шарик боится ноги и идет за ручкой". Намного проще, верно? Но все равно не очень понятно... А в кабине было бы понятно сразу. Вот шарик отклонился влево от центра - я даю левую педаль. А он этой педали - боится! То есть убегает правее, в центр, как нам и надо. Или не так, есть и второй вариант. Шарик ушел влево - я отклоняю ручку вправо. А шарик - он же идет за ручкой, то есть уходит правее, в центр.
Но разве пишут такие фразы в РЛЭ? Нет, конечно. Потому что есть я, Паша, Михалыч, Борисыч и многие-многие другие. Кто может это показать. И рассказать простыми и понятными словами. И тот, кто действительно учился летать, прекрасно это знает. А вот кто нет - тот верит, что все написано в "инструкции". Нифига там не написано. Ну разве можно написать в РЛЭ такую фразу:
"Лучше потерять любимую жену, чем скорость на четвертом развороте?"
А фразу эту знает любой пилот. Откуда? А все оттуда же.
Или вот. Фраза из РЛЭ:
"Выдерживание производить с постепенным снижением ... с таким расчетом, чтобы приземление произошло с высоты 0,15- 0,25 метра на 2 основных колеса с приподнятым носовым колесом."
Вот на этой фразе пилот-самоучка и срежется. Если он чудом не угробит себя раньше, то тут он точно ушатает самолет. Об планету. Если совсем повезет - не с первого раза. Со второго. Или четвертого. Но это неизбежно. Знаете, сколько бы самолетов разложил лично я, если бы учился самостоятельно? Штук 50-100 точно! И это я... скромничаю. Однако рядом со мной сидел тот самый Борисыч, который сказал:
"Посадка это просто! Приближается - тяни. Не приближается - замри!"
И всё - я понял. Согласитесь, это чуть понятнее, чем в РЛЭ написано. Но Борисыч еще дооолго все равно исправлял мои ошибки. Правило-то простое, вот только следовать ему непросто. А если еще и ветер мешает... Ууу...
Ну и про симуляторы. Да, вроде бы симулятор (компьютерный, не полнопилотажный тренажер) многое позволяет. И да, симмеры, приходя на аэродром осваивают пилотирование быстрее тех, кто симуляторами не увлекался. Все же базовое понимание у них есть. Вот только... Находясь в самолете (а не в кресле, тут и трясет и мотает) и держа в руках настоящую ручку управления (с настоящими усилиями) симмер поначалу все равно творит фигню. А все же просто - тут и убиться можно. Чуть испугался неожиданного порыва ветра, подкинувшего самолет, и понеслось - мысли путаются, движения несоразмерные, резкие... Без инструктора в кабине - звиздец котёнку.
Для споров и задавания вопросов, кстати, намного лучше подходит телега: