Через некоторое время я планирую продолжить цикл зарисовок о Пресненском районе, и пусть эти несколько заметок, что я уже написал о нем, будут как бы прелюдией к будущему сериалу.
Сегодня же хочу упомянуть об одной скульптуре, которой знаменит этот район. Тем более что о некоторых работах ее автора, Ивана Дмитриевича Шадра – талантливого русского и советского скульптора – я обещал рассказать.
Это будет совсем короткая заметка, написание которой мне бы не хотелось откладывать, временно ставя на паузу рассказы о старинном районе с новейшей историей.
Различные критики, искусствоведы и специалисты в скульптуре по-разному трактуют работу Ивана Дмитриевича под запоминающимся названием «Булыжник – оружие пролетариата». Названием, давно сделавшимся крылатой фразой.
Одни видят в фигуре взбунтовавшегося рабочего, выворачивающего из брусчатой мостовой камень потяжелее, целеустремленность олимпийца-дискобола. Другие – символическую сжатую до предела пружину народного долготерпения, готовую взорваться.
На мой взгляд, оба эти образа равнозначно точны. Третьи даже находят в чертах лица и во взгляде героя-пролетария некоторую схожесть с Микеланджеловским Давидом, но тут… не знаю, не знаю… Впрочем, как раз я-то не критик и не специалист.
Шадр создал эту работу в 1927 году из гипса. И тот оригинал до сих пор хранится в Третьяковской галерее. Бронзовая же копия, установленная в парке Декабрьского восстания неподалеку от станции метро Улица 1905 года, была отлита уже после смерти скульптора.
Но, собственно, почему я вдруг захотел рассказать о ней? Меня побудила к этому…
…Одна история, одно непрочитанное адресатом письмо
Известный живописец, много лет посвятивший библейской и церковной тематике и собственными руками расписавший не один храм, был не только наставником, но и близким другом Шадра. Часто приходил ему на выручку в трудные минуты, поддерживал в моменты сомнений и дни испытаний.
И однажды, когда скульптор в тяжелом состоянии лежал в больнице после долгой операции, Нестеров прислал ему письмо:
«Недавно я был в Третьяковской галерее, видел там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства, так, как бывало умел это делать Ф.И.Шаляпин, скульптуру, мною раньше не виданную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу. В этой великолепной скульптуре, так тесно связавшей талантом мастера красоту духа с вечной красотой формы, всем тем, чем жили великие мастера, чем дышал Микеланджело, Донателло, а у нас «старики» и иногда еще один, неизвестно зачем покинувший Родину. Стою зачарованный, обхожу кругом – великолепно! Спрашиваю: Чья? – говорят – Иван Митрича... С восхищением смотрю и снова возвращаюсь, чтобы любоваться моим другом, моим дорогим, истинным художником. Мысленно целую его крепко, желаю, чтобы Он поскорей поправился и дал «такое», чтобы все любящие его возликовали, а завистливо-ненавидящие обкусали себе когти... Спасибо, дорогой Иван Митрич, за ту радость, какую Вы мне дали»
Вот только к тому дню, когда это письмо доставили в больницу, Ивана Шадра уже не было на свете. Письмо было опубликовано спустя много лет после того, как было написано.
Бронзовую скульптуру, точную копию той гипсовой фигуры, установили в сквере на Красной Пресне в 1967 году. А позади нее построили стену, на которой размещена цитата Ленина: «Подвиг пресненских рабочих не пропал даром. Их жертвы не были напрасны».
Интересно, что надпись сегодня почти не прочитать. Ленинские слова затерлись и побледнели, а памятник рабочим, которых подняли его же слова – по-прежнему стоит.
И посетители у памятника совсем не редки…
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших оценках и комментариях, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям. А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!