Найти в Дзене

"Век графики" в Новой Третьяковке

Государственная Третьяковская галерея. Москва, Крымский вал, 10. До 1 октября 2023 г.

"Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова" - так называется эта прекрасная выставка.

Фамилия "Малевич" в заголовке не должна отталкивать тех, кто не любит авангард. Выставка охватывает огромный временной отрезок, и увидеть там можно самые разные рисунки и графические листы, в том числе очень реалистичные и красивые.
Валентин Громов (1930-2022). На окраине Ленинграда. Ржевка ("Ржевка с косилкой"). 1961. Бумага, офорт
Валентин Громов (1930-2022). На окраине Ленинграда. Ржевка ("Ржевка с косилкой"). 1961. Бумага, офорт

Авангард, конечно, тоже есть. Малевич, Родченко, Степанова. Знаменитые "формалисты" (придерживались взглядов, что в основе художественного произведения должна быть его форма): Купреянов, Фаворский, Истомин и их ученики.

В каждой публикации даю ссылку для новых читателей, почему я делаю черно-белые фотографии. Смотрите статью по ссылке ниже:

На выставке открыла для себя несколько имен.

Совершенно замечательный Илья Кулешов, не знала о нем раньше.

Илья Кулешов. Фойе кинотеатра. 1927. Бумага, акварель, тушь, кисть, графитный карандаш, бумажные наклейки
Илья Кулешов. Фойе кинотеатра. 1927. Бумага, акварель, тушь, кисть, графитный карандаш, бумажные наклейки
Илья Кулешов (1903-1944) - график, иллюстратор, оформитель, учился во Вхутемасе-Вхутеине у Николая Купреянова.

А вот красивая работа самого Купреянова. ⤋

Николай Купреянов. Возвращение стада. 1924. Бумага, тушь, кисть
Николай Купреянов. Возвращение стада. 1924. Бумага, тушь, кисть

Покажу несколько особенно понравившихся работ двадцатых годов. Листайте галерею ниже. ⤋

Много красивого и из любимых мною тридцатых. Лапшин, Маврина, Ефимов, Басманов, Древин - много знакомых имен.

Акварели Лапшина просто очаровали, честно говоря. Это надо обязательно видеть в цвете.

Выставка будет работать еще несколько месяцев, очень рекомендую!

Не менее интересными оказались авторы шестидесятых-восьмидесятых. Просто покажу картинки в моем "черно-белом прочтении":

Про Виктора Попкова я уже рассказывала в заметке о выставке Im Memoriam. ⤋ У него очень узнаваемый стиль.

Покажу еще несколько понравившихся портретов. Самый удивительный, наверное, - "Голова" Михаила Шварцмана. Этот грустный взгляд человека-птицы запал мне в душу. ⤋

Михаил Шварцман (1926-1977). Голова. 1963. Бумага, тушь, перо, гуашь.
Михаил Шварцман (1926-1977). Голова. 1963. Бумага, тушь, перо, гуашь.

Авторская литография Варвары Бубновой, очень характерный портрет, будто недопроявленный кадр, обобщенный и индивидуальный одновременно. ⤋

Варвара Бубнова (1886-1983). Портрет. 1963. Бумага, автолитография
Варвара Бубнова (1886-1983). Портрет. 1963. Бумага, автолитография

И карандашный автопортрет Иллариона Голицына. Всегда завораживает меня, как оживают разнообразные штрихи на бумаге. ⤋

Илларион Голицын (1928-2007). Автопортрет. 1973. Бумага, графитный карандаш
Илларион Голицын (1928-2007). Автопортрет. 1973. Бумага, графитный карандаш

В заключение покажу занятные теневые композиции, которые можно увидеть в одном из последних выставочных залов. Это серия силуэтов "Светотени. Тени незабытых предков" Ивана Голицына.

Иван Голицын (род. 1961). Иван Ефимов, Нина Симонович-Ефимова. 2018. Из серии "Светотени. Тени незабытых предков". 2010-2020-е. Картон с перфорацией по левому и правому краям, коллаж
Иван Голицын (род. 1961). Иван Ефимов, Нина Симонович-Ефимова. 2018. Из серии "Светотени. Тени незабытых предков". 2010-2020-е. Картон с перфорацией по левому и правому краям, коллаж

На расстоянии от стены расположен рисованный объект, который при определенном освещении благодаря прорезям в бумаге отбрасывает совершенно иную тень, не совпадающую с первоначальным изображением. Так возникают своего рода "диалоги" между персонажем и теневой проекцией. Рассматривать их удивительно интересно.

Иван Голицын (род. 1961). Объекты из серии "Светотени. Тени незабытых предков". 2010-2020-е.
Иван Голицын (род. 1961). Объекты из серии "Светотени. Тени незабытых предков". 2010-2020-е.

Билет на выставку стоит 500 рублей, есть льготные. Приобрести можно как заранее на сайте музея, так и в кассе на месте (в очереди мы простояли от силы три минуты).

Спасибо всем дочитавшим! Буду рада вашим впечатлениям, лайкам и комментариям! ㋡