Фонд In Artibus. До 4 июня 2023 г.
С художницей Татьяной Алексеевной Мавриной моя мама-искусствовед знакома была лично. Поэтому и рисунки Мавриной я знала и любила с раннего детства.
Татьяна Алексеевна Маврина (Маврина-Лебедева; 1900-1996) - советская художница-живописец, график, иллюстратор. Заслуженный художник РСФСР (1981). Лауреат Государственной премии СССР (1975). (Википедия)
Выставка чудесная! Правда, еле нашла вход в галерею, тот еще квест оказался! Но догадалась позвонить по телефону, сотрудница подсказала, как войти: дело в том, что галерея находится на третьем этаже офисного здания.
Сперва было ощущение, что в помещении слишком мало света, но потом глаза приспособились, тем более что лучи направлены именно на работы!
Экспозиция тематическая, посвящена "путешествиям" художницы по старинным русским городам. Временной период - с конца 1920-х до 1980-х. Работы из 10 московских коллекций (всего более 150 работ, если верить информации на сайте, потому что считать их, конечно, мне в голову не пришло!).
В 1980-м году у Татьяны Мавриной вышел альбом «Пути-дороги», где собраны акварели и гуаши с видами старинных русских городов: Углича, Ярославля, Звенигорода, Ростова, Касимова и др. Многие тексты из этого альбома, а так же из дневников художницы и целого ряда ее книг можно увидеть в экспликациях. Надо сказать, они столь же выразительны и живописны, как ее графика. (Тут задумалась, можно ли сказать "живописная графика"? ㋡ Но ведь у Мавриной она именно такая!)
Люблю Маврину за сказочность, трогательную, тонкую ироничность и доброту. Яркие, "лубочные" ее картины пронизаны радостью. Конечно, их надо видеть в цвете!
Почему на канале "Солнце в цветочек" все иллюстрации черно-белые, читайте в отдельной статье по ссылке ниже. ⤋
Кстати, интересный момент! Когда смотришь черно-белые репродукции, начинаешь больше обращать внимание на взаимодействие линий и штрихов. В цвете они будто отступают под натиском ярких красок, а тут выходят на первый план, образуя самостоятельные затейливые узоры и орнаменты.
"Рогачево... Городок? Поселок? Почти нетронутые захолустные фигурные фасады, чердаки. Уютная площадь и величественный купеческий, может нелепый, собор в середине... и речка Дурочка".
(Т.А. Маврина. "Гуси, лебеди да журавли. Блоковское Подмосковье")
"Этой поездке 1967 года посчастливилось: чтобы в конце марта выпало на метр снегу, чтобы он сиял и таял, малиновый на мартовском солнце, прямо на глазах, а город тонул в ультрамаринах!"
(Т.А. Маврина. "Пути-дороги. Из путевых альбомов художника")
Представлена на выставке и монохромная графика - рисунки пером. Разглядывать можно бесконечно. Живые линии, острые, плавные, изящные, витиеватые. Казалось бы, детские закорючки, а из них складываются такие выразительные фигуры и композиции!
"11.02.1931. Много всякой красоты и всадников. Абхазские дамы ездят амазонками. Но я (несмотря на то, что я блестяще езжу и страшно хотелось) только с завистью глядела и ругалась. С досады на свою неактивность лезла на горы в 1000 метров и выше, оттуда вид: снеговые горы, на них застряли облака..." (Т.А. Маврина. "Дневники. Записи разных лет")
Здесь очень мне понравилась собачка! Вы уже знаете, что собачки - моя слабость и преданная любовь!
Татьяна Алексеевна Маврина получила премию Х.К. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг. А вы задумывались когда-нибудь, почему детские рисунки так необычны и хороши порой? Ведь дети не рисуют похоже, и все-таки мы понимаем, что изображено. (Ну ладно, порой не понимаем, все зависит от возраста! У моих мальчиков периодически приходилось подписывать, что где - на память!). В детских рисунках есть непосредственность и образность, которую не всегда могут сохранить в себе "взрослые" художники, не сбившись на "продуманность" и "похожесть".
Справедливости ради скажу, что маленькая я как раз предпочитала узнаваемые, натуралистичные картинки. (Терпеть не могла Чарушина, например, а "Ну, погоди" любила гораздо больше, чем "Ежика в тумане", хотя сейчас восхищаюсь Норштейном и Ярбусовой, особенно "Сказкой сказок", "Ежиком" и "Шинелью").
Рисунки Татьяны Мавриной - это про моего "внутреннего ребенка", как сейчас любят говорить многие мои знакомые, посетившие психологов. И "внутренний ребенок" вместе со мной чувствует себя совершенно счастливым на мавринских улочках почти игрушечных, но таких узнаваемых русских городов!
"1971 год. Дело было так: зашла во вновь открытый музей игрушки в Загорске. Было прекрасно показано все вынутое из сундуков, и это был такой праздник, что тут же захотелось их пустить гулять. Я написала целую серию таких "прогулок" по Загорску, окрестностям, а потом и где захочется... Город сейчас превратился в окаменелый музейный экспонат, выкрашенный в белый цвет. Интересны люди, дома, улицы, игрушки".
(Т.А. Маврина. "Дневники. Записи разных лет")
Загорский музей игрушки произвел на меня в детстве неизгладимое впечатление. Мы были с экскурсией в Лавре, музей оставили напоследок, и как же не хотелось уходить! Огромная коллекция от петровских "бирюлек" до современных моему поколению. (Не знаю, как там сейчас, возможно, есть уже и более поздние). Тогда-то я и загорелась коллекционировать игрушки. В итоге собираю бегемотиков и понемногу шью тедди, - а началось всё именно с Загорского музея! Вот такой он, вдохновивший не только Татьяну Маврину!
"Я всегда любила и до сих пор люблю включать в пейзажи лавры дома, и улицы, и ядовитые голубые киоски, ярче неба, или нестерпимо синие хлебные фургоны, и всяких людей с сумками, "людей второго сорта", как сказал один мужик в поезде".
(Т.А. Маврина. "Загорск")
Москвичам и тем, у кого есть возможность приехать, очень рекомендую заглянуть на выставку в In Artibus.
Адрес фонда: Москва, Пречистенская набережная, д.17 (вход с Курсового переулка). Билет на выставку: 300 рублей. Для детей от 7 до 17 лет и студентов: 150 рублей. Для льготных категорий, в том числе пенсионеров: бесплатно.
Наснимала очень много черно-белых картинок, не могла остановиться. Поэтому в заключение просто полистайте галерею. И спасибо, что дочитали до конца!
Как всегда, буду рада комментариями и вашим впечатлениям!