Найти тему

Татьяна Маврина. "От моря до моря"

Фонд In Artibus. До 4 июня 2023 г.

С художницей Татьяной Алексеевной Мавриной моя мама-искусствовед знакома была лично. Поэтому и рисунки Мавриной я знала и любила с раннего детства.

Татьяна Алексеевна Маврина (Маврина-Лебедева; 1900-1996) - советская художница-живописец, график, иллюстратор. Заслуженный художник РСФСР (1981). Лауреат Государственной премии СССР (1975). (Википедия)

Выставка чудесная! Правда, еле нашла вход в галерею, тот еще квест оказался! Но догадалась позвонить по телефону, сотрудница подсказала, как войти: дело в том, что галерея находится на третьем этаже офисного здания.

-2

Сперва было ощущение, что в помещении слишком мало света, но потом глаза приспособились, тем более что лучи направлены именно на работы!

Валдай. 1956. Бумага, графитный карандаш, гуашь, акварель
Валдай. 1956. Бумага, графитный карандаш, гуашь, акварель

Экспозиция тематическая, посвящена "путешествиям" художницы по старинным русским городам. Временной период - с конца 1920-х до 1980-х. Работы из 10 московских коллекций (всего более 150 работ, если верить информации на сайте, потому что считать их, конечно, мне в голову не пришло!).

В 1980-м году у Татьяны Мавриной вышел альбом «Пути-дороги», где собраны акварели и гуаши с видами старинных русских городов: Углича, Ярославля, Звенигорода, Ростова, Касимова и др. Многие тексты из этого альбома, а так же из дневников художницы и целого ряда ее книг можно увидеть в экспликациях. Надо сказать, они столь же выразительны и живописны, как ее графика. (Тут задумалась, можно ли сказать "живописная графика"? ㋡ Но ведь у Мавриной она именно такая!)

Люблю Маврину за сказочность, трогательную, тонкую ироничность и доброту. Яркие, "лубочные" ее картины пронизаны радостью. Конечно, их надо видеть в цвете!

Почему на канале "Солнце в цветочек" все иллюстрации черно-белые, читайте в отдельной статье по ссылке ниже.

Кстати, интересный момент! Когда смотришь черно-белые репродукции, начинаешь больше обращать внимание на взаимодействие линий и штрихов. В цвете они будто отступают под натиском ярких красок, а тут выходят на первый план, образуя самостоятельные затейливые узоры и орнаменты.

Рогачев. 1977. Бумага, гуашь, белила.
Рогачев. 1977. Бумага, гуашь, белила.
"Рогачево... Городок? Поселок? Почти нетронутые захолустные фигурные фасады, чердаки. Уютная площадь и величественный купеческий, может нелепый, собор в середине... и речка Дурочка".
(Т.А. Маврина. "Гуси, лебеди да журавли. Блоковское Подмосковье")
Мы по Суздалю гуляем. 1967. Бумага, гуашь, темпера
Мы по Суздалю гуляем. 1967. Бумага, гуашь, темпера
"Этой поездке 1967 года посчастливилось: чтобы в конце марта выпало на метр снегу, чтобы он сиял и таял, малиновый на мартовском солнце, прямо на глазах, а город тонул в ультрамаринах!"
(Т.А. Маврина. "Пути-дороги. Из путевых альбомов художника")

Представлена на выставке и монохромная графика - рисунки пером. Разглядывать можно бесконечно. Живые линии, острые, плавные, изящные, витиеватые. Казалось бы, детские закорючки, а из них складываются такие выразительные фигуры и композиции!

В горах. 1931(?) Бумага, тушь
В горах. 1931(?) Бумага, тушь
"11.02.1931. Много всякой красоты и всадников. Абхазские дамы ездят амазонками. Но я (несмотря на то, что я блестяще езжу и страшно хотелось) только с завистью глядела и ругалась. С досады на свою неактивность лезла на горы в 1000 метров и выше, оттуда вид: снеговые горы, на них застряли облака..." (Т.А. Маврина. "Дневники. Записи разных лет")
Блоковские места. Рогачевское шоссе. Озерецкое. 1980. Бумага, гуашь
Блоковские места. Рогачевское шоссе. Озерецкое. 1980. Бумага, гуашь

Здесь очень мне понравилась собачка! Вы уже знаете, что собачки - моя слабость и преданная любовь!

Татьяна Алексеевна Маврина получила премию Х.К. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг. А вы задумывались когда-нибудь, почему детские рисунки так необычны и хороши порой? Ведь дети не рисуют похоже, и все-таки мы понимаем, что изображено. (Ну ладно, порой не понимаем, все зависит от возраста! У моих мальчиков периодически приходилось подписывать, что где - на память!). В детских рисунках есть непосредственность и образность, которую не всегда могут сохранить в себе "взрослые" художники, не сбившись на "продуманность" и "похожесть".

Деревенские дома у реки. 1932 (?) Бумага, тушь
Деревенские дома у реки. 1932 (?) Бумага, тушь

Справедливости ради скажу, что маленькая я как раз предпочитала узнаваемые, натуралистичные картинки. (Терпеть не могла Чарушина, например, а "Ну, погоди" любила гораздо больше, чем "Ежика в тумане", хотя сейчас восхищаюсь Норштейном и Ярбусовой, особенно "Сказкой сказок", "Ежиком" и "Шинелью").

Рисунки Татьяны Мавриной - это про моего "внутреннего ребенка", как сейчас любят говорить многие мои знакомые, посетившие психологов. И "внутренний ребенок" вместе со мной чувствует себя совершенно счастливым на мавринских улочках почти игрушечных, но таких узнаваемых русских городов!

Загорск. 1971. Бумага, гуашь, белила, аппликация
Загорск. 1971. Бумага, гуашь, белила, аппликация
"1971 год. Дело было так: зашла во вновь открытый музей игрушки в Загорске. Было прекрасно показано все вынутое из сундуков, и это был такой праздник, что тут же захотелось их пустить гулять. Я написала целую серию таких "прогулок" по Загорску, окрестностям, а потом и где захочется... Город сейчас превратился в окаменелый музейный экспонат, выкрашенный в белый цвет. Интересны люди, дома, улицы, игрушки".
(Т.А. Маврина. "Дневники. Записи разных лет")

Загорский музей игрушки произвел на меня в детстве неизгладимое впечатление. Мы были с экскурсией в Лавре, музей оставили напоследок, и как же не хотелось уходить! Огромная коллекция от петровских "бирюлек" до современных моему поколению. (Не знаю, как там сейчас, возможно, есть уже и более поздние). Тогда-то я и загорелась коллекционировать игрушки. В итоге собираю бегемотиков и понемногу шью тедди, - а началось всё именно с Загорского музея! Вот такой он, вдохновивший не только Татьяну Маврину!

"Я всегда любила и до сих пор люблю включать в пейзажи лавры дома, и улицы, и ядовитые голубые киоски, ярче неба, или нестерпимо синие хлебные фургоны, и всяких людей с сумками, "людей второго сорта", как сказал один мужик в поезде".
(Т.А. Маврина. "Загорск")

Москвичам и тем, у кого есть возможность приехать, очень рекомендую заглянуть на выставку в In Artibus.

Адрес фонда: Москва, Пречистенская набережная, д.17 (вход с Курсового переулка). Билет на выставку: 300 рублей. Для детей от 7 до 17 лет и студентов: 150 рублей. Для льготных категорий, в том числе пенсионеров: бесплатно.

Наснимала очень много черно-белых картинок, не могла остановиться. Поэтому в заключение просто полистайте галерею. И спасибо, что дочитали до конца!

Как всегда, буду рада комментариями и вашим впечатлениям!