Найти в Дзене
V_A_N

Pro ... аудио карты [сравнительный тест флагманских PCI и PCI-E аудио карт]

Саунд карты в данном честном тесте старенькие (удаленькие?), но на вторичке еще продаются. Единственное, если карта поработала десятилетия без передыха, то наверняка придётся поменять кондёры, "камни" же стопудово ещё живы. А главное, принципы и критерии отбора - те же. Итак, карты на стол!!!

Купив бытовой {Hi-Res, BD И тп} проигрыватель ценой эдак 600 «баксиков», обнаруживаешь внутри бюджетный цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), который один одинёшенек запахивает на все каналы. Более того, в многоканальных ресиверах, которые дороже даже 500 уё, нынче хорошие ЦАПы - редкость. А в дешёвых «дивидишниках» - поголовно копеечные ЦАПы причем с урезанной обвязкой. Расхожая надпись «24 бит 192 кГц» говорит лишь о возможности воспроизведения данного формата, но не о качестве звучания. При воспроизведении стерео подобные «горе-проигрыватели» напрочь проигрывают честному Hi-Fi CD-плееру старой закваски. Так почему бы не собрать универсальный «мега» плеер на базе компьютера? Но «встроенный звук» ничем не лучше вышеупомянутых облегчённых проигрывателей. Тогда на какие конкретно аудио карты обратить внимание?

Тестируются:

- M-Audio Audiophile 24/96

- ESI Juli@

- ASUS Xonar D2X

- AXUS Xonar DX

- LynxTwo-B

Так называемых профессиональных и полупрофессиональных аудио карт, предназначенных для работы со звуком в студиях разных масштабов, выпускается великое множество. От обилия моделей аж в глазах рябит. Ценовой диапазон простирается от 100 уё и до нескольких тысяч «евро». Существуют «облегченные» модели, оптимизированные как для домашних «проджект» студий, так и просто для ценителей добротного звука. С другой стороны, продвинутым звуком обладает игровая аудио карта Creative X-Fi Elit Pro, но цена (350 USD) оной отрезвляет. Между игровыми и профессиональными аудио картами в последнее время зияло пустое пространство (отвоеванное, но не заполненное Creative), на которое стал «разевать рот» вконец обнаглевший встроенный звук. С появлением аудио карт ASUS, по идее, всё должно встать на свои места. Итак, сравним новичков с полупрофессиональными старожилами, получившими народное признание, используя профессиональную LynxTWO в качестве третейского судьи и дармово-встроенный Realtek HD ALC883 для окончательного «прояснения сознания».

Заявленные производителем хар-ки
Заявленные производителем хар-ки

Для «затравки» перечислим задействованное оборудование: студийные мониторы ADAM A7, наушники профессиональные Sennheiser HD265 Linear (150 Ом, чувствительность выше средней) и «хай-файные» Denon AH-G500 (28 Ом, очень низкая чувствительность). Многоканальные карты дополнительно прослушивались на связке AV ресивера Yamaha c доработанными акустическими системами удачных моделей известных фирм. Фронтальные колонки подключались к стерео усилителю Harman-Kardan. Музыкальным подспорьем служили эталонно записанные CD-audio диски, DVD-video диски с качественной стерео дорожкой 24 бит 96 кГц, а так же файлы, извлечённые с помощью WaveLab 5.0 с аудиофильского 24 бит 192 кГц DVD-audio диска. К сожалению, несжатый многоканальный звук высокого разрешения на тестируемых аудио картах корректно воспроизводить непосредственно с дисков не удалось из-за проблем с программными плеерами, поэтому пришлось довольствоваться DVD-video дисками с очень хорошо записанной дорожкой в DTS 24 бит 48 кГц и 24 бит 96 кГц.

Об измерениях параметров аудио-карт
Благодаря бесплатной программе RMAA (на сей момент версии 6.1.2) процедура измерений внешне упростилась до полного «автомата». Фактически, нажмёшь на кнопку - получишь результат. Однако если копнуть поглубже, то начинаешь понимать, что результат результату рознь. Обычным пользователям, как и большинству «тестировщиков», при проверке «звуковухи» доступно лишь подать вход на выход, так как референсную (читай, измерительную) аудиокарту ценой более 1000 уё раздобыть хотя бы на прокат дюже проблематично. По идее, хорошо бы подавать «тестовый» сигнал с прецизионного генератора через специальный измерительный усилитель, то есть заведомо опорного уровня (например, 2 вольта по размаху амплитуды от пика к пику) не зависимо от величины нагрузки, но, как говорится, помечтать не вредно… Комбинируя разные сочетания 4 компьютеров и 8 аудио карт, было установлено, что подавать вход на выход одной аудиокарты это не только самый стабильный вариант, но и самый независимый от прочего железа. Да, если параметры ЦАП и АЦП сильно отличаются, то получишь усреднённый результат, причем далекий от реальных характеристик. Но, если отличия характеристик входа и выхода не глобальны, то такое усреднение приемлемо, чтобы успешно выявить откровенные косяки испытуемой аудио карты. Уж что-что, а всевозможные косяки «харда» и «софта» RMAA выводит на чистую воду - будь здоров! При этом если сторонние помехи-наводки и пролезут, то минимально. Что касается более тонких материй, то тут всё гораздо сложнее. Частенько при измерениях посредством RMAA в один компьютер устанавливают 2 аудио карты: тестируемую и референсную. Тоже, в общем-то, безобидный вариант при условии отсутствия явных «траблов» в блоке питания и «материнке». Следует заметить, что типичный современный мощный компьютер буквально кишит всякими ушлыми наводками, минимизация которых - «отдельная песня»… В реальной жизни если и будешь записывать сигнал, то с какого-то внешнего устройства вроде микрофонного предусилителя, а если будешь воспроизводить, то придется подавать сигнал на какое-то стороннее устройство вроде эквалайзера, усилителя мощности и т.п. Так что с практической точки зрения интересен третий вариант: соединение двух физически разных устройств, каждое из которых имеет своё питание, например, путём задействования двух компьютеров с разнесенными аудио картами. И вот тут напарываешься на подводные камни. Измеряемые RMAA параметры вдруг, вроде бы ни с того ни с сего, могут резко ухудшиться (в том числе по сравнению с «входом-выходом»), и даже прекрасная референсная аудиокарта не является гарантом адекватного результата. Наиболее просто интерпретировать результаты измерений RMAA применительно к источникам звука, запитываемым от аккумуляторов (например, портативным плеерам). Здесь достаточно снимать разность потенциалов с имитатора реальной нагрузки (16 Ом) и дело в шляпе. Возрастание регистрируемого уровня собственных шумов при соединении двух разнесенных аудио устройств и зависимость от железа того или иного «компа» (если хотите, чувствительность аудио карт к «железу») еще полбеды. Выбор «измерительной» аудио карты существенно сказывается на результатах RMAA. Речь идет не о случайном разбросе (погрешность в этом деле не минуема, причем разная для разных измеряемых параметров), а о систематических «шатаниях». Регулярные персональные инструкции измерений для «особенных» карт появляются неспроста. Оказывается, с картой более высокого класса можно получить более низкий результат измерений! Ах, нужна очередная спец инструкция… Однако, каким результатам верить? И какова конкретная погрешность измерений как таковых?
Ахиллесова пята RMAA– свобода от фиксированного опорного уровня. Для применения аудиокарт в измерительных целях это единственный выход из патовой ситуации. Одни аудиокарты выдают размах плюс минус 1 Вольт, другие – плюс минус 2.8 Вольта. Встречаются уникумы, выдающие на нагрузку 47 кОм более 6 Вольт по размаху амплитуды от пика к пику. С другой стороны, вход тоже гуляет, хотя у большинства карт обрезающий клиппинг начинается при превышении входного сигнала амплитуды ~1.5 Вольт. Однако, чем больше по амплитуде полезный сигнал, тем, как правило, лучше выдаваемый RMAA результат. Сие не противоречит физике явления, так что, как говорится, почему и бы и нет. Ушлые производители специально «раскочегаривают» амплитуду сигнала на выходе своих аудио устройств, чтобы похвастаться рекордными показателями. Логика пользовательского интерфейса RMAA требует максимизации (посредством как предупредительного «светофора», так и запретительного «пинка под зад») через манипуляции двух фейдеров: уровня выходного сигнала и уровня входного. Игнорируя «светофор» RMAA, ослабляя выходной сигнал до 75% и оптимизируя уровень записи, для основных параметров намеряешь разницу 8 дБ и более при прочих равных условиях. Так, а что говорят стандарты?
Разнообразные аудио стандарты, как правило, придерживаются амплитуды в 1 Вольт (или с пересчетом 1 Ватт для низкоомной нагрузки). Для аудио карт рекомендуется общепринятое входное сопротивление 47 кОм, но сие пожелание соблюдается далеко не всегда. Кстати, у честных измерительных устройство входное сопротивление равно как минимум 1 Мом, причем лишь при десятках пкФ емкости. Что касается чувствительности входа аудио карт, то жёсткого коридора нет (обычно 150..500 мВ приведенных), причем параметры не афишируется. Микрофонные входы «ПиСи» это отдельная песня. Тут кто во что горазд, не смотря на «стандарты» АС97 и HD Audio. Чуть-чуть не влезло там, чуть-чуть сям – чур, не считается. Фактически микрофонный вход у большинства аудиокарт остается огромной дырой для проникновения всевозможных электрических шумов. Так что при измерениях не забывайте вырубать напрочь в микшере Mic-in, заодно убрав «в ноль» уровень для пущей верности. Параметры выходов карт на наушники по сопротивлению (стандартное для «ПиСи» 32 ом) и мощности тоже пляшут. При этом импеданс разных моделей наушников законно гуляет от 16 до 250 Ом. Короче, слишком много «свободных» факторов, или, выражаясь языком математики, в системе уравнений число неизвестных превышает число уравнений. Посему точность тестовых измерений «в домашних условиях» аудио карт остается незавидной. Тем не менее, с ходу оценить качество линейных входов-выходов посредством RMAA вполне реально. А вот интерпретировать результаты таковых измерений следует с оглядкой.
На минутку отвлечемся, ознакомившись с некоторым практическим опытом. Как-то делая резервную копию для личных целей, записывал в формате 24 бит 96 кГц DVD-audio через аналоговые выходы благополучного плеера некий отличного качества SACD диск. Согласно измерениям RMAA, динамический диапазон у плеера и аудио карты получался гораздо выше 100 дБ (на частоте 1 кГц), но при этом карта «втыкалась» в ноутбук, питающийся от аккумуляторов. Так вот, как только подключил «сладкую парочку» на запись, запитывая от 220 В (причем через хороший сетевой фильтр и отдельный трансформатор), напоролся на уровень шума около -80 дБ. А ведь сам диск с его тараканами записи еще не воспроизводился! Ясно, о сохранении динамического диапазона исходной записи в данном случае не могло быть и речи. Впрочем, следует признать, что большинство сведенных студийных записей имеет собственный шум в районе -75 дБ, так как лучшие конденсаторные микрофоны дают С/Ш лишь -85 дБ… Другой пример. Однажды из любопытства подал сигнал с выхода одной сверх популярной аудиокарты на аналоговый осциллограф с частотой пропускания более 1 МГц и увидел синусоидальную помеху амплитудой около 5 Вольт (!). Спектральный анализ, выполненный с помощью профессионального оборудования, подтвердил: в области частот 102..106 кГц «прёт» жуткая волна, превышающая все писанные санитарные нормы по излучению ультразвука. Да-а-а-аа, сходил за хлебушком.J
Классические труды теории по цифровой обработке сигналов безапелляционно настаивают на полной фильтрации всех частотных составляющих, лежащих выше половины частоты дискретизации, перед (!) оцифровкой. Иначе, если в сигнале имеются мощные сверхвысокочастотные составляющие, можно «нацифровать» невесть что. Однако правильные аналоговые фильтры чрезвычайно дороги. Отсюда ловкие фокусы с цифровыми Anti-Alias фильтрами. Типа, всё, что при дискретизации пролезло в виде зеркальных отражений частот, подчистим уже в цифре. Хорошо еще, что получившие сегодня широкое распространение дельта-сигма АЦП снисходительно воспринимают «зеркальные» частоты.
Таким образом, самое уязвимое звено аудио карт – их входы (в том числе линейные). Т.е. воспроизвести «внутренний» сигнал – без особых проблем. А вот предельно корректно «внешний» сигнал записать (то бишь, измерить) – задачка на выбывание. В профессиональных измерительных устройствах, стоимость которых умопомрачительна, не гонятся за экзотическими параметрами, сосредотачиваясь на чистоте предварительного усиления с попаданием измеряемого сигнала в строго заданный диапазон. В аудио картах такой возможности нет. В одних усиление дохлое, в других не ослабить шибко мощный сигнал из-за особенностей «харда» и «софта». Правда, в некоторых правильных моделях звуковых карт, дабы благополучно стыковать аудио аппаратуру профессионального и бытовых стандартов, предусмотрено переключение двух фиксированных по стандарту уровней: -10 dbV (0,438 Вольт пиковых) и +4dbU (1,725 Вольт пиковых). Были же приняты когда-то такие стандарты! Сегодня 24 битная «мега» карта выдает 2.8 Вольт пиковых, и эта «новая норма» считается за благо. Впрочем, выход с пиковой амплитудой 0.5 Вольт на 3 кОм нагрузки - сие мрачноватое наследие бытового аналогового звука. Стандартный CD-ROM на аудио выходе выдает 1 Вольт в пике (0.7 В RMS) на нагрузке 10 кОм. А продвинутый по звуку бытовой DVD плеер с настоящим 24 битным АЦП выдает уже в максимуме 5.65 Вольт пик-пик (2 В RMS). Посему подтянулись аналоговые входы современных усилителей: перегрузка наступает с 6 В пик-пик при чувствительности 270 мВ и входном сопротивлении 47 кОм. Похоже, пиковым уровнем в быту теперь считается +6 dbV.
Получается, «амплитудный» стандарт де-факто нынче 2.82 Вольт пиковых. Увы, далеко не все аудио карты способны такую амплитуду скушать без клиппинга. А задавать в качестве стандарта те же 1.4 В пиковых – 24-х «битники», как пить дать, покажут заниженные результаты. Дилемма, однако. Кстати, некая калибровка в RMAAпредусмотрена. Но проку от неё? В RMAA есть даже нормировка, текущая реализация отключения которой сути дела не меняет. Если ваш источник звука выдает скромный по отношению к входу аудио карты сигнал (на реальной нагрузке), то ничегошеньки с нонешней RMAA не измерить. Прога ругнётся, что источник не найден, и до результатов измерений попросту дело не дойдет. Как следствие, с RMAA не снимешь АЧХ акустики при разном удалении микрофона, не сравнишь, у какого аудио источника звук мощнее и т.п. и т.д. Конечно, можно задействовать калиброванный измерительный усилитель, записывать коэффициенты на бумажку и пересчитывать рисуемые RMAAграфики (увы, экспорта «цифири» хотя бы в ASCII нет) на глазок, но это, право, несерьезно. С другой стороны, чтобы выставить выходной сигнал с точной амплитудой, понадобится внешний измерительный прибор. Осциллограф, или хотя бы поверенный мультиметр. Т.е. при измерениях абсолютных величин одними аудио картами не отделаешься, а это основательно подпиливает сук, на котором «сидит» сама идея.
Наконец, измерительное устройство должно иметь параметры, превышающие хотя бы на порядок характеристики объекта измерений. Ведь точность сантиметровой линейки с помощью другой сантиметровой линейки не оценить даже приблизительно. В противном случае о погрешности измерений рассуждать бессмысленно.
Резюме: измерения без компромиссов – очень дорогое удовольствие. Измерение же параметров аудио карты посредством другой аудио карты – решение вынужденное, не от хорошей жизни, плод ряда допущений. Тут «держи ухо востро»! Профессионалам, спору нет, сразу любое нештатное отклонение (как и странность явно заниженных, аль завышенных результатов) мгновенно становится ясным, как Божий день, чего не скажешь о людях, только набирающих опыт подобных измерений. Так что RMAA - «прога» полезная и нужная, но в эксплуатации не так проста, как кажется. Для сопоставимости численных значений результатов все измерения необходимо проводить на одной перепроверяемой референсной карте, установленной в одном предельно «вылизанном» по железу компьютере. Иначе не исключен «дребезг» измеренных значений, и порою досадный. Но тогда чем в принципе отличается от критикуемых стендов с сверх чистыми условиями (для измерений параметров «голеньких» ЦАП и АЦП) такой вылизанный «аудио-комп»? И как сравнивать результаты обладателям различающихся референсных аудио карт? Так что, по сути, приходим к аналогии измерения АЧХ акустики в реальном помещении по сравнению с безэховой камерой… В конечном итоге любая полученная в измерениях «циферка» потребует объяснения, хороша она или плоха. Т.е. для пользователя более важен качественный результат, чем количественный. А для превращения количества в качество существуют эксперты. Сделать же из каждого встречного пользователя истинного эксперта – вряд ли сам пользователь этого захочет.
Приводить все графики измерений, проведенных в рамках данного тестирования, можно разорить даже состоятельный журнал. Да и картинки больно похожи друг на друга. В полосе частот 20..20000 Гц измеренная АЧХ практически линейна, а оцененные искажения ничтожно малы. Насколько хорошо звучит та или иная карта, по этим графикам не скажешь. Гораздо интереснее сравнить скрытые аспекты, так сказать, выявить тенденции, предвещающие качество звучания.
Во-первых, исследуем характер собственного шума карты с максимальной частотой дискретизации. Чем быстрее нарастает уровень шума по мере увеличения частоты, тем хуже. Чем больше пролезших наводок, в том числе в виде выраженных пиков, тем еще хуже. Рост шума с другого края частотного диапазона тоже играет роль, но второстепенную. Здесь самое опасное, это слабость «схемы» карты к проникновению сетевых 50 Гц вместе с кратными гармониками. А абсолютное значение, если реальный уровень ниже -95..-100 дБ, не столь важно. Перепроверка характера собственных шумов аудио карты на остальных частотах дискретизации тоже не помешает. Но тут следует помнить, что при подключении «свой вход – свой выход» о нежности-чувствительности аудио карты к железу «компа» судить нельзя.
Во-вторых, обращаем внимание на завал АЧХ на краях частотного диапазона, измеренной не скользящим синусом, а как multi-ton. На слух завал менее 0.5 дБ даже на 20 кГц уже вряд ли определишь. Напомню, для выявления качества звучания в комплексе (!) важна сама тенденция. Чем ровнее АЧХ за пределами слышимого диапазона, тем «воздушнее» и одновременно чётче будет звучание.
В-третьих, не забываем учесть разные «мелочи» (как известно, «тестеры» и гангстеры горят именно на мелочах). Например, тип подключения. Чисто балансное и не балансное – результаты обычно сильно отличаются. Тогда как для драйверов Direct Sound и MME значимой разницы может и не быть (как и для ASIO). Обязательно смотрим разницу измеренного динамического диапазона для 16 бит и 24 бит. Если оная около 2..3 дБ и менее, то преимущества 24-х битного представления сигнала наверняка окажутся незамеченными на слух почти при любой акустике. Далее заостряем внимание на графиках искажений, на которых отображается зависимость прохождения тестового сигнала по всем рабочим частотам (так называемые, swept). Не заморачиваемся на величинах «срезов» искажений для одиночной частоты (по умолчанию, для 1 кГц). Особенно внимательно анализируем графики искажений для коварного режима 16 бит 44.1 кГц и не менее коварного 24 бит 192 кГц. Короче, даёшь исследование на экстремумы!

Под занавес теоретического экскурса немного попрактикуемся. Итак, исследуем собственные шумы двух карт: ASUS Xonar D2Xи ESI Juli@.

Графики шумов ASUS Xonar D2Xи ESI Juli@
Графики шумов ASUS Xonar D2Xи ESI Juli@

Любопытная картиночка, не правда ли? Откуда-то взялся забор-частокол всякого дерьма. Уж не засланные «компы» ли подсуропили? Сравним с другой парочкой карт (заменив LynxTWOвместо Xonar D2X), установленных в те же компьютеры, но уже при балансном подключении.

 Графики шумов LynxTWO и ESI Juli@
Графики шумов LynxTWO и ESI Juli@

Опаньки! LynxTWOбьёт рекорды чистоты, хотя к хорошему питанию не равнодушна (заметна сетевая частота 50 Гц и её гармоники). ESI Juli@ сама на себя работает очень чистенько, чего не скажешь о подключении к картам других компьютеров, полностью не спасает даже балансное соединение. Причем выходы у ESI Juli@ намного лучше экранированы, чем входы. ASUS Xonar D2X более всеядна к питанию, но того и гляди, норовит нахватать высокочастотных помех. Самая «нежная» ESI Juli@, соседствующее железо к ней нужно подбирать аккуратненько. В качестве измерительной Juli@ лучше не использовать. На «материнке» отрубать всё, что не используется, включая драйверы встроенного звука и Ethernet. Повторимся: зарегистрированные уровни шума низки, но сам факт (!) определённо настораживает… У всех четырех карт собственный шум на высоких частотах начинает расти за опасной чертой (40 кГц). До какого значения амплитуды он будет продолжать расти? – спросите вы. У хороших карт в районе 100 кГц должен быть перевал на спад, - ответим мы. А у плохих аудио источников (без должного цифрового фильтра) УВЧ шум сравним по амплитуде со слышимым сигналом. Не слабо?

Теперь настал черёд исследовать АЧХ.

Multi-ton_LynxTWO--Julia
Multi-ton_LynxTWO--Julia

Multi-ton_Xonar2--Julia
Multi-ton_Xonar2--Julia

LynxTWO бесподобна! Ровнее АЧХ не бывает (добрая шутка). ESI Juli@ по завалам на краях идет вслед за LynxTWO (эх, если бы еще и входы не подводили). В общем, с этими картами уже все более-менее ясно. По показателю «завалов» у ASUS Xonar D2Xвход даже лучше, чем выход.

Теперь, пройдемся по искажениям, не забывая про АЧХ. «Акустическое» представление измерений скользящим синусом весьма удобно и для аудио карт (на возможную волнистость АЧХ на низких частотах не обращаем внимания).

 Xonar-2_out-in_16-44 (АЧХ черным цветом, искажения - красным)
Xonar-2_out-in_16-44 (АЧХ черным цветом, искажения - красным)
Xonar-2_out-in_24-48
Xonar-2_out-in_24-48
Xonar-2_out-in_24-96
Xonar-2_out-in_24-96
Xonar-2_out-in_24-192
Xonar-2_out-in_24-192

Как видим, для ASUS Xonar D2Xнаиболее тяжелый режим 24 бит 192 кГц: искажения на 10 кГц подскакивают с -84 дБ до – 62 дБ. Режим 16 бит 44.1 кГц тоже «не сахар»: -75 дБ. Но в целом карта демонстрирует высокие показатели и отсутствие «косяков».

Смотрим еще один режим. Передискретизация выходного сигнала с 44.1 кГц на практике по-прежнему актуальна.

АЧХ
АЧХ
шум
шум

Интересно! Re-sampling может быть полезнее, чем Up-sampling. Глубокая цифровая фильтрация устраняет УВЧ шум. Правда, после таковой фильтрации активизируются модуляции половинок частоты от 50 Гц. Но это мелочи жизни… Для любителей поломать голову над магическими рядами цифр, результаты измерений сведены в итоговую таблицу. Чтобы было с чем сравнить, в этой же таблице приведены данные для встроенного звука на чипе Realtek 883, весьма неплохо реализованного в материнской плате ASUS5PE-VM HDMI.
-12
-13
-14

M-Audio Audiophile 24/96

Производитель: Avid Technology, Inc.

Web-сайт: www.m-audio.com

Широко известная под торговой маркой M-Audio, реально уважаемая фирма выпускает на данный момент 6 моделей PCI карт, развившихся из линейки Delta. Модель под названием Audiophile 24/96 самая недорогая. В России обойдется под 3000 рублей. Любимица широкой публики.

Ничего лишнего! 24 битный ЦАП совещен с 24 битным АЦП: кодек АК4528 (для выхода заявлен динамический диапазон 110 дБ). А как звучит! Всё-таки преобразователи АКМ японской ASAHI-KASEI (www.asaha-kasei.co.jp) – самые «прозрачные». Даже бюджетные чипы радуют слух. Уровень выходного сигнала у данной карты относительно низкий. Зато реализован аппаратный мониторинг уровня без задержки во времени. Выходы только небалансные.

Аудио карта Audiophile24/96 в режиме 16 бит 44.1 кГц звучит получше СD плееров Маранц моделей линейки 4ххх. Но оптимальный для Audiophile 24/96 режим это 24 бит 96 кГц, т.е. DVD-video диски с адекватной стерео дорожкой. Воссоздаваемые в пространстве звуки инструментов обрисованы достаточно четко. Локализация источников хорошая. Если воспроизводимый сигнал имеет частоту дискретизации 192 кГц, то карта начинает пересчитывать в 44.1 кГц и плодить заметные на слух искажения. Автомат определения частоты (по сути, «коробки передач» аудио устройства) работает на совесть. Единственное, следует помнить, что при одновременном воспроизведении сигналов с разной частотой дискретизации ЦАП карты будет автоматически функционировать с наименьшей частотой со всеми вытекающими последствиями. Цифровой выход до 96 кГц включительно работает безупречно.

Драйверы сделаны на совесть. Приятный интерфейс. Множество продвинутых настроек. Карта не требовательна к ресурсам и прекрасно работает на стареньких компьютерах еще с процессором Pentium-III. Выкидывать подобные «компы» жалко, а продавать – себе дороже встанет. Шумит допотопный вентилятор? Понизить скорость – электронных прибамбасов за 100 рублей нынче навалом. Добавить 100 уё с копейками и получаешь приличный Hi-Fi стерео источник звука с добротным цифровым выходом на ресивер.

-15
-16
-17
-18

ESI Juli@

Производитель: Ego Systems Inc.

Web-сайт: www.esi-pro.com

Плата-перевёртыш. Из-за снежно-белого c элементами позолоты дизайна наверняка войдет в историю под именем «белая карта» (по аналогии с «Белым альбомом» Битлз). Побаловшись с пяток минут расхожей крестовой отверткой, плату можно перевернуть с обычных Hi-Fi RCA-«тюльпанов» на балансные входы-выходы с 1/4 TRS разъёмами (одновременно использовать балансные и небалансные нельзя).

ЦАП - 8-ми канальный мультибитный 24 бит 192 кГц АКМ АК4358, толерантный к джиттеру. Предназначен как для профессиональных аудио устройств, так и для бытовых DVD-аudio или SACD плееров. Динамический диапазон 112 дБ, искажения THD+noise равны -94 дБ. ЦАП очень неплохой, хотя для стерео карты напрашивается чисто двухканальный вариант. Впрочем, свободные каналы не простаивают, обеспечивая мониторинг уровня сигнала в реальном времени без задержки. АЦП – стерео дельта-сигма стерео 24 бит 192 кГц АКМ5385 с улучшенным преобразованием. Заявлен динамический диапазон 114 дБ при соотношении S/(noise+distortion) 103 дБ. Данный АЦП рассчитан на применение в профессиональной звукозаписывающей аппаратуре формата 24 бит 96/192 кГц. АЦП снабжен крутым (100 дБ при полосе 0..21768 Гц и частоте сэмплирования 48 кГц) цифровым фильтром, имеющим линейную фазу.

Уровень выходного сигнала средний. Наушники с малой чувствительностью «раскачиваются» на пределе. В инструкции сказано: 100 Ом – минимально допустимая нагрузка. Установленные операционные усилители JRC4580 справляются и с 32 Ом, но какова цена в виде искажений – вопрос отдельный. В режиме ASIO в процессе воспроизведения 24 бит 96/192 кГц при малой задержке в момент переключения программ происходит подтормаживание звука. При этом на высоких частотах дискретизации реакция на регулировку уровня замедленная. Сигналы с частотой дискретизации 192 кГц уверенно (без обрезания выше 20 кГц) воспроизводятся и записываются. Звучание утонченно-нейтральное. Тембральный баланс, естественно, выдержан, хотя насыщенность низких частот, пожалуй, чуть-чуть меньше задуманного режиссером. Аудиофильские записи 24 бит 192 кГц воспроизводятся натуралистично. Щипок контрабаса чётко осязаем. Стерео сцена не вытягивается ни в глубь, ни в ширину. Локализация источников звука адекватная. Образно говоря, как будто находишься в средних рядах партера. Цифровые входы выходы функционируют в полном соответствии с IEC-60958 Consumer на частотах от 44.1 до 192 кГц, включая промежуточные (176 и 192 кГц только по «коаксиалу»). DSP аудио процессор VIA ENVY24 создан не для игр, т.е. на разгрузку центрального процессора рассчитывать не стоит, а всяческим ЕАХ от Creative лучше предпочесть обычное стерео.

Отличные драйверы. Грамотно сконструированное и воплощенное «железо». Удобство. Надежность. Изысканная упаковка. Незабываемый дизайн. Балансные выходы на TRS разъемах дают прибавку почти 10 дБ динамического диапазона.

-19
-20
-21

ASUS Xonar D2X

Производитель: ASUSTek Computer Inc.

Web-сайт: www.asus.com

Данная PCI Express аудио карта требует подвода раздельного питания (через обычный «флоповый» разъём). Цена и производительность от PCI версии не отличаются.

ЦАП – внушительный по своим параметрам стерео PCM1796 (динамический диапазон 123 дБА при THD+noise 0.0005%), разработанный инженерами легендарной компании Burr-Brown, ныне принадлежащей всеядной Texas Instruments. Устройство необычное, от ближайших аналогов отличается Advanced Segment модулятором, обрабатывающим каждую «дискрету» по частям: первые 18 бит и оставшиеся 6 бит преобразуются раздельно и по-разному. Данный ЦАП готов перелопачивать РСМ цифровой сигнал 16, 20 и 24 бит, а так же поток в DSD. Чтобы набрать 8 выходных каналов, в аудиокарту пришлось впаять 4 таких чипа, причудливо разбросав по плате. По ходу заметим, что точно такие же ЦАПы установлены в DVD плеере Denon-3930 стоимостью более 40000 рублей. Отдельный АЦП под стать ЦАПу: неслабый стерео мультибитный дельта-сигма CS5381 (динамический диапазон 120 дБА при THD+noise -110 дБ) от американской Cirrus Logic. Как ЦАП, так и АЦП, действительно, весьма достойные. Налицо настоящий, без урезания-фильтрации режим 24 бит 192 кГц в полном дуплексе. Правда, «Циррус» в идеале жаждет заковыристого входного буфера, а вышеупомнутый экстра продвинутый «ВВ» наиболее четко интерполирует поступающий сигнал с внешним цифровым фильтром. Специализированный аудио процессор ASUS AV100 помимо сжатия в реальном времени в формате Dolby Digital, готов с жаром отработать технологию «DTS connect». Вместо трех пар аналоговых «шнурков» для подключения многоканального AV ресивера в кино и играх достаточно одного цифрового кабеля. Плюс благодаря «DTS Neo:PC» из обычного стерео можно на лету «замутить» окружающий звук 5.1, 6.1 или 7.1. Единственное, не уточняется битрейт, с которым осуществляется сжатие в DTS. Получившаяся супер карта неслабо потребляет электроэнергии (сколько именно, производитель не указывает) и в работе довольно сильно разогревается. Поэтому при хилом блоке питания подключение данной карты может стать «последней каплей». Что касается нагрева, то ЦАП выдерживает +80С (http://focus.ti.com/docs/prod/folders/print/pcm1796.html), а АЦП до +70С. Операционные усилители, щедро рассыпанные по плате, хорошего класса. Уровень выходного сигнала высокий (5.65 В пик/пик). Гнёзда выходов и входов подсвечиваются цветными светодиодами – очень удобно при коммутации в плохой освещенности. Помимо этого для красоты горят апельсиновые светодиоды в центре платы за защитным экраном. Карта светится, как наряженная новогодняя ёлка. Бурная праздничная иллюминация еще прибавляет выделения тепла. Увесистый металлический экран мог бы стать прекрасным радиатором, но маркетологи посчитали сие излишним. В наводненных электрическими шумами компьютерах данная конструкция выполняет функцию экранизации (3..4 дБ) от всяческих полей. В остальных случаях экранчик можно снять.

Проведенные измерения свидетельствуют о том, что перед нами уникальная в своем роде аудиокарта. Динамический диапазон превышает 110 дБ при THD искажениях 0.0007% на обычных (не балансных) входах-выходах! И хотя Xonar D2X, как и многие другие аудио устройства формата «24-192», демонстрирует наилучшие характеристики в «дивидишном» режиме 24 бит 48 кГц, в «сидюшном» 16 бит 44.1 кГц всё на редкость благополучно. В режимах 24 бит 96 и 192 кГц на краях частотного диапазона активизируются разнообразные искажения - природу не обманешь. Компьютерные наводки проникают и в эту карту, но благодаря высокому уровню выходного и входных сигналов (то бишь, мощному усилению оных) и оригинальной схемотехнике, уровень собственного шума Xonar D2X рекордно низок. Начальные и промежуточные частоты дискретизации не поддерживаются. Только классика: 44.1, 48, 96 и 192 кГц. Цифровые входы-выходы работают отменно: характеристики рекордные, графики идеальные. В процессе эксплуатации с платы доносятся негромкие щелчки из-за срабатываний микро-реле: по началу непривычно, но пугаться нет причин.

Карта обеспечивает интригующее звучание, по характеру сильно напоминающее LynxTWO. Аудиофильская стерео запись 24 бит 192 кГц заиграла красками живого звука, очень близко к эталону. Тем не менее, чуткое ухо «наковыряет» ряд недостатков. Чёткость-детализация на низких частотах не столь хороша. Если выставить уровень регулировки воспроизведения левого и правого каналов в микшере на 100%, то огибающая затухания громких звуков будет как бы надламываться во времени. Сия «неплавность» затухания ухо не режет, но невольно настораживает. Убавив уровень до 75%, указанного эффекта можно избежать. Правда, тогда придется «догоняться» во внешнем усилителе мощности. Стерео картина трактуется несколько своеобразно. Складывается впечатление, что находишься даже не в первом ряду партера, а буквально на переднем краю сцены. В остальном: шик-блеск-красота. Карта даже кое-чего «могёт» в играх с ЕАХ2, не слишком загружая процессор.

Драйверы на прилагаемом в комплекте диске сыроваты. RMAA 1.6.2 заработал только после скачивания с официального американского сайта ASUS последней версии «дров». По сравнению с полупрофессиональными картами внешне интерфейс не выглядит лощёным. Здоровенный одноканальный псевдо анализатор спектра смотрится откровенно попсово. Собственный программный микшер карты сделан по-простяцки. Уровень громкости для стерео регулируется трёх местах (в том числе через «виндовый» микшер в режиме ASIO), тут легко позабыть, какой фейдер случайно загнан в ноль. Перепроверка под Vista преимуществ и улучшений не выявила (результаты измерений совпадают)… Теперь о важном. Автомат определения частоты дискретизации воспроизводимого сигнала отсутствует! Поэтому не забывайте вовремя переключаться, заходя в Xonar D2X Audio Center и открывая закладку-кнопку Main, иначе звук будет воспроизводиться с крайне нежелательной передискретизацией.

Комплектация полномасштабная. Есть даже оптический шнур. Про остальные «шнурки» можно не говорить – они имеются. Качество, правда, бюджетное, но дареному коню в зубы не смотрят. Программного обеспечения целая пачка! Тут тебе и Dimension LE™ (VSTсинтезаторы), и Projects5 LE (создание музыки в миди), и Sonar 6.2 LE (этот могучий продукт из обоймы CakeWalk в рекламе не нуждается). Дописочка «LE» означает, что софт облегчен, но вряд ли музыканту, потратившему 200 долларов на карту, понадобятся все функции. На отдельном диске представлен полезно-желанный софтовый плеер PowerDVD 7.0 (в опциональной ОЕМ версии на 6 каналов). Жаль, что к нему на конвертик забыли наклеить бумажку с серийным номером. Диск с Ableton Lite 6 (монстром для создания и мастеринга музыки) идет довеском – программа без доплаты доступна лишь в демо режиме. Бонус: DVD-video диск с впечатляющей демонстрацией технологии Dolby Virtual Speaker. Результат искусственного окружения звуком с помощью двух стерео колонок на любителя, но занятно. Для многоканальной платы сей диск не шибко актуален, впрочем, если у вас нет желания обставляться тучей колонок, то рекомендуем послушать.

ASUS Xonar DX

Производитель: ASUSTek Computer Inc.

Web-сайт: www.asus.com

Многоканальная 7.1 PCI Express аудио карта. Как и родственница D2Х, требует подвода раздельного питания а-ля флоппи.

ЦАП аж целых два. Причем расположены они на обратной стороне платы. Один – топовый стерео Cirrus-Logic CS4398 (120 дБ сигнал/шум) – отвечает за фронтальный выход, а другой - более скромный многоканальный Cirrus-Logic CS4362 (114 дБ сигнал/шум) – за остальные 6 каналов. Такой подход не нов. Помнится, еще в бытовом DVD плеере Pioneer 565 на фронт ставили стерео Burr-Brown DSD1791 (113 дБ), а на тыл, центр и саб по два стерео DSD1702 (106 дБ). В сегодняшних DVD плеерах (например, в Harman-Kardon HK-47, Denon 1940 и т.п.) лепят лишь один интегрированный чип, в частности, нежно-капризный CS4382 (113 дБ «холостых» на испытательном стенде), получая заметно более слабые характеристики на реальных выходах, и будь здоров, не кашляй. Очевидно, маркетологи решили, что пользователи снимать сигнал с DVD плееров будут только в цифре (по наивности надеясь на HDMI1.1 и забыв про SACD и DVD-audio), так что на аналоговых цепях позволительно экономить нещадно. Поэтому еще давеча DVD «середнячки» были музыкальными и в стерео, а теперяча что-то могут лишь в многоканале… АЦП у ASUS Xonar DX, как и следовало ожидать, один: стерео Cirrus-Logic CS5361 (114 дБ сигнал/шум). Операционные усилители JRC 5532. Уровень выходного сигнала средний. Конденсаторы сплошь полимерные (на плате ни одного электролита!). Резисторы «керамические» миниатюрные, как на материнских платах. Монтаж очень плотный. Оптический SPDIF выход совмещен с комбинированным микрофонно-линейным входом: хитроумный переходник прилагается. Заявлена технология Dolby Digital Live, обеспечивающая кодирование в реальном времени Dolby Digital (AC3) шести каналов (5.1) для передачи по одному S/PDIF «шнурку». Это работёнку взваливает на свои плечи аудио процессор ASUS AV100. Более того, внедрена новаторская технология DS3D GX 2.0,
поддерживающая EAX в играх через аппаратные вызовы DirectSound 3D в Windows Vista.

Звучание в стерео отточенное. Никаких вуалей и замутнений. Детальность как будто заостренная, я бы даже сказал в ущерб нежной натуралистичности. Ценителям кристальной звонкости понравится. В «многоканале» чувствуется небольшая разрозненность ЦАПов. Эксперт определяет это на слух 100%-но (удивительно – но факт). Хотя обычные люди при прослушивании даже на Hi-End акустике «разнобойчик» вряд ли заметят. ASUS Xonar DX хорошо показала себя в играх с многоканальным звуком, в частности, в Company of Heroes с патчем DirectX 10. Классическое стерео озвучивается ощутимо лучше, всё-таки CS4398 очень достойный ЦАП (если не экономить на обвязке). При воспроизведении файлов с «сидюков» главное не забыть переключиться на 44.1 кГц (по наследству «автомат» определения частоты отсутствует). ASUS Xonar DX преподносит стерео сцену несколько вытянутой в глубину. Воссоздаваемые источники звука иногда (частично зависит от записи) норовят сгруппироваться по центру. Судя по субъективным ощущениям, попадаешь в задние ряды партера (по крайней мере, при воспроизведении через студийные мониторы ADAM). Да! Откуда-то берется приятно напористый бас! На стерео усилителе на прибавлять НЧ необходимость отпала.

Драйверы внешне полностью идентичны старшему собрату ASUS Xonar D2X. Гнёзда разъёмов на планке карты расположены очень близко друг к другу, тогда как все солидные «кабели» имеют толстенные штекеры, и одновременно 3 штуки просто-напросто не подключишь. Так что комплекту явно не хватает адекватных по качеству межблочных шнуров. Широкопрофильную планку нетрудно заменить на имеющуюся в комплекте низкопрофильную.

-22

LynxTWO (модель B)

Производитель: Lynx Studio Technology

Web-сайт: www.lynxstudio.com

Сугубо профессиональный инструмент. В бытовом применении, если у вас нет усилителя или студийных мониторов с балансными входами XLR, LynxTWO нельзя признать удобной. АЦП - флагманский AKM AK5394, ЦАП – богатырских габаритов (недавно еще «топовый») CS4396. ЦАПы такого класса устанавливаются в элитных CD/SACD плеерах стоимостью несколько тысяч долларов. Например, в Marantz SA7001 K1 Signature красуется CS4397. Кстати, в новых разработках Cirrus Logic рекомендует использовать вместо 4396-й и 4397-й моделей свяжачок CS4398, усохший по размерам аж в четверо. Уж не станут ли раритетом аудио карты на 4396? Уровень выходного сигнала у LynxTWO очень высокий. Чувствительность входов тоже неслабая. Внимание: при установке в новые PCIслоты (3.3 В вместо 5 В) карта не функционирует.

Звучание. Лучшее, что довелось слышать! Честно говоря, до начала прослушивания не давала покоя мысль, что нещадно вскрываемые шероховатости записей «забьют» прелесть самой музыки. Однако всё оказалось по волшебному распрекрасно. Ушла характерная «суховатость» доступно-массовой «цифры», при этом звонкость и чистота не утратились. Огрехи записей просто отделились от самой музыки (конечно, изначально убитые «ниже плинтуса» записи не реанимировать, но хоть что-то выжать, оказывается, можно). Воспроизводимые звуки стали буквально осязаемы. Ожившие музыкальные инструменты захотелось потрогать рукой, настолько реалистично они звучали. Локализация источников звука изумительная. Стерео картина трактуется с приближением (в первых рядах партера). Признаюсь, после въедливого исследования целого ряда аудио карт не питал симпатий к ЦАПам Cirrus Logic (в частности, из-за их щепетильности к питанию и обвязке), отдавая предпочтение АКМ. Однако СS4396, установленный на LynxTWO, заставил изменить мнение. Ведь могут, когда захотят! Правда, чего это стоит…

Складывается впечатление, что драйверы написаны на ассемблере еще в прошлом веке асами своего дела и с тех пор обновления не требовалось. В перепроверенной Windows ХР SP2 встают со скрипом и только (!) через собственный инсталлятор. На сайте производителя выложены драйверы под Vista. Однако эта новая, с туманными преимуществами операционная система слишком громоздка, неповоротлива и прожорлива, и, кроме того, предъявляет своеобразные требования к драйверам по части записи (Wave-in), поэтому для аудио целей является не лучшим выбором.

-23
-24
-25

О выборе программного плеера
Если файлы сжатого стерео звука обычно крутят на WinAmp и ему подобных плеерах без каких-либо проблем, то со звуком высокого разрешения, а так же многоканальным, всё гораздо сложнее. По жизни PowerDVD (www.gocyberlink.com) преподносил значительно меньше неприятных сюрпризов, чем конкурирующий WinDVD. Последний в платиновой версии (начиная с 5.0) взялся за поддержку DVD-audio дисков, но чуть ли не с каждой новой аудио картой возникают проблемы: плеер упорно сбивается на передискретизацию в 48 кГц звуковых дорожек высокого разрешения. PowerDVD (вовсю использующий DirectX) проникся к DVD-audio дискам начиная с версии 6.0, но для покупателей сей сервис доступен только в варианте Delux (под 100 уё). В 8-й версии пошел уже Blue Ray, однако всё поддерживающий вариант Ultimate по-прежнему кусается. Если будете озвучивать «многоканал» по аналогу, то не забывайте помимо соответствующего указания в микшере аудио карты выставить в настройках плеера требуемое число каналов. Стерео файлы 24 бит 96/192 кГц во избежание скрытой передискретизации надежнее воспроизводить через ASIO, например, с помощью скромненького free плеера Foobar2000 с бесплатным плагином. Грандиозный пакет WaweLab (от 5.0) пригодится для «граббинга» и записи DVD-audio, заодно в ASIO функционирует с хорошей проверкой «дров» на проф-пригодность.
по домашним (не профи) меркам
по домашним (не профи) меркам

Вместо заключения. Каждая из рассмотренных сегодня аудио карт по-своему хороша. M-Audio Audiophile 24/96 пригодится, чтобы без суровых трат пристроить оставшийся не у дел старенький компьютер (CPU >500 MHz, от 128 Мб ОЗУ). Начинающих музыкантов и экипированных хорошей акустикой меломанов, поклонников чистейшего стерео, не разочарует ESI Juli@, особенно перевернутая на балансные входы-выходы. Музыкантам и меломанам, жаждущим не только супер записи-воспроизведения в стерео, но и красот многоканального звука, имеет смыл приглядеться к ASUS Xonar D2X. Аккуратная низкопрофильная ASUS Xonar DX незаменима при создании компактного компьютерного медиа центра с продвинутым звуком. Прожженным аудифилам и профессионалам музыкальных студий остается копить денюжки на LynxTWO (или на стерео версию LynxL-22 ). Если желаете наслаждаться звуком в наушниках, то придется раскошелиться на специализированный внешний усилитель: ни одна из рассмотренных карт в этом плане не вызвала упоительного восторга. Подключать наушники к LynxTWO – запаришься переходники паять, да и не рассчитана эта карта на подобное издевательство, хотя, не запинаясь справляется с нагрузкой. Разница в звучании Hi-Fi, а тем более Hi-End, аудио карт тонка, и не всякое ухо её уловит. Тем не менее, тот, кто разницу услышит, денег не пожалеет. В элитный клуб Hi-End воспроизведения сегодня попадают ESI Juli@ и LynxTWO. ASUS Xonar D2X от лидеров если и отстает, то на ничтожную капельку. Нетривиальный аналоговый линейный вход, передовые аналоговые выходы, добротная цифровая часть, осталось только драйверы подтянуть. Например, добавить переключение с «ручного» режима на автомат определения частоты, и сделать мониторинг выходных сигналов по раздельности. А пока вручаем Xonar D2X приз «Лучшая производительность». Младшая ASUS Xonar DX уверенно чувствует себя в HiFi «многоканале», но особенно хороша в стерео, обставляя многие весьма недешёвые бытовые проигрыватели. Следует особо отметить нечувствительность к электрическим наводкам. Данная ультра компактная аудио карта, безусловно, достойна приза «Оригинальный дизайн». ASUS удалось сделать действительно очень сильные (причем достаточно универсальные!) аудио карты. Не исключено, что для аудиофилов фирма выпустит специальные модификации с «крутыми» операционными усилителями. А там, смотришь, и модель с благозвучными ЦАПами АКМ появится.

-27

Таким образом, супер качественно звучащие аудио карты есть! Причем на любой вкус и цвет. Но где взять соответствующие записи? Шлёпаемые нынче на коленках «сидюки» (окончательно добиваемые модной перекомпрессией), перестали быть радующим душу требовательного меломана носителем звука. Тогда как эпоха доступного Blu Ray еще не настала. Сугубо музыкальные SACD и DVD-audio диски высокого разрешения по цене давно сравнялись с «сидюками», а по ассортименту потихоньку год от года прибавляют, особенно в классике и джазе… ЦАПы, установленные во всех картах, готовы скушать DSD поток, выдаваемый DVD «драйвами» с SACD дисков, но, увы, возможность эта остается нереализованной. Для воспроизведения DVD-audio дисков еще проще: достаточно было бы в карту впаять тривиальный «ключик», иди эмулировать его программно. Но даже этого упорно не делается из-за боязни открыть дорогу пиратскому копированию слабо защищенного цифрового контента (сугубо игровые карты Creative Audigy2/X-Fi приятное исключение). Очевидно, остается ждать появления полноценных музыкальных аудио карт с HDMI выходом версии 1.3 (ASUS подобную «звуковуху» уже выпустила на американском рынке).

PS

Сравнение разнокалиберных аудио карт еще раз подтвердило, что качество звука определяется более чем на 80% акустической системой (или наушниками). Оставшиеся примерно 20% приходятся на источник звука, усиление и кабели (явно «косячные» сочетания считать за выбросы). Конечно, вышеуказанное верно, начиная с определённого уровня всех компонентов и при условии качественной записи. Если запись не ахти, то в бой вступают эквалайзеры, экспандеры и прочее специализированное аудио железо (ну и, при наличии классной аудио карты, разумеется, программное обеспечение).

===================================================

По материалам публикаций автора в H&S (Карты на стол!)