Абдулла, без сомнения, один из самых обаятельных отрицательных персонажей советского кинематографа. Он, безусловно, является противником главного героя. Но и Сухов, и Саид, и Верещагин относятся к нему с уважением, а он сам относится с уважением к каждому из них.
Он продукт своего общества и своей эпохи, он живет в соответствии со своими традициями. К нему сочли возможным для себя примкнуть русские казаки и офицеры – то есть, он пользуется среди них авторитетом. Это может свидетельствовать о его близости к элите одного из среднеазиатских ханств и наличии знакомств в царской армии.
Он по-своему справедливый человек и не старается действовать грубой силой, а ко всем пытается найти свой подход. К своим женам он никогда не был груб, а потому укоряет их в желании сохранить жизнь в плену, что было не очень достойно в понятиях того времени. С ним поддерживает знакомство его давний приятель Саид, который не считает Абдуллу бандитом, в отличие от Джавдета.
Сложно представить, как Владимиру Мотылю удалось защитить такой образ от цензуры, ведь злодеи в советском кино обычно изображались более утрированно. Не зря же говорят, что фильм «Белое солнце пустыни» изначально был запрещен и попал на экраны благодаря личному заступничеству генсека Брежнева.
Так или иначе, Абдулла вызывает не меньший интерес, чем остальные персонажи картины. И в его внешности есть крайне интересный нюанс – зеленая чалма. Для мусульман этот факт много скажет, а остальным смысл этого мы объясним.
По социальным причинам и с целью сбережения своего здоровья в прежние времена все люди носили головные уборы. В тех же Каракумах разгуливать без шапки на солнце чревато. На востоке их обычно надевали в тот момент, когда мальчик становился мужчиной. Это, так сказать, было зримым доказательством его статуса.
Ко всему прочему, согласно канонам ислама, во время ежедневной пятикратной молитвы человек должен обязательно быть с покрытой головой. Тип головного убора отличается в зависимости от конкретной моды. В арабском мире это был обычно тюрбан, в Средней Азии в то время – чалма.
Поскольку английский офицерский френч Абдуллы прямо намекает на поддержку, которую басмачам оказали британцы, следует исключить случайный подбор чалмы. То есть, не стоит думать, что какой головной убор был у реквизиторов картины, такой они и дали.
Потому зеленый цвет можно объяснить двумя причинами. Мусульманин имел право на зеленую чалму в двух случаях: если он совершил хадж в Мекку и если он был одним из потомков пророка.
Для паломничества на другой край исламского мира Черный Абдулла как-то слишком молод. Не говоря уже о том, что такая поездка в то время могла быть по карману только для очень богатых людей, следует заметить, что хадж обычно совершают ближе к концу жизни. Чтобы, так сказать, смыть старые грехи, а новых не успеть накопить.
Что касается потомков пророка, то они, в зависимости от степени родства, называются шерифами и сейидами. На самом деле, их очень много в исламских странах, поскольку каждая из них всегда стремилась иметь в себя проповедников этого происхождения. Часто женщины из таких родов становились женами правителей и высших аристократов. Так что, к сейидам обычно относятся все исламские монархи.
Но немало потомков Мухаммеда было и среди простых людей или же религиозных деятелей. Они не имели каких-то особых благ, но обладали некоторыми привилегиями: были освобождены от физических наказаний, имели право помиловать приговоренных преступников и т.д.
В узбекских ханствах была небольшая по численности группа среднеазиатских арабов, потомков мусульманских завоевателей и миссионеров 8-го века. Конечно, к 20-му столетию они сильно ассимилировались, но сохраняют память о своих корнях по сей день. Поэтому нет ничего удивительного в том, что одним из таких людей мог быть Абдулла.