Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Почему Абдулла из «Белого солнца пустыни» носил зеленую чалму?

Абдулла, без сомнения, один из самых обаятельных отрицательных персонажей советского кинематографа. Он, безусловно, является противником главного героя. Но и Сухов, и Саид, и Верещагин относятся к нему с уважением, а он сам относится с уважением к каждому из них.

Он продукт своего общества и своей эпохи, он живет в соответствии со своими традициями. К нему сочли возможным для себя примкнуть русские казаки и офицеры – то есть, он пользуется среди них авторитетом. Это может свидетельствовать о его близости к элите одного из среднеазиатских ханств и наличии знакомств в царской армии.

Он по-своему справедливый человек и не старается действовать грубой силой, а ко всем пытается найти свой подход. К своим женам он никогда не был груб, а потому укоряет их в желании сохранить жизнь в плену, что было не очень достойно в понятиях того времени. С ним поддерживает знакомство его давний приятель Саид, который не считает Абдуллу бандитом, в отличие от Джавдета.

Сложно представить, как Владимиру Мотылю удалось защитить такой образ от цензуры, ведь злодеи в советском кино обычно изображались более утрированно. Не зря же говорят, что фильм «Белое солнце пустыни» изначально был запрещен и попал на экраны благодаря личному заступничеству генсека Брежнева.

-2

Так или иначе, Абдулла вызывает не меньший интерес, чем остальные персонажи картины. И в его внешности есть крайне интересный нюанс – зеленая чалма. Для мусульман этот факт много скажет, а остальным смысл этого мы объясним.

По социальным причинам и с целью сбережения своего здоровья в прежние времена все люди носили головные уборы. В тех же Каракумах разгуливать без шапки на солнце чревато. На востоке их обычно надевали в тот момент, когда мальчик становился мужчиной. Это, так сказать, было зримым доказательством его статуса.

Ко всему прочему, согласно канонам ислама, во время ежедневной пятикратной молитвы человек должен обязательно быть с покрытой головой. Тип головного убора отличается в зависимости от конкретной моды. В арабском мире это был обычно тюрбан, в Средней Азии в то время – чалма.

Поскольку английский офицерский френч Абдуллы прямо намекает на поддержку, которую басмачам оказали британцы, следует исключить случайный подбор чалмы. То есть, не стоит думать, что какой головной убор был у реквизиторов картины, такой они и дали.

-3
Потому зеленый цвет можно объяснить двумя причинами. Мусульманин имел право на зеленую чалму в двух случаях: если он совершил хадж в Мекку и если он был одним из потомков пророка.

Для паломничества на другой край исламского мира Черный Абдулла как-то слишком молод. Не говоря уже о том, что такая поездка в то время могла быть по карману только для очень богатых людей, следует заметить, что хадж обычно совершают ближе к концу жизни. Чтобы, так сказать, смыть старые грехи, а новых не успеть накопить.

Что касается потомков пророка, то они, в зависимости от степени родства, называются шерифами и сейидами. На самом деле, их очень много в исламских странах, поскольку каждая из них всегда стремилась иметь в себя проповедников этого происхождения. Часто женщины из таких родов становились женами правителей и высших аристократов. Так что, к сейидам обычно относятся все исламские монархи.

-4

Но немало потомков Мухаммеда было и среди простых людей или же религиозных деятелей. Они не имели каких-то особых благ, но обладали некоторыми привилегиями: были освобождены от физических наказаний, имели право помиловать приговоренных преступников и т.д.

В узбекских ханствах была небольшая по численности группа среднеазиатских арабов, потомков мусульманских завоевателей и миссионеров 8-го века. Конечно, к 20-му столетию они сильно ассимилировались, но сохраняют память о своих корнях по сей день. Поэтому нет ничего удивительного в том, что одним из таких людей мог быть Абдулла.