Найти в Дзене
ВЦИОМ

Религия и общество: мониторинг

Оглавление

За последние тридцать лет роль религии в жизни нашего общества несколько возросла.

По стопам предков…

Крещение Руси — важное событие в истории народов России, оказавшее значительное влияние на их общественное, духовное и культурное развитие. Спустя более чем тысячу лет православие остается самой распространенной конфессией в стране — 57% россиян относят себя к последователям этой религии. С 2017 г. показатель сократился на 3 п.п. Согласно ответам респондентов, 5% относят себя к приверженцам ислама. Называют себя неверующими 19% наших соотечественников (+2 п.п. к 2017 г.), еще 6% отметили, что считают себя верующими вне какой-либо конфессии, а 7% колеблются между верой и неверием.

  • Портрет православного россиянина: это женщина (65% vs. 47% мужчин), старше 35 лет (60% в группе 35-59 лет и 67% в группе 60+), со средним специальным образованием (62%), средним уровнем дохода (60%), жительница населенного пункта с численностью населения до 100 тыс. чел. или села (62-61%), активная телезрительница (71%) или предпочитающая в равной степени и ТВ, и интернет (68%).
  • Портрет неверующего россиянина: это мужчина (24% vs. 15% женщин), до 25 лет (42% vs. 19% среди всех россиян), активный пользователь интернета (29%).
  • Среди 25-34-летних по 10% отмечают, что колеблются между верой и неверием, или называют себя верующими, но не относят к какой-либо конкретной конфессии. Можно сказать, что это поколение изменило тренд православия: те, кто младше, — уже преимущественно неверующие, а те, кто старше, — все-таки остаются в православии.

Кто и как часто ходит в церковь?

Люди по-разному относятся к религии, для одних ее догмы — основа познания мира и себя, для других — часть истории и культуры. Опрос показал, что за три десятилетия роль религии в жизни россиян усилилась. В два с половиной раза выросла доля тех, кто называет религию очень важной для себя (с 6% в 1993 г. до 15% в 2023 г.), а в общей сложности доля россиян, для кого религия важна, составляет теперь 40%, четыре из десяти (1993 г. — 28%).

Одновременно с этим сократилась доля тех, для кого религия не играет никакой роли: с 35% в 1993 г. до 28% в 2023 г.

  • Очень важную роль религия играет в основном в жизни россиян старше 60 лет (20%), жителей села (23%), православных россиян (20%), представителей других конфессий (30%) и жителей Северо-Кавказского федерального округа (31%).
  • Не играет никакой роли религия преимущественно в жизни молодежи до 25 лет (44%), неверующих россиян (79%), граждан с плохим материальным положением (38%), жителей Северо-Западного и Сибирского федеральных округов (по 38%) и активных интернет-пользователей (38%).

На фоне роста религиозных настроений в обществе в последние годы выросла доля россиян, которые регулярно, минимум раз в месяц, посещают церковь (мечеть, синагогу). Если в 2012 г. таких было 7%, то в наши дни — 15%, в два раза больше. Но общий тренд — нисходящий, в целом в 2012 г. с разной периодичностью посещали церковь 71%, а сегодня — 66%. Сократился процент тех, кто посещает церковь (мечеть, синагогу) время от времени, сегодня это половина россиян — 51% (–13 п.п. к 2012 г.), а также вырос процент тех, кто не ходит в храм (2012 г. — 26%, 2023 г. — 31%).

Вопросы о роли религии и частоте посещения храмов указывают на то, что в обществе происходит трансформация отношения к религии. С одной стороны, роль религии в жизни россиян растет, но, с другой стороны, это не конвертируется в массовый рост посещения церкви (мечети, синагоги). И это может говорить как о том, что религия уходит в светскую сферу, так и о том, что запрос на религию может реализовываться вне религиозных институтов, например через индивидуальные духовные практики.

Россияне, посещающие церковь регулярно, периодически или никогда не посещающие ее, имеют свои особенности:

  • Регулярные посетители церкви (бывают там минимум раз в месяц) — прежде всего россияне, для которых религия играет в жизни очень важную (43%) или важную роль (21%), а также православные граждане (22%). Несмотря на больший процент неверующих среди 18-24-летних, именно они чаще других возрастных групп регулярно посещают церковь (мечеть, синагогу) — 21% (vs. 15% среди всех россиян и старшей когорты). Еще одна отличительная характеристика этой группы — неполное среднее образование (33%). Процент регулярных посетителей церкви (мечети, синагоги) выше в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (21% и 20% соответственно).
  • Периодические посетители церкви (бывают там время от времени) — это те граждане, для кого религия играет довольно важную или не слишком важную роль (по 66%), а также православные (64%). Чаще в эту группу попадают женщины (56% vs. 46% мужчин), россияне 45-59 лет (61%), со средним уровнем дохода (56%), жители небольших населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел. (57%), а также проживающие в Центральном или Северо-Западном федеральных округах (58% и 57% соответственно).
  • Не посещают церковь те, для кого религия не играет никакой роли (68%), неверующие россияне (75%), а также верующие «без конфессии» (55%). С большей долей вероятности в церковь не пойдут мужчины (36% vs. 26% женщин), молодежь (до 25 лет — 51%, 25-34-лет — 41%), граждане с хорошим материальным положением (38%), активные пользователи интернета (45%), жители городов-миллионников или крупных городов с численностью населения 500-950 тыс. чел. (37% и 36%), а также проживающие в Уральском или Сибирском федеральных округах (40-39%).
  • Каждый десятый от числа православных (11%) и от числа тех, для кого религия играет очень важную роль (10%), никогда не посещает церковь (мечеть, синагогу).
  • Те, для кого религия не играет никакой роли, в 28% случаев время от времени все-таки ходят в церковь. С такой же периодичностью туда ходят и те, кто называет себя неверующим, — 23%. Это указывает на определенный разрыв между верой и религиозными практиками. По-видимому, посещение церкви в этих группах — это не столько религиозные, сколько светские, культурные практики.

Рай или ад?

Неотъемлемой частью религии являются представления о мироустройстве, жизни после смерти. Исследование показало, что в российском обществе достаточно распространена вера в религиозные постулаты о Боге, ангелах, рае, аде и дьяволе. При этом...

Полный текст на сайте ВЦИОМ