Не стало Эдит Пиаф. Да-да, ее… Умерла актриса Нина Дробышева, прославившаяся ролью легенды в театре Моссовета. 84 года. Болезнь. В таком возрасте закономерно. И все же…Скорбит театр Моссовета. Скорбит кино… Дробышева запомнилась всем в фильмах «Два капитана», «Улица полна неожиданностей», а также своей главной ролью в картине Григория Чухрая «Чистое небо».
«Толпа женщин и детей вышла на перрон, чтобы встретить возвращающихся с войны мужчин, но перегруженный поезд проезжает без остановки... Короткие кадры, «ритм монтажа символизирует «неотвратимость судьбы».
Это фильм 1961 года «Чистое небо». Режиссер Григорий Чухрай. В главных ролях Алексей Урбанский и Нина Дробышева. Урбанского нет давно – погиб на съемках. Сегодня не стало и ее – Нины.
«Масштаб ее таланта невозможно переоценить. Работы Нины Ивановны на моссоветовской сцене стали легендами и вошли в историю отечественного театра. Ее роли на экране навсегда в “золотом фонде” кинематографа», — говорится в сообщении в Telegram-канале.
«Чистое небо» — антивоенный фильм. Чухрай рассказывает о «противоестественности войны». «Антимилитаристские воззрения режиссера, читаю в Википедии, выражает, например, сцена встречи эшелона».
https://www.youtube.com/watch?v=OJ12jRwfGfc
В последнее время тема ухода становится все более и более актуальной. Только вздохнули после пандемии и вот опять…Это, конечно, не о Дробышевой. Это о нас. О нашем мире и не мире, даже, точнее, не мире. О вражде и злобе.
Так вышло, что вчера я посмотрела подряд два фильма: «Локдаун по-итальянски» и «Москва». Соответственно, зарубежный и наш. И там, и там сюжет чем-то схож: тема любви и ненависти, каких-то вечных забот и проблем, тема жизни и смерти.
НО…
Несмотря на ковид, локдаун, смерти в пандемию и запреты общаться и выходить из дома, итальянцы сохраняют юмор и оптимизм. Может, это из-за климата? Или характера. В фильме масса смешных моментов, хотя он очень серьезный. И главный герой – адвокат – произносит почти Чеховские монологи о себе и окружающих. И все же смотреть это кино весело. Вспоминаешь свои эпизоды ковидной поры. Даже ностальгия охватывает, хоть повторения истории совсем не хочется…
А фильм «Москва» - 2000 года, режиссер А.Зельдович -
И…
О 90-х в РФ. Тяжелый фильм, хотя очень занятный в смысле придумок и построения кадров. Красивый. Актеры потрясающие – Александр Балуев, Ингеборга Дапкунайте, Татьяна Друбич, Станислав Павлов.
Краткое описания: «Город без прошлого и без будущего. Город, который не прощает ошибок… Герои пытаются заглушить страх перед разрушительной жестокостью жизни алкоголем и сексом… Интрига продолжает разрастаться, пока проблема не разрешается наиболее универсальным способом — пулей в затылок…»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
Богема, новые русские, причем, одновременно и бандиты, и любители искусства: музыки, и балета, живописи и скульптуры... Из «золотой молодежи» 70-х. Во время перевозки наличных – долларов, конечно, - «для «нового русского» по кличке Майк деньги исчезают… Ситуация осложняется ещё больше, когда накануне свадьбы невеста Майка влюбляется в его друга, которого тот подозревает в похищении денег»...
Там есть потрясающие по яркости, красоте и одновременно ужасу кадры: как герой Балуева – меломан и ценитель Терпсихоры, даже строит на свои шальные деньги театр балета – так вот, этот балетоман, играющий на рояле, легко убивает какого-то партнера, просто закидывая его продукцией фирмы. Лежит тело в пиджаке на полу какой-то магазинной подсобки или склада в морковке по-корейски, майонезе, кетчупе и осколках от разбитых банок с этим самым содержимым. Начинается все с выпивки как бы, а заканчивается сначала невинным бросание тортов – как в немом кино, а потом вот этим кошмаром. Убит банкой с кофе или огурцами... Как-то так.
А персонаж, что на фотке - актер Станислав Павлов, который и украл деньги бизнесмена Майка, и которого тот пытал по обычаю того времени то ли пилой, то ли утюгом, в итоге убивает Майка в затылок. Да еще и обольщает вдову, женится на дурочке, видимо, продолжит спонсировать искусство😊)
Шикарна и сцена убийства Майка: он с роскошным букетом в день своей свадьбы идет на сцену построенного театра, где под известную всем музыку умирает лебедь. Аплодисменты. Он протягивает балерине цветы
И...
Мы видим перекрестье прицела. Слышим щелчок. Майк, как подкошенный, падает к ногам "умирающего лебедя". Сам весь в цветах, которые рассыпаются вокруг. А "лебедь", забрызганный его кровью, пятится на попе, а потом уносит ноги совсем не по-балетному!
А чего стоит кадр самоубийства одного из персонажей! Он собирает фотки любимой в пластиковый красный чемодан, тащит его на трамплин в Лужниках и съезжает вниз на этом чемодане. Прыжок с трамплина на чемодане. И мозги на белом снегу...
Все это красиво-жуткое кино производит крайне тягостное впечатление. Во-первых, хорошо помню 90-е. Во-вторых, в состоянии оценить менталитет героев этой самой "золотой молодежи". Сама была из их числа. И вот что я думаю: это ведь лишь полуправда. Это сгущение красок, стремление весь спектр довести до черноты и чернухи. Да, было все это в нашей жизни. Как, думаю, и в жизни любой страны. Взять хоть ту же итальянскую мафию. Их фильмы на эту тему не менее страшные. И в 2000-м, конечно, этот фильм был словом в кинематографе. Сейчас он тоже смотрится, но при этом ты думаешь - Запад, посмотрев такой вот фильм, будет думать, что все русские козлы, убийцы и идиотки с идиотами. Хотя в их фильмах на подобные темы тоже много всего похожего. И все-таки отличительная черта их современного искусства, как мне кажется, в любви к себе. Они все равно себя ценят, любят, а потому и нет тягостного ощущения после кино. А мы себя не ценим, не любим, самобичуемся. Потому и нас бичуют годами всякие там Обамы, Байдены, Меркели, Макроны, Джонсоны и прочая публика. Мы сами к этому часто ведем. Мы часто провоцируем такое поведение. Надо себя любить. Тогда и другие будут...
А Нине Дробышевой - Светлая память, со Святыми упокой...