Представляю Вам мой вольный перевод статьи художника и телеведущего Лео Стивенсона.
Что такое копия? Границы, отделяющие копию от вариации или пастиша, зачастую размыты, и это еще не считая картин, заимствованных из других картин более тонкими способами, не говоря уже о сотнях работ, которые приписывают художникам только потому, что они похожи на их работы, даже если они таковыми не являются, или даже откровенных подделок.
Копирование может преследовать множество целей и иметь различную ценность, но как конструктивная деятельность оно обычно отвергается. Однако оно было и, на мой взгляд, остается ценным инструментом обучения. В наши дни вместо того, чтобы пытаться учиться у прошлого, студентов художественных вузов с самого начала поощряют к самовыражению на своих собственных условиях. Идея копирования другого художника чужда. А жаль, ведь раньше копирование было частью стандартного обучения любого художника, которое учило не только технике, анатомии и рисунку, но и воспитывало в художниках уважение к достигнутому.
Я - художник, уважающий прошлое, но твердо стоящий на ногах в настоящем. Хотя я наиболее известен по своей работе на телевидении как художник и историк искусства, сердце и направление моей работы можно найти в моих пейзажах, морских и авиационных картинах. Стиль моих работ и техника, которую я использую, берут начало в моем самообразовании: сначала я годами делал копии старых мастеров (как они сами делали в рамках своего обучения), а затем занимался пастишами или "подделками" их работ, придумывая картины, которые они не успели написать сами.
Хотя раньше я тратил невероятное количество времени на копирование, очень тщательно подбирая пигменты, масла и другие материалы, терпеливо изучая и осваивая их технику, в работу неизбежно проникала частичка меня, моей жизни. Это естественно, и это хорошо. В каком-то смысле даже очень точная копия ручной росписи может быть только интерпретацией, что характерно даже для очень умного мира цифровой фотографии, если помнить о капризах света, цвета, тона и различных способах воспроизведения фотографий.
На самом деле придумывать картины в стилях других художников гораздо сложнее и труднее, чем копировать уже существующий образ. Я всегда сравниваю это с работой актера над ролью: нужно вжиться в образ того, кого (или что) ты пытаешься изобразить, понимая и изучая гораздо больше, чем просто внешний вид. Вы должны знать, как и почему это выглядит так, как выглядит. Например, я никогда не смогу "стать" Вермеером, но, исследуя его визуальный язык в красках, я нашел понимание его творчества, которое, как мне кажется, упустили многие ученые, не занимающиеся живописью. Это также втянуло меня в его мир, и я регулярно посещаю Делфт, чтобы проникнуться его атмосферой - к счастью, она мало изменилась со времен Вермеера. Пытаясь освободиться от рабского копирования и создавая работы в его стиле, используя его технику и материалы, я, возможно, не создал работ, которые были бы так же хороши, как его (я бы хотел!), но я чувствую, что то, что я создал, гораздо ближе, чем, например, работы фальсификатора Хана ван Меегерена.
К примеру, я участвовал во многих телевизионных программах о Ван Гоге, некоторые из которых снимались в местах, где он жил и работал, и часто наступает момент, когда я пишу картину, используя его дерганую, срочную и в то же время точную технику, и вдруг по позвоночнику пробегает дрожь, и вся его беспокойная личность словно спрыгивает с холста, как искра электричества, проходящая через кисть в мой мозг. Я могу сравнить это с тем чувством, которое испытывает классический музыкант, когда играет и вдруг по-настоящему "понимает" произведение великого композитора. В случае с Ван Гогом подобный прилив адреналина не является положительным или комфортным ощущением.
Если оставить в стороне чувства, какими бы сильными они ни были, процесс копирования или даже подделки работ других художников оказался очень полезным и заставляющим задуматься. Хотя в наши дни я редко занимаюсь копированием, разве что когда выступаю по телевидению, я обнаружил, что взгляд на искусство через призму работ других художников неизмеримо помогает мне в моей собственной работе. Говорят, что "подражание - самая искренняя форма лести", и благодаря этому я многому научился, за что очень благодарен".
Лео Стивенсон, художник и телеведущий.