Всего их 16. Снизу невозможно разобрать, что это за скульптуры, слишком высоко они находятся. Полной информации найти я не смог, но кое-что в интернете накопал.
Вот правое крыло здания, если смотреть на него с площади 1905 года.
На левом крыле скульптуры частично повторяются. Крайний - шахтер с киркой, на нем своеобразный головной убор, каска ему не досталась. Торс обнажен.
Также имеются четыре одинаковых статуи колхозницы.
В руке - серп, во второй руке - сноп ржи, другой сноп - у ног. Длинная коса уложена вокруг головы.
Дальше - землекоп с голым торсом.
А это - непонятный персонаж в кирзовых сапогах, у ног его что-то напоминающее пенек. Возможно это лесоруб. Рядом - еще одна колхозница с серпом.
Следующий человек с голым торсом - рабочий, в правой руке его молоток (которого не видно). таких скульптур две.
Далее, как я понимаю, студентка и агроном (ученый).
Есть еще шахтер и музыкантша.
Наверное, авторы скульптур к этому не стремились, но получилась реалистичная зарисовка той эпохи. Проектирование реконструкции горсовета началось в 1944 году, еще во время войны. Здание перестроено к 1949 году. Башня возведена позднее. Скульптуры создавались в первые послевоенные годы. Страна во время войны была разорена. Надо было восстанавливать разрушенное, создавать ядерное оружие, развивать ракетостроение и стратегическую авиацию (ожидали следующую, ядерную войну). В 1946 году случился голод. В 1947 году была проведена грабительская денежная реформа.
Обратите внимание, как одеты скульптуры. Что называется, только наготу прикрыть. Ситцевое платье - уже роскошь. Многие мужчины вообще без рубашек. Что называется, "нам хлеба не надо, работу давай". Работали на голом энтузиазме.
Мои уже давно умершие родственники вспоминали это время с ужасом. Выжили только потому, что на две семьи была одна корова. Сенокосов не было, их забрали в колхоз. Косили по лесам, по вырубкам. Даже если колхозный сенокос не выкашивался, траву эту трогать было нельзя. Действовал "закон о трех колосках". Если подобрать три колоска на дурно убранных колхозных полях, то ждал суд и человек отправлялся на десять лет добывать золото для Родины на Колыму.
Что еще бросается в глаза в этих статуях - примитивность орудий труда. Во время войны из колхозов изъяли и отправили на фронт трактора и лошадей. Пахали на коровах. Женщина с серпом - не аллегория, из-за отсутствия техники так хлеб и убирали. Работа адская, надо было весь день трудится "в наклон". На трудодень давали несколько горстей зерна.
Да и рабочие обеспечены орудиями труда не лучше. Каёлка, лопата, кувалда, в лучшем случае, отбойный молоток.
Есть такое направление в искусстве, натурализм. Эти статуи из этой серии. Страшное было время.