Античная история буквально пропитана медом, который лился рекой на пирах и во время обычных трапез. Продукты пчеловодства активно использовались в лекарственном деле и в том, что сейчас называют косметологией. На дощечках, покрытых пчелиным воском, писали, освещая пространство вокруг восковыми же свечами. Конечно, древние греки (и римляне тоже) одомашнили пчёл! Тогда не только Египет, а весь ближневосточный древний мир буквально жужжал, как роящийся улей*.
*Одно из самых крупных сохранившийся до наших дней древних скоплений ульев датируется II-м тысячелетием до н.э. Более 180 горизонтальных труб обнаружили в настоящем медовом царстве — Тель Рехове, расположенном на территории современного Израиля (фото ниже).
Наряду с вином медовое питье (с градусами и без), было любимым и довольно распространенным. Недаром еще древние боги с удовольствием предавались возлияниям, поглощая «сладостный» нектар. Гомер, правда, иногда путает карты, то описывая нектар как «пурпуровый»* и «багряный»**, намекая на винные составляющие, то называет его «светлым»***. Но все равно, само слово «нектар» хоть и происходит от «некрос» (мертвый) тесно связано с пчеловодством. В любом случае отдельные медовые ассоциации при упоминании нектара и амброзии (питье и пища богов) нет-нет да и встречались в античной литературе.
*«Одиссея» Гомера, в переводе Жуковского В.А., песнь V, где Калипсо угощает Эрмия, посланника с Олимпа:
«С сими словами богиня, поставивши стол перед гостем,
С сладкой амброзией нектар ему подала пурпуровый».
**Илиада Гомера, перевод Гнедича Н.И., песнь XIX, стих 35, где Фетида напутствует своего сына Ахиллеса:
«Так говорила — и дух дерзновеннейший сыну вдохнула.
Другу ж его и амброзию в ноздри, и нектар багряный
Тихо влияла, да тело его невредимо пребудет».
***Илиада Гомера, перевод Гнедича Н.И., песнь XIX, стих 345:
«Шествуй, Афина; и нектаром светлым с амброзией сладкой
Грудь ороси Ахиллесу, да немощь его не обымет».
Пчелы у греков не считались слезами верховного божества (как у древних египтян*), но нередко помогали главным действующим лицам мифов в их подковерных играх. Как известно, Зевса (переименованного позже римлянами в Юпитера) чуть не съел маньяк-каннибал собственный отец. Ребенка спасла мать, которая тайно переправила его в секретную пещеру на горе Дикти. Пещера была населена священными пчелами, кормившими младенца-бога своим медом (и только божественная природа уберегла его тогда от раннего кариеса).
Вероятно, из-за этой истории одним из титулов Зевса был Мелиссайос, или «человек-пчела»**. Позже Зевс наградил пчел за их помощь, добавив им ярко-золотого цвета в обличие и сделав достаточно сильными и выносливыми, чтобы противостоять холоду и ветрам.
*Об этом и более ранних связанных с медом фактах вы можете подробнее узнать из вот этой публикации:
**Как тут не вспомнить:
«Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился»? 😉
Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане»
По одной из версий бог Дионис, подобно Зевсу, тоже воспитывался в пещере и был вскормлен медом. Сегодня его считают богом вина, но поклонение ему началось до широкого распространения виноделия, когда основным питьем была содержащая алкоголь медовуха*. Даже после того, как вино заняло лидирующие позиции, мед все равно оставался священным в культе Диониса. По одной из версий, именно Дионисию приписывают создание пчеловодства**.
*В исторической науке существует предположение о том, что изначально греки пили медовуху, а впоследствии с распространением вина рецепт перестал быть популярен. Новый виток признания медовуха получила уже в Древнем Риме, перенятая во время северных завоеваний империи.
**Древнегреческие мифы вариативны: по другой, более распространенной легенде, пчелы были тесно связаны с Аполлоном, а покровителем пчеловодства стал его сын Аристей.
Музы — богини искусства, поэзии и науки — также часто имели дело с пчелами. Нет, они не отправляли полосатых помощниц, чтобы подправить соперницам форму лица (сделать, например, правую щеку более пухлой или подкачать объем на левом верхнем веке). Они посылали пчел, которых еще называли «птицами муз», к выдающимся смертным помазать их уста медом, чтобы придать голосам сладкозвучие (читайте: наделить литературным (как правило, поэтическим) даром).
Эта аллегория была очень распространена в древнегреческих и древнеримских тестах. Так, например, Павсаний (110–180 гг. н.э.) писал о поэте и музыканте Пиндаре, что «пока он спал, к нему прилетели пчелы и помазали медом его уста. Таково было начало его песенной карьеры». Подобные похвалы были даны Гомеру, Сапфо и Эринне, а также Софоклу, Платону, Вергилию и Лукану... В общем, если основываться на дошедших до нас письменных источниках, то пчелы из года в год только и делали, что метались из одного края в другой, чтобы помазать уста очередному литературному гению.
Но не все связанные с пчелами моменты были радостными и приятными. Пчелы также ассоциировались с подземным миром и душами мертвых. Вероятной причиной являлось то, что дикие ульи часто располагались в трещинах скальных пород и пещерах, которые традиционно относили к дорогам в Подземный мир. Некоторые из философов также считали, что пчелы — это души умерших людей или тех, кто еще не родился. А мед был не только любимой пищей живущих и популярным подношением богам и нимфам, но и данью почтения мертвым и хтонический существам. Например, в трагедии Софокла царь Эдип, главный герой, осознав свои грехи, спрашивает, что ему делать и получает в ответ расписанный во всех подробностях обряд, одним из элементов которого являлось приготовление и пролитие на землю медовой воды*. Не советую вам, дорогие друзья, повторять подобное на своей земле: муравьев набежит — тьма. Потом век не избавитесь.
*Софокл «Эдип в Колоне», перевод С.В. Шервинского, эписодий I, строфа 460:
«Хор: Лицом к рассвету стать и вылить влагу.
Эдип: Из тех сосудов влагу возливать?
Хор: Из трех, — последний вылей до конца.
Эдип: Чем наполнять сосуды, научи.
Хор: Водой и медом — только без вина.
Эдип: Потом, — когда земля впитает влагу?»
Из этого и некоторых других описаний становится ясно, что божества и другие существа подземного мира любили полакомиться медком (возможно, из-за связи между пчелами и душами мертвых, а может просто жизнь тяжелая была, вот и заедали стресс сладким). Тот же Цербер, трехголовый пес, охранявший вход в царство Аид, приняв брошенную ему Сибиллой сладкую* лепешку с сонную травою**, благополучно уснул, позволив тем самым Энею войти.
*Хлеб тогда подслащивали именно медом.
**Вергилий, «Энеида» в переводе С.А. Ошерова глава VI, стихи начиная с 417 стофы:
«Лежа в пещере своей, в три глотки лаял огромный
Цербер, и лай громовой оглашал молчаливое царство.
Видя, как шеи у пса ощетинились змеями грозно,
Сладкую тотчас ему лепешку с травою снотворной
Бросила жрица, и он, разинув голодные пасти,
Дар поймал на лету. На загривках змеи поникли,
Всю пещеру заняв, разлегся Цербер огромный.
Сторож уснул, и Эней поспешил по дороге свободной».
От легендарного мира стоит, пожалуй, перейти к практическим вещам и наблюдениям. Кстати о последних: знали ли вы, что философы древности тоже иногда любили развлекаться? Представьте: Интернета нет, YouTube не включишь, ленту в Дзене не полистаешь — ну вот чем заняться? Поэтому, например, Аристотель всю жизнь смотрел реалити шоу из жизни пчел наблюдал за пчелами. А потом записывал увиденное в своем блоге IX книге «История животных» (344 и 342 годы до н.э.).
Так, он отмечал, что пчелам иногда в качестве дополнительной пищи давали сладкие продукты, например, инжир; и еще писал, что пчеловоды никогда не забирали из ульев все соты, а оставляли пчелиной семье достаточное количество пищи, чтобы пережить зиму*.
*Древний улей мог приносить от 3 до 10 (редко) литров меда.
Забавный факт: в те дни размножение пчел было окутано тайной, и люди знали только то, что могли видеть собственными глазами. Поэтому долгое время считалось, что пчелиные личинки не выводятся в улье, а собираются с цветов и приносятся в колонию. В общем, не только человеческих детей в капусте находили. Но Аристотель пришел к иному выводу: что личинок выращивали сами пчелы в ячейках сот. Он также знал, о существовании трех пчелиных каст и правильно определил функции рабочей пчелы и трутней. Ошибся только с пчелиной маткой, пряв ее за правителя мужского пола.
Но не все тайны пчеловодства открывались даже этому великому философу древности. Так, он пришел к выводу, что источником меда служит… атмосфера, а не цветы. Он обосновывал свои мысли следующими наблюдениями: он видел, что пчелы собирают что-то с цветов, но при этом не мог понять отчего в иные годы при изобилии цветущих растений производится мало меда, тогда как в других случаях соты быстро заполняются до отказа за несколько коротких дней. Так и слышу его, декламирующего в задумчивости: «Богатый ныне меда урожай, ветрами из-за моря принесенный».
Каким же было древнегреческое пчеловодство в конструктивном плане?
На раннем этапе ульи строились из чего попало самых что ни на есть различных материалов (об этом упоминают Варрон, Вергилий, Колумелла, Плиний и Палладий). Также как и в Египте были распространены горизонтальные ульи: кора и стебли растений, плетеные лозы — все это связывалось и обмазывалось смесью грязи с коровьим навозом или глиной. Из высохшей конструкции вынимали содержимое, оставляя полую трубу. Использовались также выдолбленные древесные стволы, сооружения из кирпича, камня и выполненные по классической технологии керамические пчелиные домики-трубы. По понятным причинам до нас дошло больше всего керамических ульев (ульи из кирпича и камня использовали реже, а пчелиные дома из других материалов просто рассыпались в пыль от дыхания времени). Устройство и размещение таких горизонтальных ульев отличалось от египетского только деталями: основные принципы остались теми же*.
*Подробнее о древнеегипетском пчеловодстве вы можете прочесть в материале на моем канале:
Интересным ноу-хау древнего пчеловодства было удлинение горизонтальных ульев съемными полыми цилиндрами. Такой цилиндр было довольно просто отсоединить, не повредив при этом основных сот пчелиной семьи. Да и исчезала необходимость окуривать весь улей большим количеством дыма, который, как известно, портил вкус собираемого меда. Кроме того, организация дополнительного пространства для жизни было одним из методов по предотвращению роения с последующим улетанием в поисках лучшей жизни колонии.
Греки были заботливыми пчелодержателями: они наносили изнутри керамических домов своих медоносных насекомых специальную насечку, которая облегчала крепление сот к стенкам. Внутри также могли устанавливаться специальные бруски, задававшие определенное направление пчелиному строительству. В общем, чего не сделаешь в поисках сладкой жизни. 😉
Древние пчеловоды умели также собирать улетевшие рои пчел, приманивая насекомых в новые жилища: для этого использовали новый полый улей, который приставляли вертикально к дереву, на котором обосновались улетевшие беглянки.
Какие еще были ульи кроме полых труб ?
В Эгейском море и на Ионических островах обнаружили каменные ульи, в них соты росли в вертикальном направлении.
Третья форма древнего улья также была вертикальной и походила на ведро или цветочный горшок (подобные пчелиные дома делали из керамики, что усиливало их сходство с горшками). Самый известный улей такого типа найден в Исмии (недалеко от Орестиада), он датируется III в. до н.э. (см. фото ниже). Горшок ставили широкой стороной вверх, в нижней части делался леток, а верхняя закрывалась крышкой, чтобы защитить пчел от дождя и жары. Существует предположение, что в минойский период (3500-1110 гг. до н.э.) вертикальные ульи также использовали, но устанавливали их дном вверх, а леток делали внизу, при этом сверху снаружи такого улья-горшка крепились ручки, помогающие переворачивать пчелиный дом в период медосбора.
Кстати, по предположению ученых подобные пчелиные дома уже могли существовать во времена Аристотеля, тогда бы это объяснило необыкновенную осведомленность философа в некоторых пчеловодческих вопросах. Действительно, некоторые похожие на пчелиные обиталища находки, датирующиеся III-I тыс. лет до н.э., были обнаружены на Крите, островах Кассос и Карпатос и ряде других мест. Но точной уверенности в том, что это были именно ульи все же нет, так как характерные насечки на внутренной стороне глиняных изделий наносили и на некоторые другие керамические изделия.
А еще в Древней Греции были свои передвижники, почти как наши русские живописцы, но с ульями наперевес. Но в этом они не были первопроходцами: такие миграции являлись привычным делом у многих древних пчеловодов (в Древних Египте, а также в Китае, Японии, безусловно, в Римской империи, на территории почти всех южных регионов современной Европы). Ульи перевозили на вьючных животных по дорогам или ходили с ними на лодках по воде.
Скорее всего уже минойцы (в среднеминойский период XX-XVII вв. до н.э.) занимались передвижным пчеловодством. Об этом можно судить по находке в одной из могил модели глиняной лодки, перевозившей соты в грузовом отсеке (см. фото ниже). Поскольку модель была найдена в могиле, ее интерпретировали как символ «посмертного путешествия», но это могло быть указанием и на род деятельности умершего.
Ульи, наиболее подходящие для передвижного пчеловодства, делались легкими, но прочными: их изготавливали из дерева или плели из лозы и других материалов. Факт существования такого типа ульев косвенно подтверждается мозаикой VI века, найденной в Иордании, изображающей сцену из четырнадцатой идиллии Феокрита: пчелы жалят Эроса, когда он крадет мед из плетеного улья (см. фото ниже).
Филоксен (I в. до н.э.) и Вергилий также не просто так называют улей плетеным сосудом.
Как и древние египтяне греки использовали окуривание во время медосбора. Самым примитивным и ранним приспособлением для окуривания были факелы, но довольно быстро они сменились специальными горшками. Горшки позволяли избежать ожогов у пчел или повреждения ульев (тех, что изготовляли из горючих материалов). Кроме того, устройства помогали более точному направлению дыма. Некоторые керамические окуриватели датируются II тысячелетием до н.э.
Помимо курительных горшков древние греческие пчеловоды использовали прессы для сот, которые позволяли извлекать мед и сливать его в кувшины, восковые экстракторы, специальные блюда и ряд других приспособлений.
А еще античные пчеловоды научились делать несколько видов ловушек для шершней, чтобы защитить своих пчел от нападения этих насекомых: приманка привлекала шершней в ящик или бутылку, из которых они не могли самостоятельно выбраться. Аристотель сообщает о способе приманивания шершней куском мяса, помещенным в специальное закрытое блюдо, после чего насекомых бросали вместе с ловушкой в огонь.
В целом, археологи констатируют практически повсеместное обнаружение большого количества утвари со следами продуктов пчеловодства, а также специальных приспособлений для содержания пчел по всему региону Древней Греции, что подтверждает массовость и системность добычи меда.
Древний Рим перенял очень многие культурные и хозяйственные традиции Древней Греции, и пчеловодство не стало в этом исключением. В подтверждение осталось множество письменных свидетельств (те же труды Плиния, что упоминались мною раньше) и археологических находок.
Вполне закономерно, что в Древнем Риме мед из разных мест отличался по вкусу (в зависимости от того, какая преобладала флора), причем определенные сорта лакомства ценились выше. Из «Посланий» Горация мы знаем, что пчелы любили тимьян, а в одах поэт восхваляет мед из Тарента (Апулия, что на юге Италии). Эндрю Долби в своей книге «Империя удовольствий» рассказывает, что сицилийский мед считался одним из лучших в древнеримском мире. Испания, тогда называвшаяся Хиберния, также была основным источником превосходного меда.
Как и в Древней Греции, в Риме мед и другие продукты пчеловодства очень широко применялись, например, в медицине. Плиний писал, что мед полезен при заболеваниях полости рта, пневмонии, плеврите и укусах змей. Мед неизменно входил в диету, что действительно помогало во многих аспектах поддержания здоровья, кроме разве что состояния зубной эмали: кариес был чрезвычайно распространен даже у маленьких детей.
Медовая вода, как освежающий напиток, пользовалась популярностью несмотря на расцвет виноделия. А вот содержащая алкоголь медовуха посетила римские пиры уже вместе с северными завоеваниями. А еще римляне готовили так называемый мед путника*, подкреплявший силы путешествующих. Помимо меда, прополиса и прочих чудесных пчелиных продуктов активно использовался воск: вощеные дощечки для письма (были распространены еще в Древней Греции), и восковые свечи. Чтобы покрывать растущие потребности населения в меде, пасеки порой превращались в тщательно продуманные и обширные сооружения. А пчеловодство, как род занятий было уважаемым и широко распространенным ремеслом во всем античном мире.
*Бонус:
Древнеримский рецепт меда путника
Необходимо смешать небольшое количество меда с молотым перцем, после чего развести получившуюся сладость вином (или смесью вина и воды)**.
**По правилам Дзена я просто обязана вас предупредить, что излишнее употребление алкогольных напитков может (искалечить вашу печень) негативно сказаться на вашем здоровье.
Есть ли у вас любимые медовые блюда, друзья, в которых сахар не заменит особого природного вкуса этого ингредиента? Какие еще, кроме меда, продукты пчеловодства вы пробовали, и понравились ли они вам?
Первая часть медовой истории:
Продолжение:
Еще больше интересного есть в разделе:
Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на мой канал 👇, чтобы не пропустить ничего интересного.
*Все фото из открытых источников.