Найти тему
Солнечные зайчики

ТРЕТЬЯКОВКА. О ЧЕМ МОЛЧАТ ШЕДЕВРЫ. Часть 2.

"НЕИЗВЕСТНАЯ" ИВАНА КРАМСКОГО. КТО ОНА НА САМОМ ДЕЛЕ?

"Должна быть в женщине какая-то загадка..." Это в полной мере относится и к героине нашего сегодняшнего повествования. Одно название картины "Неизвестная" уже интригует. В самом деле, кто она, кем была? Вглядываясь в лицо, фигуру на картине, рассматривая пейзаж на фоне которого запечатлена девушка, я попытался пофантазировать. Итак. Ухожена, мила. Несколько надменный, немного оценивающий взгляд. Вполоборота головы некая изящность и слегка горделивая осанка. Вместе с тем не покидает ощущение некоторого позерства и наигранного высокомерия. И взгляд... Быть может слишком уж разыгралось мое воображение, но почудилось мне в этих глазах глубоко упрятанное страдание от нанесенной кем-то, когда-то обиды или унижения... Богатая шуба и отделанная лаком коляска, с мягким пружинным сиденьем. Роскошь по тем временам. Конечно, она если и не из высшего общества, то определенно имеет к нему отношение. Кто же ты, прекрасная незнакомка?

Костюм женщины — по последнему слову моды 1880-х годов: бархатная шляпка «Франциск» с подвитым страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» темного бархата, подбитое соболем, тонкие перчатки, выполненные из шведской (то есть вывернутой, наподобие замши) кожи." Такая тенденциозность наряда была вызывающей и даже неприличной. Подчеркнутую модность могли позволить себе дамы полусвета: куртизанки и содержанки. Дама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, одна в открытом двухместном ландо" - для публики того времени было очевидно, что "Неизвестная" - одна из тех, кому "дорогие меха и наряды достались ценой женского целомудрия". Экипаж героини Крамского также вызвал у современников вполне определенные ассоциации. Один из критиков назвал картину "Кокоткой в коляске". Дело в том, что в то время ни одна почтенная дама не могла позволить себе одной разъезжать в коляске. Это считалось моветоном. Так делали либо проститутки, либо те, кого вскоре окрестят суфражистками . "Такие женщины могли позволить себе очень многое, но никогда не пользовались уважением в обществе, для них был закрыт доступ в приличные дома". "Неизвестную" Крамского сравнивали с парижской куртизанкой из романа Дюма "Дама с камелиями", так как некоторые из зрителей того времени (как и автор этих строк) улавливали скрытое одиночество и боль непонимания во взгляде героини. Но в целом публика осуждала подчеркнуто вызывающий, схожий с "дьявольским наваждением" женский образ, никак не сочетавшийся с этическими принципами девятнадцатого века. Но кто же была той прелестницей, вдохновивший Крамского на написание картины? По одной из версий, Крамской писал «Неизвестную» со своей дочери Софьи. По другой, — это некая крестьянка Матрёна Саввишна, которую вопреки воле матери взял в жены дворянин Бестужев. Якобы Крамской познакомился с ней в Петербурге и был очарован. Ещё одна гипотеза говорит, что это Екатерина Долгорукова, любовница Александра II, родившая императору четырёх детей. Однако ни одна из гипотез не выдержала проверки. Не осталось никаких дневниковых записей Крамского или писем, где бы называлось имя модели.

Друзья, пожалуйста, подпишитесь на мой канал. Впереди еще много интересного. Спасибо!