Честный, открытый и правдивый француз Александр Ланжерон, оказавшись в 1796 году командиром одного из полков русской армии в Польше, искренне недоумевал, что ему делать, из каких денег закупать продовольствие и чем платить жалование, когда казенных денег в полк не поступало уже больше полугода.
Хорошо, что умные люди подсказали:
- Дорогой граф. Обратитесь к своим солдатам, пусть они дадут вам взаймы из своих артелей.
- Да откуда у них деньги с их 10 рублями годового жалования, - отмахнулся Ланжерон.
- Ваше Сиятельство, обратитесь. Только помните, что солдатам потом эти деньги следует вернуть, они про долг не забудут.
Делать было нечего, денег не предвиделось. И Ланжерон на самом деле обратился к своим старослужащим: не могут ли они поскрести по сусекам, а то в полку денег нет ни копейки, а провиант и фураж нужен постоянно.
И что вы думаете?
Потом, через много лет, занимая спокойную губернаторскую должность генерал Ланжерон вспоминал:
«… Я занял от четырех до пяти тысяч рублей у рот моего полка. Солдаты не только согласились на это, но большая часть рот прислала мне денег больше, чем я просил и отказалась от моих заемных писем. Когда мне заплатили, я в точности выполнил мои обязательства…»
А что бы было, если не выполнил?
Ну, во-первых, у Ланжерона даже мысли такой не возникало. Он был настоящим джентльменом и человеком, отвечавшим за свои слова и обязательства.
А во-вторых, он, очень ценивший и уважавший русского солдата, четко знал:
«Русский солдат никогда не прощает, если ему не додали хотя бы одной копейки, и рано или поздно потребует ее»
И вот тут как раз и возникает история о полтиннике, рассказанная все тем же Ланжероном.
Один нижний чин уходил в отставку, выслужив весь положенный срок. И тут, собираясь на вольные хлеба, он подошел к одному из полковых офицеров и заявил тому:
- Ваше благородие, пришло время полтинник вернуть. Будьте любезны.
Офицер сначала даже не понял, о чем речь, сделал круглые глаза, пообещал, что последние дни службы солдату раем не покажутся, если он продолжит приставать с глупостями.
И тогда солдат отправился прямо к полковому командиру и заявил тому:
- Ваше сиятельство, мне Афоня рубль должен (ой, это из другой оперы)… офицер Стойков полтинник задолжал со штурма Очакова. Так распорядитесь, чтобы вернул.
Ланжерон вызвал офицера, приказал привести старого солдата.
И что же оказалось?
На самом деле, при штурме Очакова солдат добыл красивый кинжал, который Стойков предложил ему продать за полтину. Солдат согласился, но денег у офицера прямо сейчас не имелось, он пообещал вскоре отдать. Да то ли на самом деле забыл, то ли просто отдавать не собирался, не велика честь – перебьется этот рядовой.
А солдат терпеливо ждал подходящего случая стребовать законный должок. И таки добился своего. Полтинник ему вернули.
Так что при всем небольшом жаловании у русских солдат во времена екатерининских и наполеоновских войн порой неплохие суммы набирались. Кстати, Семеновская история 1820 года тоже в большой мере связана именно с деньгами. Но это – другая история, которая тоже обязательно появится на моем канале. Заходите!
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.