Найти тему
Чашечка депрессо

Что делать с причинами стресса?

Стресс и стрессоры - разные вещи.

О важности и способах отреагирования стресса я уже писала.

А как насчет самих стрессоров - причин стресса? Или мы должны просто стрессовать, как обычно, потом завершать цикл стресса и снова стрессовать, уже по другому поводу?

Нет, не надо так.

Существуют способы, помогающие уменьшить количество (или степень влияния на нас) стрессоров. Гораздо приятнее не просто снизить вероятность заболеть из-за стресса, но и сделать свою жизнь в целом спокойнее, верно?

Сегодня я расскажу, как.

Способность взглянуть на ситуацию со стороны никогда не бывает лишней.
Способность взглянуть на ситуацию со стороны никогда не бывает лишней.

Для начала важно понимать, что весь стресс в нашей жизни делится на два вида:

  • контролируемый (который можно предвидеть и заранее подготовиться)
  • неконтролируемый (который накрывает внезапно)

1

Какой стресс можно считать контролируемым?

Если вы носите с собой пачку обезболивающих, список покупок, зарядное устройство или запасную флешку с рабочими документами, то вы уже знаете, что такое контролируемый стресс. Разумеется, предусмотреть все невозможно, но некоторые вещи вполне поддаются прогнозированию: в пасмурную погоду мы берем зонт или надеваем куртку с капюшоном, а в дальнюю дорогу берем с собой свои лекарства.

Такой подход к уменьшению количества стрессоров называется плановое решение проблем.

В принципе, это один из базовых навыков зрелой (взрослой) психики, и большинство из нас легко с этим справляются.

2

Ок, а как насчет неконтролируемого стресса?

С ним все сложнее.

Взялись за какое-то дело, а ничего не получается: статья не пишется, картина не рисуется, в любимом ресторане нет свободных мест, друг никак не может найти время для встречи…

Большинство из нас сталкивались с подобными ситуациями. Они выбивают из колеи. Вызывают злость и отчаяние. Хочется все бросить и свернуться клубком на диване дома. И гори оно все синим пламенем!

Знакомо?

В этом случае работает способ под названием позитивная переоценка.

Значит ли это, что нам нужно надеть розовые очки и сделать вид, что ничего плохого не происходит?

Нет. Наоборот.

В основе позитивной переоценки лежит осознанное признание проблемы.

Да, нарисовать картину так, как было задумано, не получается. Да, в этот раз в ресторан не попасть. Да, сегодня встретиться с другом не получится.

Что дальше?

Во-первых, мы уже знаем, как можно правильно отреагировать возникший в данной ситуации стресс.

Во-вторых, чтобы «профилактировать» воздействие на нас подобных стрессоров, необходимо найти в сложившейся ситуации потенциал. Потому что большинство трудностей всегда таят в себе новые возможности (уж я-то знаю, о чем говорю!).

Не получается картина? Это прекрасный повод изучить новую технику/опробовать новые материалы.

Не попали в ресторан? Можно сходить туда, где вы еще не были.

У друга нет времени на вас? Ваше время тоже чего-то стоит. Это отличная возможность научиться быть наедине с собой или, наоборот, завести новые знакомства.

Если вы когда-нибудь ходили в спортзал, то знаете, что нагрузки увеличивают выносливость мышц. Точно так же ежедневные вызовы, которые подкидывает нам жизнь, увеличивают выносливость нашей психики. При условии, что вы эти вызовы принимаете - то есть находите в них тот самый потенциал.

Когда я была студенткой, основной проблемой всегда оставалась необходимость выучить кучу нового материала (кто учился в медицинском, поймет). Иногда казалось, что сделать фото слайдов на лекции или копию какой-нибудь методички на занятии - это верный путь получить знания на 100% такими, как их дают преподаватели. К тому же это гораздо быстрее (меньше стресса), чем писать конспекты, постоянно опасаясь что-то упустить (то есть находясь в стрессе). Когда приходило время отвечать на вопросы преподавателей, оказывалось, что страницы моих собственных конспектов довольно легко всплывают в памяти, а вот фото слайдов - нет.

В этом нет ничего удивительного, ведь наш мозг - довольно ленивый (как и вообще весь организм). Когда все легко, он не станет утруждаться и что-то запоминать или решать. Зато борьба с трудностями активизирует деятельность мозга, заставляя его работать лучше. То же самое, что и с прокачкой мышц.

Это значит, что при разрешении трудностей, вызывающих стресс, мы тренируем себя для противодействия новым стрессорам.

Ситуация с рестораном или сорвавшейся встречей не заставит нас нервничать, если мы умеем распоряжаться своим временем по-разному. Творческие проблемы тоже не выбьют из колеи, если мы владеем разными способами воплощения своих замыслов. Рост устойчивости - это всегда рост эффективности.

3

А если речь идет о чем-то большем?

О проблемах с действительно крупным проектом вроде написания книги, воспитания детей или обучения языку. Какая тут может быть позитивная переоценка?

Для этих случаев есть еще один подход - переосмысление цели.

Когда у нас не получается быстро достичь чего-то большого и значимого, очень легко впасть в самобичевание: проблема во мне, это я такой бестолковый/медлительный/бесталанный.

А что насчет вашей цели? Не слишком ли она абстрактна? Она точно легко достижима? Или вы хотите сдвинуть горы за один вечер?

Наш мозг не любит расплывчатых и неочевидных целей. Если вы не можете осознать весь путь к цели одномоментно (представить его целиком здесь и сейчас), значит, цель достаточно расплывчата.

Выход из этой ситуации - разбить ее на цели меньшего размера. Не на отдельные шаги, составляющие все ту же размытую цель, а на самодостаточные мини-цели.

Признаки самодостаточной цели:

  • в принципе достижима для меня (я не могу заставить своего ребенка ходить на дополнительные занятия, но рассказать ему о вариантах кружков и способах саморазвития, которые он может выбрать - в моей зоне контроля)
  • достигается в ближайшей перспективе (например, один эпизод художественного текста можно написать за 2-3-4 часа, для этого не нужно запасаться терпением и работать неделю)
  • несет пользу (приносит какой-то положительный результат, а не только избавляет от плохого)
  • конкретная (результат можно измерить: да, я написала эпизод/нет, не написала)
  • имеет значение лично для меня (мне важно написать этот эпизод, потому что это часть жизни героев, которых я люблю и о которых хочу рассказать; мне важно, чтобы мой ребенок мой выбрать занятие себе по душе, не ограничиваясь только школьными предметами)

Достигая цели, мы чувствуем удовлетворение. Даже если в процессе пришлось напрячься, итоговый результат заметно сглаживает стресс.

4

Но что если и это не помогло?

Что ж… Shit happens. Неудачи случаются с каждым, они расстраивают нас, и это нормально. Тем более что завершать цикл стресса мы уже умеем. Другой вопрос - что мы будем делать с потраченным временем и вложенными усилиями?

Обесценим и скажем, что все было зря?

Или попробуем придумать, что можно сделать с теми обломками результатов, которые у нас есть?

Этот второй вариант действий называется переосмысление неудачи (кстати, таким образом из неудачных проектов не раз получались большие изобретения совсем в других сферах). И я рекомендую вам использовать именно его. Обесценивать и выбрасывать в помойку целые куски своей единственной жизни - это, на мой взгляд, не самая лучшая тактика.

Итак, резюмируем:

  1. плановое решение проблем - для контролируемых стрессоров
  2. позитивная переоценка - для небольших неконтролируемых стрессоров
  3. переосмысление цели - для больших неконтролируемых стрессоров
  4. переосмысление неудачи - на крайний случай

P. S. Ничего не понятно? Не нашли в статье ответа на свой вопрос? Пишите в комментариях, и я обязательно разберу вашу проблему в отдельном посте!