Найти тему
Корнеслов

Значащие звуки и буквы русской азбуки

Материалы книги в изложении автора: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Издание второе, дополненное и исправленное. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2013 — 526 с. ISBN 978-5-91146-888-0
Материалы книги в изложении автора: Лыкин И. Л. «Корнеслов». Издание второе, дополненное и исправленное. М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2013 — 526 с. ISBN 978-5-91146-888-0

Если рассмотреть устройство знаковых систем, то мы увидим, что их основу составляют простые знаки. И это так: всё сложное исходит из простого. (См. статьи: «Устройство знаковых систем», «Устройство знаковой системы русского языка»).

Язык имеет определенный порядок. А если существует порядок, то он из чего-то исходит, и существует первопричина этого порядка. Если же есть первопричина, то она на чём-то построена, так как для её дальнейшего развития, то есть применения, необходимо уже множество, исходящее из этой первопричины.

Объединение обусловленных знаков, их взаимосвязь и взаимодействие составляет устройство знаковых систем. Поэтому язык имеет ступенчатое, разветвлённое строение. Если говорить о языке, как о творении разума, то основание из простейших понятий, имеющих смысловое значение, соответствует природе всего разумного, познанного и созданного человеком: всё, осознанное как сложное, состоит из осознанного простого, единичного и неделимого.

И это так: усложнение (развитие) языка происходило потому, что в основе сложного было простое. А смысл, который содержало простое, никуда не девался: он становился составной частью и основанием сложного, потому что сложное состоит из простого.

Язык представляет собой систему знаков, взаимосвязанных и взаимообусловленных, способных производить смысл множества слов. Простейшими знаками русского языка являются звуки речи, описанные буквами Русской Азбуки.

Особенностью Азбуки является соответствие буквы и звука. У каждой буквы есть своё название и соблюдено правило: одна буква – один звук. Несколько знаков могут обозначать один звук, но не наоборот: один знак не может обозначать несколько звуков. Буквы Азбуки представлены в количестве, достаточном для полноценного описания всего многообразия слов русского языка.

«Звуки отличны друг от друга и неделимы, а вместе они образуют слоги и слова. В русском языке звуки могут быть словами, а значимые части слов могут состоять из единственного звука. Поэтому первичным звеном системы языка является звук, а слова обладают значением благодаря исходному смысловому значению звуков. Наличие у звука начального смысла позволяет говорить о том, что звук является составляющей единицей системы языка, а более сложные образования, как то: слоги, созвучия или слова, – содержат в себе описание совокупного, сложного смыслового понятия.

В знаковой системе языка могут существовать только однозначные, точные понятия. Цель языка заключается в передаче смысла, поэтому звук, представленный в системе языка, не может обладать неоднозначным смыслом. Понятия, на которых построена точная система, не могут допускать двусмысленности. Смысл звука выражается в произношении и написании, поэтому точное произношение звука должно быть закреплено соответствующим знаком, – сколько значащих звуков, столько и значащих букв». [Лыкин И.Л. Корнеслов. Изд. 2-е, Москва, 2013 г. стр. 312-313].

Произношение звуков закреплено буквами. В толковом словаре В.И. Даля дано определение: «Слово – Буква, письменный знак. Из слов склад, из складов речь» [Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1–4. – М.: Русс. яз., 1989–1991]. Толкование слова по-Далю содержит утверждение, что буква обозначает слово, а из букв, имеющих значение слов, сложена речь.

Суть, заключённая в единичных звуках, составляет смысл слов. Именно такой смысл является первичным. Именно этот внутренний смысл слов определяет смысл внешний, соотнесённый с образом предметов и явлений, о котором знают люди и который используют для гласного выражения своих мыслей и чувств.

В русском языке существует знаковое соответствие: один звук – одна буква, чего нет ни в каком другом языке. Кроме того, в русском языке существуют значащие звуки: а, в, и, к, о, с, у, – являющиеся и звуками, и словами одновременно. Данные единичные звуки применяются в речи осознанно, следовательно, они имеют собственный смысл.

Слова русского языка имеют собственную значимость. На основании того, что в русском языке имеются значащие звуки, являющиеся словами, было сделано предположение, что звуки, из которых состоят слова, также являются значащими, а, следовательно, имеют собственную значимость и имеют значение корней, то есть – являются корнесловами русского языка. Данное предположение привело к открытию корнеслов русского языка. (См. статью: «Первичные смысловые начала (корнесловы) русского языка»).

Для того, чтобы выделить корнесловы, необходимо было определить количество значащих звуков русского языка. Решение этой задачи рассмотрено в данной статье.

Точная знаковая система, которой является Азбука, отображает звуковую основу языка. Можно утверждать, что в этой системе изначально не существовало исключений. И это так, в разумной системе не может быть ничего лишнего. При наличии разумного подхода определённое число звуков должно быть закреплено определённым же количеством букв.

В этой связи можно говорить, что наличие несоответствий в количестве звуков и букв говорит о противоречиях, вызванных накоплением в разговорном русском языке погрешностей произношения.

Существует два вида несоответствий: один – в случае утверждения о раздельном существовании твёрдых и мягких согласных, а также гласных, занимающих промежуточное положение между несколькими гласными звуками; второй – в случае утверждения правила: один звук – одна буква. В первом случае – звуков больше, чем букв, во втором – букв больше, чем звуков. Следовательно, и в том и другом случае существуют противоречия, общей причиной которых может быть только произвольное накопление несистемных ошибок, не имеющих к выстроенной изначально системе звуков никакого отношения. Так как утверждение о существовании повторов значений звуков, представленных мягкими и твёрдыми согласными и промежуточными гласными (рассматриваемых официальной наукой), не представляется разумным, был рассмотрен второй случай.

Появление дополнительных букв при наличии правила: один звук – одна буква, – обозначает повтор уже существующих звуков. Понятно, что введением в обиход дополнительных букв помечались имеющиеся несоответствия в обозначении звуков, которые были вызваны ошибками, образующимися произвольно, как и всякие ошибки. Введение дополнительного знака не выводило из обихода существующие звуки, а только закрепляло данность появления той или иной особенности произношения.

При разборе сочетаний согласных звуков с гласными становится понятна отличительная особенность букв Ц, Ч и Щ, называемых единичными согласными звуками русского языка: они не образуют пар и служат для обозначения исключений написания и произношения звуков.

В современной русской азбуке 33 буквы: 10 букв обозначают гласные звуки и 21 – согласные. Две буквы – Ъ и Ь – являются вспомогательными, так как самостоятельно не произносятся и собственно звуков не обозначают.

К звукам имеет непосредственное отношение 31 буква: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, Ю, Я. Из них буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают звукосочетания со звуком Й: Е - ЙЭ, Ё - ЙО, Ю - ЙУ, Я - ЙА, а также гласные звуки после согласных со смягчением предшествующего согласного, поэтому после согласного буквы имеют значение: Е - ЬЭ, Ё - ЬО, Ю - ЬУ, Я - ЬА. Считается, что 27 букв: А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы, Э, – обозначают единичные звуки и повторов не имеют.

Рассмотрение звуков показывает, что почти все звуки – это звуки простые. Для согласных звуков существует также правило, что почти все согласные звуки – это звуки твёрдые. Исключениями являются согласные звуки Ц, Ч, Щ, Ф.

Звуки Ц и Ч имеют отличительную от других согласных особенность, так как произносятся в два приёма: звук Ц произносится как ТС, а звук Ч – как ТЩ. Особенностью звуков Ч и Щ является то, что это звуки мягкие. Согласный звук Ф имеет единичное значение, и в этом соответствует общему правилу. Отличие звука от других согласных состоит в том, что слова, записанные с применением буквы Ф имеют исключительно иноязычное происхождение, в русских же словах звук встречается только в разговорной речи в виде погрешности произношения звука В, появившегося в русском языке вслед за «освоением» несвойственного русским произношения звука Ф, изначально отсутствовавшего в языке. Следует отметить, что такое произношение встречается преимущественно в широко распространившемся московском наречии, навязанном в качестве образцового русского говора.

Если звуки рассматривать как составляющие разумной системы, созданной человеком, то эти составляющие должны обладать признаками неизменности, устойчивости, определённости, упорядоченности и обособленной взаимосвязи. Звуки должны обозначать вещи обусловленные, способные взаимодействовать, и выполнять своё предназначение системных составляющих.

Составляющие разумной системы создаются по определённому подобию, так как различия в системных началах нарушают стройность системы. Поэтому, если большинство звуков – это звуки простые, то и все звуки должны быть звуками простыми, если большинство согласных звуков – твёрдые, то и все звуки должны быть твёрдыми, если звук не встречается в записи русских слов, – значит, его изначально там не было, и звук не является значащим звуком, без которого язык не мог бы обойтись.

Буквы Ц и Ч обозначают не звуки, а звукосочетания. Звук единичен, а звукосочетание содержит несколько звуков. Слова с применением букв Ц и Ч могут быть заменены записью ТС и ТЩ, так как они содержат повторы звуков Т, С, Ш. Повтором является и звук Щ, который обозначает уже существующий в системе русского языка звук Ш, только мягко произнесённый. Написание вместо Щ – ШЬ отмечено в древних рукописях, и получает опору в письме «Азбучной молитвы» Константина Преславского, где после стиха на букву Щ помещен стих, начинающийся словами «Шьствуя ныне». Об особенности происхождения буквы Щ писал А.Х. Востоков, замечая: «щ было, по видимому, только сократительное начертание вместо шт, ибо в древнейших рукописях не редко пишется шт вместо щ». То, что буква Щ отмечала особенность произношения именно звука Ш, подтверждает также его запись о начертании Щ, как Ш˘, употребленном в Григ. Богосл. XI в. съмѣшаѫш̆е.

Так как звуки речи имеют единичное значение, а значащие звуки не могут содержать повторов, буквы Ц (ТС), Ч (ТШЬ), Щ (ШЬ) обозначающие уже существующие в речи звуки, и не обозначающие иных (отличных от других) значащих звуков, были исключены из рассмотрения. По этой же причине была исключена буква Ф и соответствующий ей звук, пришедший из греческого языка для обозначения греческих же слов.

Звук Ф не встроен в русский язык и не является звуком русского языка. Об этом сообщают многие исследователи: «Звук Ф хотя и слышится во многих славянских наречиях, но ни в одном его нет в коренных словах» [Срезневский И.И. «Мысли об истории русского языка», 1849 г.]; «Каждое слово, где пишется Ф, на поверку оказывается словом не исконно русским, а пришедшим к нам из других языков, имеющим международное хождение. Редкость буквы Ф в нашей литературе не случайность. Она – свидетельство глубокой народности, высокой чистоты русского языка у наших великих писателей». [Успенский Л.В. «Слово о словах». «Почему не иначе». Ленинград: Детская литература, 1971 г.].

Появление буквы Ф в русской азбуке ведётся со времени братьев Кирилла и Мефодия. Греки принесли на Русь греческие богослужебные книги, содержащие греческие имена и слова. Для удобства перевода церковных книг с греческого, в русскую азбуку были привнесены и буквы, описывающие звуки греческого языка. Но звук Ф не существовал в русском языке, и русские просто не умели его произносить. Поэтому, произнося слова с Ф, русские говорили иначе. Слова: французский – произносились, как хранцуский, а профессор, как прохвесор. В рассказе Л.Н. Толстого, крестьянский мальчик Филипок в присутствии школьного учителя и всей сельской школы читает своё имя, как Хвилипок, а учитель хвалит его, говорит, что он молодец, правильно прочитал: «– Ну-ка, сложи своё имя. Филипок сказал: – Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок. Все засмеялись. – Молодец! – сказал учитель» [Толстой Л.Н. «Филипок». Рассказы и сказки русских писателей. Государственное Изд-во Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР. Москва 1962 г. стр. 3]. Соответственно название рассказа «Филипок» на русском языке читалось – «Хвилипок». Теперь это мало кто помнит, а звук Ф произносят так, как это делают иностранцы. Об особенности русского произношения сообщает и словарь В.И Даля: «Ф на юге произносят Х и ХВ». Произношение слов с Ф, как Х, ХВ сохранилось также в русинском и малорусском изводах.

К исключениям относится и звук Й, называемый мягким согласным звуком, не образующим пары. Но, каждый согласный звук может образовывать пару, хотя и не всегда эта пара применяется в речи. Все согласные могут произноситься как мягко, так и твёрдо, за исключением звука Й, который произносится без различия твёрдости или мягкости. И на этом странности звука Й, записанного в согласные, не заканчиваются. Звук Й называется «И краткое», а некогда также назывался «И с краткой», пометкой над знаком И. Пометка означала, что этот звук отличен от И по способу произнесения, отличен именно от звука И, а не какого-то иного звука, гласного ли, или согласного. Иными словами, способ произнесения звуков И и Й близок, но не позволяет поставить знак равенства между ними.

По существующему определению гласной буквой следует признавать: 1) букву (звук), которую можно петь голосом (поэтому она и гласная), 2) которая образует отдельный слог и 3) которую можно ударять (ставить под ударение); при этом признаки 2 и 3 логически вытекают из первого определения гласного звука.

Все эти признаки гласного относятся к Й. Звук Й можно петь голосом, что становится явным, если пропеть слова, оканчивающиеся на Й, – мой, твой, свой. А так как звук можно петь, то его можно и ударять, хотя в русском языке ударный звук Й не втречается. Наверное, со звуком Й можно было бы образовывать слоги, вроде бй-те, пй-мал, сй-ти (вместо бейте, поймал, сойти), хотя и подобное в русском языке не встречается.

Особенность произнесения Й делает неудобными и неблагозвучными слоги с его участием. Звук Й отличен от остальных гласных, но и звуки Ы, И отличны от прочих гласных тем, что сообщают, в случае с Ы – только твёрдое, а в случае с И – только мягкое звучание предшествующему согласному. Иначе говоря, звук Ы неудобен для произнесения мягких согласных, а звук И – твёрдых. Согласные могут «полноценно» проявлять присущее им свойство быть и твёрдыми и мягкими только с гласными А, О, У, Э. Этим же свойством гласных обладает и звук Й, что делает его похожим на гласные звуки. Существенное отличие звука Й от всех гласных заключается в невозможности его слитного произнесения с согласными, а также в том, что он не может быть ударным, как другие гласные, и соответственно не может образовывать обычные слоги.

Все без исключения согласные звуки могут образовывать с гласными слоги. Но если звук Й – согласный, то это правило для него не подходит, т.к. он не сочетается с гласным Ы. Такое сочетание просто невозможно т.к. при попытке слогового, слитного произнесения ЙЫ, получится ЙИ. Сочетание Й с гласными А, О, У, Э образует «иотированные» гласные буквы Я(ЙА), Ё(ЙО), Ю(ЙУ), Е(ЙЭ). «Иотированной» гласной буквой могло бы быть обозначено и звукосочетание ЙИ, не имеющее собственного знака в русской азбуке.

Существует теория, полагающая, что звук И – это ЙЫ, или иотированное Ы. То есть якобы в звуке И содержится два звука – Й и Ы. При этом не вполне понятным становится превращение согласного Й в гласный И, хотя бы и в сочетании с гласным Ы. Видимо, подкупающая системная «стройность» данной теории заставляет жертвовать здравым смыслом. Но и такой изыск не устраняет видимого затруднения.

Еще одно важное отличие звука Й от согласных состоит в том, что согласные могут свободно сочетаться друг с другом, и при внятном и отчетливом прочтении сохранять своё звучание во всех этих сочетаниях согласных, – таких, как: бесстрашный (сстр), вдруг (вдр), вспрыгнул (вспр), предпраздничный (дпр, здн), сердце (рдтс), следствие (дств). Звук Й, как нетрудно убедиться, всегда требует присутствия гласного звука, – либо перед ним, либо после него.

Рассмотрение звука Й позволило сделать вывод, что этот звук – гласный, что было подтверждено при выделении его смыслового значения.

Исследование Азбуки русского языка позволило выделить значащие звуки, числом 23 звука. Дальнейшее рассмотрение значащих звуков позволило выделить их собственное смысловое значение. А рассмотрение смыслового значения - строение системы первичных смысловых начал (корнесловов) русского языка.

Значащие звуки русского языка: А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Х, Ш, Ы, Э.

Гласные звуки: А, И, Й, О, У, Ы, Э.

Согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Х, Ш.

Язык – это точная наука. Первичные начала языка состоят из единичных частиц с однозначным смыслом (как в каждой точной науке), и первичным звеном системы языка являются значащие звуки, имеющие значение корней языка. Соответственно слова обладают значением благодаря исходному, коренному смысловому значению звуков. Звук является первичной единицей системы языка, а более сложные образования, как то: слоги, созвучия или слова, – содержат в себе описание совокупного, сложного смыслового понятия. Поэтому первичное значение слова – коренное.

«Система звуков является основой для создания системы языка. Система языка позволяет строить разумное суждение, – как говорили древние, совершает преобразование Сути: неделимое целое совершает исхождение из себя и переходит во множество, затем множество возвращается к изначальной целостности, – совершая круговорот, переходит в исходное состояние. Так Суть, заключённая в одном звуке, соединяется со множеством других единичных звуков, и составляет целое слово, образующее сложное понятие. Потом одно слово соединяется со множеством других слов, также единичных, и образует предложение, выражающее мысль. Потом одно предложение соединяется со множеством других единичных предложений, и выражает сложную мысль. Потом одна сложная мысль соединяется со множеством других, и выражает суждение, – и так до бесконечности». [Лыкин И.Л. Корнеслов. Изд. 2-е, Москва, 2013 г. стр. 391-392]

Автор: Лыкин И.Л.

© И. Л. Лыкин

#язык #корнеслов #языкознание #лингвистика #русский язык #мышление #языковедение #русский мир

Если вам понравилась статья, можете поддержать автора: поставить лайки или подписаться.

О знаковой системе русского языка: «Первичные смысловые начала (корнесловы) русского языка», «Система звуков русского языка, строение и смыслы», «Языкознание как точная наука»).