Fun fact: мой отзыв на вторую часть саги "Архив буресвета" был значительно короче и злее обзора первой книги. Не менее (хотя и не более) fun fact: отзыв на третью часть, который вы читаете сейчас, предполагается ещё короче и злее. И ещё - четвёртый том, "Ритмы войны" я вообще не стал читать, а пробежал краткое содержание в англоязычной вики. И, надо сказать, утвердился в правильности решения остановиться и больше с Сандерсоном дела не иметь.
Потому что я, право, не могу одолевать эту жвачку, скроенную по лекалам современных сериалов: множество персонажей на протяжении книги разделяются на группы и постепенно подбираются к финалу. В финале все вместе мочат босса. Тут, кстати, ничего не могу сказать - заключительные эпизоды у Сандерсона красочные, кинематографичные и яркие, даже несмотря на то, что он явно не способен придумать, как ещё завершить книгу, если не грандиозной битвой. Но добираться до этого яркого и красочного действа, в котором все местные Мстители вместе разбираются с местным же Таносом (в мире буресвета он носит явные черты дьявола, что вполне укладывается в активную религиозную позицию автора - он, насколько я понимаю, вполне верующий мормон) тяжело и муторно, и я больше не собираюсь этого делать.
Причём у этого финала, при всей его динамичности, есть и минусы. В одном и прошлых обзоров я упоминал, что автор не только стремительно разряжает ружья, но и заряжает их снова и вешает обратно на стену. В третьей части он выходит на новый уровень, и новые ружья обнаруживаются висящими (и разряжаются) прямо по ходу завершающих разборок. Стволов там столько, что это совершенно девальвирует саму идею, да и стилистически это выглядит слишком пафосно и ненатурально. Кстати, по ходу книги разряжается одно самое главное глобальное ружьё, которое на короткое время создаёт впечатление, что стороны поменялись местами - хорошие стали плохими и наоборот. Но время, как я и сказал, короткое, а впечатление ложное - когда на одной стороне однозначный диавол, моральный оверштаг невозможен.
Что любопытно: помимо краткого содержания "Ритма войны" я немного почитал в интернете про Космер, единую вселенную всех книг Сандерсона. Выяснилось, что практически в каждой из них встречается персонаж по имени Хойт (в саге о буресвете известный под именем Шута), являющийся представителем неких изначальных сил - автор, оказывается, родил космогонические мифы в стиле Warhammer 40K. Ну так вот, за полтора десятка лет, на протяжении которых автор активно пишет и публикуется, до сих пор не стало ясно, что же пытается сделать этот Хойт и каковы его цели. Эта история - квинтэссенция всего подхода Сандерсона к литературе, подхода, который я, с учётом многословности и размеренности этого писателя разделить не могу. Несмотря на то, что отдельные куски, как я уже писал, талантливы, а мир он придумал весьма оригинальный.
Наверное, это всё, что можно сказать по этому вопросу. Ах нет, ещё надо отметить, что Сандерсон совершенно не умеет убивать героев. Либо убийство проходит как-то незаметно для читателя, либо убитого возвращают с того света - правда, такой вопиющий случай на три книги всего один, но зато с важным персонажем и, что самое противное, непонятно зачем. Ну то есть воскресшего героя автор почти не использует; возможно, бережёт для какой-нибудь шестой или восьмой книги своей саги. Но я уже никогда этого не узнаю, пусть этот балаган продолжается без меня.
И нет, не стоило даже начинать.