Найти тему

Что посеешь, то пожнешь, или Ресурсы участников диалога

Оглавление

Ах, лето, летечко! Отдыхать, конечно, хорошо, но пора вернуться к нашему барану, то есть к диалогу.
Когда мы продумываем диалог, третий шаг очень важен, поскольку он помогает нам
► понять мотивацию каждого участника диалога;
► четче обозначить намерения и цели каждого участника;
► поставить и реализовать задачу и сверхзадачу в диалоге.

Не менее важно и то, как будет вести себя каждый участник, каким образом отстаивать свои позиции. Помним, что конфликтный диалог – это событие, меняющее сюжет.

4. Роль, позиция

Ролей много, тут все зависит от фантазии писателя. Однако основных две: победитель и проигравший. О «ролевом» диапазоне я уже говорил в статье. Ролевое положение определяет позиция, которую участник высказывает и отстаивает. Каждая реплика участников либо усиливает конфликт, либо снижает накал.
ПРАВИЛО:

Мотивация, роль, позиция, цели одного участника в открытом конфликтном диалоге противоположны полностью или частично тому же у другого участника.

5. Стратегия и тактика участника диалога

Часто в диалоге персонажи действуют как будто (или на самом деле) спонтанно. Выделю два вида этой спонтанности:
⚫ непродуманный диалог с хаотичными репликами, действиями без логики, достоверности; по типу «А пусть они у меня поговорят!»;
🔴 продуманный диалог, логичный, достоверный, ведущий к повороту сюжета писательская проработка незаметна читателю.

Как и в жизни, чтобы отстоять свои позиции, добиться цели герою или персонажу приходится придерживаться определенной стратегии, использовать разные тактики. Один может уговаривать собеседника, прощупывать, к чему-то побуждать, подталкивать, склонять, уговаривать. Другой стремится влиять, воздействует разными способами, убеждает, давит, манипулирует, даже внушает что-то. Третий сопротивляется, защищается, ищет компромисс или, напротив, поддается воздействию.
Информацию об основных
стратегиях и тактиках поведения в конфликтном диалоге вы найдете в справочниках.
ПРАВИЛО:

Выбор стратегии и тактик участником диалога зависит от его мотивации, целей, степени важности позиций.

Как ни странно, другие силы, средства, приемы герой или персонаж использует тогда, когда исчерпывает собственные интеллектуальные возможности и близок к поражению.

6. Силы, возможности, ресурсы участников диалога

Речь о некоем «козыре в рукаве», который «вытаскивается» в последний момент. Список «козырей», конечно, создает писатель. Их много, назову основные.

Физическая сила
Как собственная – герой может подраться с собеседником от отчаяния, желания победить любой ценой, так и «со стороны», например, угроза расправы при чьей-то помощи.

Применение оружия любого рода
Да хоть вазой по голове! Этот прием часто мы видим в кино, когда (внезапно!) в кармане героя оказывается ножик или пистолет.

Сюда же яды, зелья, снадобья
Это чтобы убрать или на время устранить бедолагу. Ну, лавры Сальери многим не дают покоя.

► Любого рода «заложничество»
Заложники – чем не весомой аргумент? Не будем говорить о людях, но даже любимого кота оппонента можно заранее похитить.

Знания тайны, скрытой информации о конкуренте с угрозой разоблачения
Отличный «козырь»! Знание любой тайны – личной, семейной, финансовой и т.д. – тоже мощное оружие. Правда, тут уж придется подумать о собственной безопасности. Загнанный в ловушку человек может стать зверем.

Неоценимая помощь
Редкий в книгах прием, когда участник диалога так круто помогает собеседнику, что тот готов отступить от своей цели. Например, помогающий может выплатить долг, освободить из заключения кого-то из родных, спонсировать операцию бабушке и прочее.

Финансовые ресурсы
У, имеешь деньги – имеешь все! Правда, любовь и здоровье за деньги не купишь, но все же это один из ведущих способов решения разного рода проблем.

Родственные связи
Редкий фильм, редка книга обходятся без такого поворота. Не женишься, сынок, лишу наследства! В проблемы героев вмешиваются все, кому не лень: влиятельные отцы, любимые тетушки, неугомонные сестренки и хлопотливые бабушки. А герои, в свою очередь, охотно обращаются к ним за помощью.

Авторитеты
Если у героя сокурсник – мэр городка, а школьный друг – начальник полиции, согласитесь, это тоже способ добиться своего.

Вынесение на суд общественности
А что? Чего в кулуарах разговаривать? Пусть о противостоянии знают все! Правда, герой должен быть уверен, что большинство встанет на его сторону.

Неоспоримые аргументы и факты, припрятанные " в рукаве"
Хороший способ победить в диалоге. Не всегда. Бывает, что упертый собеседник плевать на них хотел, он будет твердить, что черное – это белое, чтобы тоже достигнуть победы.

Наконец, всякие магические способности в фэнтези, фантастике
Действительно, если ты маг, чего бы не помагичить, если это поможет?

Советую собирать "козыри", пополнять список, это пригодится!
ПРАВИЛО:

«Козыри» не используются в начале диалога. Почему? Это уже психология. Как правило, люди поначалу пытаются договориться, как-то убедить, склонить собеседника на свою сторону. «Козыри» нужны тогда, когда другие средства исчерпаны. Они прекращают диалог. Если их использовать в начале, то в самом диалоге нет никакой нужды.

Итак, мы с вами говорили о том, каким образом лучше организовать диалог, продумать его, далее я расскажу о речевых (языковых) особенностях диалога, но сначала соберу для вас все правила, которые касаются смысла, логики, достоверности диалога.

Все статьи в подборке
"О языке"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература