Ах, лето, летечко! Отдыхать, конечно, хорошо, но пора вернуться к нашему барану, то есть к диалогу.
Когда мы продумываем диалог, третий шаг очень важен, поскольку он помогает нам
► понять мотивацию каждого участника диалога;
► четче обозначить намерения и цели каждого участника;
► поставить и реализовать задачу и сверхзадачу в диалоге.
Не менее важно и то, как будет вести себя каждый участник, каким образом отстаивать свои позиции. Помним, что конфликтный диалог – это событие, меняющее сюжет.
4. Роль, позиция
Ролей много, тут все зависит от фантазии писателя. Однако основных две: победитель и проигравший. О «ролевом» диапазоне я уже говорил в статье. Ролевое положение определяет позиция, которую участник высказывает и отстаивает. Каждая реплика участников либо усиливает конфликт, либо снижает накал.
ПРАВИЛО:
Мотивация, роль, позиция, цели одного участника в открытом конфликтном диалоге противоположны полностью или частично тому же у другого участника.
5. Стратегия и тактика участника диалога
Часто в диалоге персонажи действуют как будто (или на самом деле) спонтанно. Выделю два вида этой спонтанности:
⚫ непродуманный диалог с хаотичными репликами, действиями без логики, достоверности; по типу «А пусть они у меня поговорят!»;
🔴 продуманный диалог, логичный, достоверный, ведущий к повороту сюжета писательская проработка незаметна читателю.
Как и в жизни, чтобы отстоять свои позиции, добиться цели герою или персонажу приходится придерживаться определенной стратегии, использовать разные тактики. Один может уговаривать собеседника, прощупывать, к чему-то побуждать, подталкивать, склонять, уговаривать. Другой стремится влиять, воздействует разными способами, убеждает, давит, манипулирует, даже внушает что-то. Третий сопротивляется, защищается, ищет компромисс или, напротив, поддается воздействию.
Информацию об основных стратегиях и тактиках поведения в конфликтном диалоге вы найдете в справочниках.
ПРАВИЛО:
Выбор стратегии и тактик участником диалога зависит от его мотивации, целей, степени важности позиций.
Как ни странно, другие силы, средства, приемы герой или персонаж использует тогда, когда исчерпывает собственные интеллектуальные возможности и близок к поражению.
6. Силы, возможности, ресурсы участников диалога
Речь о некоем «козыре в рукаве», который «вытаскивается» в последний момент. Список «козырей», конечно, создает писатель. Их много, назову основные.
► Физическая сила
Как собственная – герой может подраться с собеседником от отчаяния, желания победить любой ценой, так и «со стороны», например, угроза расправы при чьей-то помощи.
► Применение оружия любого рода
Да хоть вазой по голове! Этот прием часто мы видим в кино, когда (внезапно!) в кармане героя оказывается ножик или пистолет.
► Сюда же яды, зелья, снадобья
Это чтобы убрать или на время устранить бедолагу. Ну, лавры Сальери многим не дают покоя.
► Любого рода «заложничество»
Заложники – чем не весомой аргумент? Не будем говорить о людях, но даже любимого кота оппонента можно заранее похитить.
► Знания тайны, скрытой информации о конкуренте с угрозой разоблачения
Отличный «козырь»! Знание любой тайны – личной, семейной, финансовой и т.д. – тоже мощное оружие. Правда, тут уж придется подумать о собственной безопасности. Загнанный в ловушку человек может стать зверем.
► Неоценимая помощь
Редкий в книгах прием, когда участник диалога так круто помогает собеседнику, что тот готов отступить от своей цели. Например, помогающий может выплатить долг, освободить из заключения кого-то из родных, спонсировать операцию бабушке и прочее.
► Финансовые ресурсы
У, имеешь деньги – имеешь все! Правда, любовь и здоровье за деньги не купишь, но все же это один из ведущих способов решения разного рода проблем.
► Родственные связи
Редкий фильм, редка книга обходятся без такого поворота. Не женишься, сынок, лишу наследства! В проблемы героев вмешиваются все, кому не лень: влиятельные отцы, любимые тетушки, неугомонные сестренки и хлопотливые бабушки. А герои, в свою очередь, охотно обращаются к ним за помощью.
► Авторитеты
Если у героя сокурсник – мэр городка, а школьный друг – начальник полиции, согласитесь, это тоже способ добиться своего.
► Вынесение на суд общественности
А что? Чего в кулуарах разговаривать? Пусть о противостоянии знают все! Правда, герой должен быть уверен, что большинство встанет на его сторону.
► Неоспоримые аргументы и факты, припрятанные " в рукаве"
Хороший способ победить в диалоге. Не всегда. Бывает, что упертый собеседник плевать на них хотел, он будет твердить, что черное – это белое, чтобы тоже достигнуть победы.
► Наконец, всякие магические способности в фэнтези, фантастике
Действительно, если ты маг, чего бы не помагичить, если это поможет?
Советую собирать "козыри", пополнять список, это пригодится!
ПРАВИЛО:
«Козыри» не используются в начале диалога. Почему? Это уже психология. Как правило, люди поначалу пытаются договориться, как-то убедить, склонить собеседника на свою сторону. «Козыри» нужны тогда, когда другие средства исчерпаны. Они прекращают диалог. Если их использовать в начале, то в самом диалоге нет никакой нужды.
Итак, мы с вами говорили о том, каким образом лучше организовать диалог, продумать его, далее я расскажу о речевых (языковых) особенностях диалога, но сначала соберу для вас все правила, которые касаются смысла, логики, достоверности диалога.
Все статьи в подборке "О языке"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература