Когда речь заходит об изучении опыта мастеров вокального искусства, то обычно подчеркивается ярко выраженная индивидуальность каждого из них. Это касается и тембра голоса и исполнительской манеры и вокальной техники.
Итак, у всех выдающихся певцов есть одинаковое понимание 5 основных моментов процесса пения :
1. Резонанс - это самое главное!
2. Искусство пения - это искусство дыхания.
3. Гортань должна быть свободной.
4. Образный язык (образ, эмоции, воображение).
5. Принцип целостности голосового аппарата певца-все части голосового аппарата( дыхание, гортань, резонаторы) тесно взаимосвязаны.
В противоположность этому можно привести в пример представления молодых певцов: более половины молодых певцов ориентируются в пении на ощущения работы голосовых связок.
Первое-резонанс.
Максимальная активизация резонаторной системы голосового аппарата с помощью вибрационных ощущений как показателей активности резонаторов, с целью достижения максимального акустического эффекта голоса при минимальных физических затратах поющего.
У выдающихся певцов уровень высокой певческой форманты в голосе в три раза выше, чем у других. Причем стабильность ее уровня и частотного расположения в спектре голоса есть на разных гласных и на нотах разных по высоте.
Второе отличие в ощущении в теле резонанса и дыхания.
Овладение «озвученным», «резонирующим» певческим дыханием путем совмещения (объединения) дыхательных и резонансных свойств голосового тракта с помощью вибрационных ощущений и вдыхательной установки при обязательной активности диафрагмы как наиболее эффективного средства обеспечения резонансных свойства голосового аппарата и приведения гортани в активное певческое состояние.
В.П. Морозов.
Характерные образные представления и высказывания: опора звука на диафрагму (Ф. Шаляпин, Фр. Ламперти, К. Эверарди и др.);
резонирующий звуковой столб (А. Иванов);
совмещение дыхания и резонанса (Дж. Лаури-Вольпи);
превращение дыхания в звуковой поток (М. Мирзоева, Н. Гяуров, Т. Даль Монте),
выдыхаем не воздух, а звук (Дж. Барра, И. Петров-Краузе);
мы поем диафрагмой (Л. Паваротти);
весь секрет в том, как она [диафрагма] двигается (М. Кабалье),
нужна связь: дыхание и резонаторы. Здесь весь секрет! (Е. Образцова).
Третье- свобода в горле.
Поскольку гортань с голосовыми связками является важнейшим певческим органом, то, казалось бы, сознание певца и должно было бы быть направлено на ощущение работы голосовых связок.
Не «поющие голосовые связки», а «поющие резонаторы». Мастера вокального искусства в своих субъективных представлениях и ощущениях происхождение голоса связывают не с работой голосовых связок, а с акустической активностью резонаторов.
Четвертое отличие -это образное мышление.
Использование эмоционально-образных, метафорических представлений о резонансных механизмах голосообразования (метод «как будто») как наиболее эффективных средств системного управления певческим процессом, т.е. воздействия на всю систему голосового аппарата в целом.
Пятое -целостность голосового аппарата.
Использование в работе принципа целостности голосового аппарата, т.е. тесной физиологической взаимосвязи между тремя основными его частями «дыхание - гортань - резонаторы», составляющими единую целостную функциональную систему, в результате чего воздействие на любую из этих трех частей неизбежно отражается на работе и других частей системы, т.е. всего голосового аппарата в целом.
(все материалы в статье по исследованиям В П Морозова по теории резонансного пения)
Ваши представления и понятия влияют на ваши успехи!
Скорректироваться по основным понятиям для эффективного роста в вокале можно, благодаря исследованиям Морозова и его теории резонансного пения.