"Богемская рапсодия" - дрянное шаблонное кино, собравшее в себе все стереотипы байопиков, гей-драм, перевирающее историю, но с отличной музыкой. Только из-за музыки, как мне кажется, он собрал почти миллиард долларов по всему миру, потому что фильмы про группы рангом пониже, слепленные по тому же лекалу, обычно выкидывают на стриминг-сервисы, где про них благополучно забывают.
Итак, «Богемская рапсодия» (правильно, конечно, «Богемная», локализаторы даже это смогли запороть, но оставлю в тексте прокатное название, чтобы не путаться). Фильм в целом о становлении группы Queen и её подъёме на музыкальный олимп, а в частности – о жизни вокалиста этой группы, Фредди Меркури (он же Фаррух Булсара), умершего от СПИДа в 1991-м году.
Кому стоит смотреть этот фильм? Хочется сразу ответить, что никому, но постараюсь быть объективным.
Посмотреть можно тем, кто незнаком с творчеством Queen. Таких, конечно, мало, но если кто-то ничего у «квинов» не слышал, кроме We Will Rock You и The Show Must Go On, то фильм откроет разнообразие музыки этой великой группы, от первых проб пера до стадионных хитов. А так как у фильма скромный возрастной рейтинг PG-13, его как раз стоит посмотреть молодёжи от 13 лет – и откроют для себя классику рок-музыки, и заодно о вреде и последствиях беспорядочных половых связей узнают.
Почему не стоит смотреть фильм всем остальным?
Потому что он лютое гуано. Одну причину, по которой фильм меня дико бесил на протяжении всего просмотра, назвать сложно. Потому что он состоит из этих причин, если не брать во внимание, собственно, музыку и песни (помимо Queen в фильме можно услышать ещё Dire Straits, Cream и др.)
Начнём с малого: историю безбожно перелопатили, чтобы смотрелось всё трагичнее и эпичнее. Это нельзя записывать в большие минусы, так как все байопики этим страдают. Бывает, что моменты, значимые для истории, были достаточно скучны на самом деле, поэтому в каждом биографическом фильме всё это дело приукрашивают, и значимые события насыщаются пафосными диалогами, гордо поднятыми носами и помпезной оркестровкой. Если кратко:
- с группой Smile Фредди познакомился задолго до того концерта, и никаких пений на парковке, естественно, не было, участники группы уже видели и слышали, как поёт их будущий вокалист;
- разобранную микрофонную стойку Фредди стал использовать только через несколько лет после первого концерта;
- Джон Дикон тут играет на басу уже на первом концерте Smile с Меркури в качестве вокалиста. Но Дикон никогда не играл в Smile, да и в Queen он был не первым басистом. А ещё Джон не записывал вокал в Bohemian Rhapsody, но создатели, кажется, даже не удосужились проверить факты, а просто впихнули эти сцены в фильм, посмотрев клип на оригинальную песню, в котором все четверо участников вроде как поют;
- о своём диагнозе - СПИД - Фредди узнал только в 1987 году и ещё долгое время ни с кем не делился этой неутешительной новостью, а то, как это преподносят в фильме, служит для придания ещё большей значимости фееричному выступлению на Live Aid в 1985 году (в фильме Фредди рассказывает участникам группы о своём диагнозе незадолго до этого концерта);
- группа Queen никогда не распадалась вплоть до смерти Фредди, и последний не уходил из группы ради записи сольного альбома. Тем более, когда Меркури записывал первый сольник, у всех остальных участников были сторонние проекты, а Роджер Тейлор к тому моменту уже записывал второй альбом, на котором засветились и все остальные участники Queen, включая Фредди. И у самой группы вышел альбом The Works, а перед тем самым концертом Live Aid как раз было турне в поддержку альбома, поэтому Queen на этом капустнике выступали хорошо подготовленные с отлаженной и чётко отрепетированной программой.
Так как кино всё-таки художественное произведение, в нём ещё много подобных вольностей, а путаница с датами и хронологией – это настоящий бич (читать с английским акцентом) подобных биографических эпиков. Только в «Богемской рапсодии» авторы пошли дальше - добавили события, которые никогда не происходили, и которые пришиты к истории настолько белыми нитками, что оставляют очень заметный кант (последнее слово тоже читать с английским акцентом).
Самые тупейшие из этих сцен – те, в которых участвует продюсер из компании EMI Рей Фостер в исполнении загримированного до неузнаваемости Майка Майерса (“Остин Пауэрс»).
Понятно, что данного персонажа никогда не существовало, его личность – собирательный образ из нескольких известных в то время продюсеров, но насколько же убого и нереалистично это всё преподносят киноделы. Даже в наше время, когда уже практически любой музыкант может сам записать альбом дома с помощью компьютера и подручных инструментов, а потом самостоятельно распространять его на интернет-площадках, помощь продюсера необходима для раскрутки и зарабатывания денег на музыке. А уж в 70-е от продюсера зависело чуть ли не 90% успеха группы. Продюсеры решали, какой сингл можно сделать хитом и отправить на радио для ротации, какую выбрать обложку для альбома, на каких концертах и шоу стоит поучаствовать группе, чтобы про неё узнала страна и, возможно, весь мир.
А то, как в фильме молодой и малоизвестный Фредди надменно и грубо общается с тем, от кого зависит его дальнейшая карьера – просто дичайший бред. Даже звёзды мирового уровня не позволяют себе такое поведение перед представителями крупных звукозаписывающих компаний, что уж говорить о неизвестном выскочке, которому на тот момент никто успеха то и не предвещал. Учитывая, что до Bohemian Rhapsody уже были длинные песни, которые становились хитами после выпуска в качестве синглов (мегахит 71-го года American Pie Дона Маклина длился вообще восемь с половиной минут), спор насчёт выпуска 6-тиминутной песни как сингла выглядит совершенно бессмысленным. Более того, многие продюсеры 70-х были достаточно влиятельными людьми не только в музыкальной сфере, и, происходи подобный диалог в реальности, Фредди вполне мог на следующий день оказаться в ближайшей сточной канаве с переломанными руками и ногами и с разбросанными рядом знаменитыми зубами.
Если бы у режиссёра хватило смелости, он мог бы мог снять фильм-фантазию на основе этой выдуманной сцены диалога с продюсером о том, как группу Queen за такое поведение выкидывают на улицу, никакая крупная компания больше не хочет с ними работать, они выступают в местных кабаках за пиво, после чего пьяное быдло бьёт им лица за вычурные костюмы и грим. Через много лет какая-нибудь фирма откапывает так и невыпущенный альбом A Night At The Opera, и песню Bohemian Rhapsodу выпускают в сборнике «Забытые песни 70-х».
В параллельной вселенной такой сюжет вполне мог и сбыться, особенно учитывая, что режиссёр фильма Брайан Сингер – спец по параллельным вселенным, коих он наснимал ещё в своих «Людях Икс». Тут ещё есть забавная отсылочка – Рей Фостер говорит, что Bohemian Rhapsody – не та песня, под которую подростки будут трясти башкой в машине. Но именно под эту песню Майк Майерс, сыгравший Рея, и трясёт головой в машине с друзьями в фильме «Мир Уэйна». Подобные оммажи тоже присущи супергеройским фильмам типа «Людей Хэ», и Сингер вот никак не мог обойтись без них.
А ещё одна немаловажная деталь: Брайан Сингер - гей. И, возможно, поэтому Фредди в фильме – стереотипный манерный п…р.
Конечно, все знают, что у Меркури были отношения с мужчинами (со множеством мужчин), но всё-таки он был бисексуалом и с женщинами отношений было не меньше: помимо Мэри Остин, которой было посвящено несколько песен и которая навсегда осталась лучшей подругой Фредди, была ещё Барбара Валентин, которую Меркури любил и восхищался ей, и которая была с ним чуть ли не до самой смерти в 1991-м (как и Джим Хаттон, которого Фредди тоже любил, но тем не менее).
В фильме же акцент делается на то, что, побыв чуть-чуть с Мэри, Фаррух осознаёт свою гомосексуальность (хотя и говорит Мэри, что бисексуален) и как будто больше его женщины не интересуют, а только всякие мужики в джинсе, которых певец провожает томными взглядами в слоу-мо. Может, режиссёр это снимал чисто для себя, но все стереотипы о геях, которые вы знаете, во Фредди Брайана Сингера присутствуют. Местами он ведёт себя как плаксивая истеричка, что за настоящим Меркури замечено не было: по словам его друзей, несмотря на то, что человеком он был ранимым, Фредди всегда излучал радость и любовь. Собственно, его любвеобильность и совершенно безумные вечеринки в конце концов его и погубили.
Но было бы неправильно винить в таком изображении Фредди только режиссёра, и тут остановимся на следующем минусе данного кинополотна, по моему мнению – главном актёре. Остальных актёров рассматривать подробно не буду, ибо они подобраны неплохо: косплеят «квинов» и их окружение, внешне похожи на участников событий, произносят нужные реплики где надо.
Но вот Рами Малек – это адский мискаст. Актёр сам по себе неплохой, но мало того, что внешность у него и так довольно специфичная, так с этими вставными зубами он выглядит просто ужасно. И привыкнуть к этому зубастому недоразумению не удаётся, с первого до последнего кадра эти выпирающие накладки режут глаз. Как и неестественные наклеенные усы.
Рами Малек в реале всего на пару сантиметров ниже Фредди, но каким же дрищом он смотрится, если посмотреть подряд кадры с реальных концертов «квинов» и то, как их изображают в фильме. Фредди - довольно таки плотно сбитый мужик, выглядел на сцене, как гимнаст, как грациозный скакун. А попытки тощего и мелкого Малека изобразить всю эту грацию выглядят, как конвульсии червяка, насаживаемого на крючок. Добавить к этому упомянутую манерность и истеричность – не знаю, кого именно за это винить, актёра или всё же режиссёра – и смотреть на главного героя становится просто невозможно.
Изначально на главную роль планировали взять Сашу Барона Коэна («Борат»), который и внешне очень похож на Фредди, и актёр более разноплановый. Но тот подписывался под сценарий с рейтингом R (наши «18+»), в котором бы рассказали о диких оргиях и вечеринках, которые устаивал Фредди, со всякими фриками, трансвеститами, реками алкоголя и кокаином, который разносили голые карлики на серебряных подносах. Но Брайан Мэй и Роджер Тейлор, участники Queen и сопродюсеры фильма, такой сценарий забраковали вместе с актёром, сославшись на то, что это, мол, будет фильм про Фредди, а не про группу. В итоге же мы всё равно имеем фильм про Фредди, а не про группу, но с более щадящим рейтингом, чтобы больше людей его могло посмотреть (а продюсеры – заработать больше денег), в котором Фредди – капризный истерик, а Брайан и Роджер – хорошие.
В одном из интервью, к слову, Фредди Меркури говорил, что если снимут фильм о его жизни, то он должен быть с рейтингом Х (который обычно выдают для порно). Но на таком кино денег не заработать, а создателям ведь тоже кушать надо.
Ну а теперь о самой ненужной, бесящей и глупой части фильма – о его финале. Во многих промороликах и интервью участники этой вакханалии с пеной у рта вопили, насколько же хорошо они воспроизвели то самое эпохальное выступление Queen на фестивале Live Aid: Малек вон занимался с хореографом, выучил и воспроизвёл практически все движения Фредди на этом концерте; стадион Уэмбли воссоздан до мелочей так, что организатор оригинального Live Aid Боб Гелдоф был в шоке, посетив съёмки; использован логотип Пепси именно тех времён, а стаканы с напитком стоят с точностью чуть ли не до миллиметра там, где они стояли на самом деле перед Фредди. Ну да, перед Queen со сцены спускаются тут U2, а не Dire Straits, и Малек ставит не те ноты, что звучат в фильме и на концерте, но всё же. 20-тиминутное выступление группы полностью пересняли для фильма (потом, правда, две песни таки вырезали, но в бонусах к диску их тоже можно при желании посмотреть), чтобы показать триумф Queen с исторической точностью.
Но возникает резонный вопрос – а на хрена вообще? Понятно, что байопики о музыкальных группах не могут обойтись без кадров живых выступлений. Особенно интересно, когда нет качественных записей ранних выступлений, либо они чёрно-белые – тогда магия кино позволяет увидеть все краски и детали времён, услышать качественный звук. Но почти 15 минут фильма отдавать одному выступлению – чья это гениальная идея? Ладно, если это выступление не сохранилось бы до наших дней, ну или было снято отрывками и на дешёвую камеру с ужасным звуком, но это же Live Aid, самое известное и масштабное музыкальное событие 80-х! На любом видеохостинге есть качественная запись концерта, а само выступление Queen есть даже на официальном Blu-ray с видеорядом в HD и мощным пятиканальным звуком.
Уму непостижимо, кому придёт в голову вместо оригинального концерта смотреть, как какие-то косплееры с тощим глистом во главе старательно пытаются изображать из себя одну из величайших групп мира в своей лучшей форме. То же самое, что вместо «Звёздных войн», например, смотреть на то, как сцены из фильма воспроизводят фанаты в костюмах на каком-нибудь Комик Коне. Ну да, мило, похоже чуть-чуть, но разве это можно вставлять в многомиллионный блокбастер, создатели которого наперебой твердят, как они уважают «квинов» и Фредди в частности? Если б была хоть капля уважения, то можно было бы потратить эти 15 минут на раскрытие персонажей, которого в фильме явно недостаточно, на какие-то сцены, позволяющие нам больше узнать о героях. А если уж вы хотели, чтобы это выступление люди увидели именно на больших экранах и почувствовали исходящую от группы и её вокалиста бешеную энергетику, которая взрывала зал - так надо было вставить в фильv НАСТОЯЩЕЕ выступление группы на фестивале. Вся энергия – в нём, и никакие актёры, как бы хорошо они не изображали, что действительно играют на инструментах и как бы правдоподобно не открывали рот под песни, не смогут и близко передать ту мощь, которую источает музыкальный титан под названием Queen.
А ведь фильму действительно не хватает времени на раскрытие персонажей. Всё повествование выглядит так, как будто сценарист просто собрал в кучу какие-то известные факты из жизни группы, режиссёр всё это снял, а монтажёр уже кое-как нарезал это в готовый фильм, причём нарезал так криво, что сцены сбиваются в кучу самым нелепым образом, хронология не соблюдается и иногда непонятно, какой на дворе год и в какой последовательности вообще происходили события. И это в фильме с «Оскаром» за монтаж.
Кто-то, конечно, может сказать, мол, фильм то мега-популярный и собрал кучу денег и «Оскаров», он по определению не может быть плохим. Но он может. Половина успеха фильма – это, несомненно, шикарная музыка группы Queen, популярность которой не спадает и сейчас. А вторая половина успеха – уроженец Занзибара, который к тому же и гей, в центре повествования. Последние несколько лет «Оскар» в основном выдавали фильмам с секс- и нацменьшинствами («Лунный свет», «Форма воды»), часто независимо от качества содержания, а в том же 2019 году главным конкурентом «Рапсодии» была «Зелёная книга», которая таки взяла статуэтку за лучший фильм. В «Книге» главный герой – и гей, и чернокожий (два в одном), поэтому тут уж без вариантов. Фильм неплох, но и в подмётки не годится лауреатам прошлых лет, типа «Крёстного отца» или «Человека дождя». Да сам Брайан Сингер в своё время снял «Обычных подозреваемых», до которых что «Рапсодии», что «Книге», как до Китая пешком.
В общем, если у вас вдруг появится желание посмотреть сие недоразумение, то посмотрите лучше… «Голого барабанщика» (The Rocker в оригинале). Я не шучу. За 10 лет до «Рапсодии» провалившийся в прокате «Барабанщик» уже высмеял все штампы байопиков, которыми напичкан фильм про «квинов». Тут тебе неожиданный успех и его последствия, и замена слов и музыки прям во время концерта или записи песни, и вечеринки во время турне, скромный поэт-вокалист, становящийся со временем эгоистичной сволочью, но в финале берущийся за ум, обязательный разлад в группе и эпичное воссоединение перед триумфальным. Только вот все эти штампы в «Барабанщике» упакованы в форму лёгкой комедии, а в «Рапсодии» разыграны с таким серьёзным лицом, что становится ещё смешнее. В «Голом барабанщике» актёры действительно вжились в роль музыкантов: Эмма Стоун научилась ради роли играть на басу (утверждает, что может сыграть все песни из фильма), а Тедди Гейгер действительно пел в тех песнях, которые поёт его герой в фильме. Но в фильме «Богемская рапсодия» актёров тоже тренировали так, чтобы они смогли сыграть вcе используемые песни Queen, и Рамми Малек тоже пел. Только вот сделано это было только для того, чтобы актёры попадали в квиновскую минусовку, а в тех моментах, где Малек поёт типа «а капелла», его голос накладывали на голос Фредди Меркури и ещё одного приглашённого вокалиста, что опять вводит в недоумение. Зачем? Ну открывай рот тогда уж под голос Фредди, если петь не получатся. В конце концов, не всякому же иметь схожий с изображаемым героем голос, как было, например, в фильме «The Doors”, где все вокальные партии Джима Моррисона великолепно исполнил сыгравший его Вэл Килмер.
Или посмотрите один из документальных фильмов про Queen, которых очень много в свободном доступе. Queen: Days of our lives (2011), например. История там относительно правдивая и более подробная. Если же вам важнее именно музыка и живые выступления, то включите один из концертов группы, которых в сети тоже немало. Тот же Live Aid. Впечатлений будет гораздо больше.
Конечно, фильм «Богемская рапсодия» создан только ради денег. Роджер Тейлор и Брайан Мэй, которые до сих пор позиционирую себя как группа Queen (Джон Дикон покинул группу вскоре после записи «Made In Heaven», последнего альбома с песнями и вокалом Фредди, вышедшего в 1995 году), хоть и внесли огромный вклад в рок-музыку и, несомненно, великие и гениальные музыканты, после смерти Фредди не выпустили ничего, что можно было бы поставить в один ряд даже с самыми слабыми композициями Queen. Понятно, что их основной источник дохода сейчас – авторские отчисления от песен, которые до сих пор покупают и скачивают миллионы слушателей, и которые используются во множестве фильмов, сериалов и телепередач. Ещё доход приносят всевозможные переиздания альбомов и видео: коллекционные издания, архивные концертные записи, демоверсии и очередной ремастеринг, в котором альбом, конечно же, теперь звучит лучшим образом, до следующего ремастеринга, правда. Ну и продажа прав на историю группы всяким документалистам и вот таким вот киноделам.
Что говорить об уважении к личности Фредди, если Адам Ламберт, расфуфыренное чудо в перьях, эдакий британский Киркоров, который выступает с «Queen» в качестве вокалиста с 2011-го года (про вокал я лучше промолчу) и которого, естественно, преданные фанаты группы не любят и попытки Адама изображать из себя Фредди воспринимают в штыки, в фильме появляется в эпизодической роли дальнобойщика, того самого, в джинсе, кого Фредди обожаемо провожает взглядом. Это как плевок в лицо поклонникам, что тут ещё сказать.
Быть может, я всё неправильно понял, и фильм является эдакой версией реальных событий, происходящей в параллельной вселенной, где Фредди – мелкий психованный инфантил, на самом деле есть Рэй Фостер, группа распадается на несколько лет и, видимо, альбома The Works не существует вообще. Брайан Сингер же любит параллельные вселенные. Да и в фильме их вроде бы как минимум две – выход Меркури на сцену Live Aid в начале фильма отличается от аналогичного в конце – другие движения, другие люди рядом. Но это, конечно же, не другие миры. А просто киноляп создателей. Как и весь фильм.
Спасибо за внимание! Мнения и комментарии приветствуются!
Выступление Queen на LiveAid: