Найти в Дзене
Край Смоленский

Тенишевское наследие

Девичий головной убор – венец. Конец ХVIII – начало ХIХ века. Вологодская губерния
Девичий головной убор – венец. Конец ХVIII – начало ХIХ века. Вологодская губерния

Вышел в свет очередной тенишевский выпуск журнала "Край смоленский". Его выход посвящен возрожденному в прошлом году музею «Русская старина». В публикациях номера материалы и о выставленных в экспозиции экспонатах, и о тенишевских коллекциях. В частности, большая статья Ольги Картавенковой посвящена головным уборам из коллекции княгини М.К. Тенишевой.

Обложка журнала "Край Смоленский" №6, 2023
Обложка журнала "Край Смоленский" №6, 2023

Известно, что в 1904 году в Талашкинском театре была поставлена опера по сказке А.С. Пушкина «Мертвая царевна и семь богатырей» (об этой постановке в «Крае Смоленском» ранее была опубликована большая статья).

Сцена из оперы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Талашкино. Август 1904 г.
Сцена из оперы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Талашкино. Август 1904 г.

Роли в опере играли ученики и учителя Талашкинской школы, друзья Тенишевой. Роль царицы исполнила сама Мария Клавдиевна, которая в качестве короны использовала головной убор из собственной коллекции.

Мария Клавдиевна Тенишева в сценическом костюме царицы из спектакля "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Талашкино. Август 1904 г.
Мария Клавдиевна Тенишева в сценическом костюме царицы из спектакля "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Талашкино. Август 1904 г.

Вот, что пишет Ольга Картавенкова:

«Этот головной убор имеет название „венец городчатый” из-за своей формы в виде „короны” с ажурно вырезанным „городчатым венчиком”. Венец, наравне с коруной и повязкой, являлся одним из видов девичьего головного убора.
Девичий головной убор – венец. Конец ХVIII – начало ХIХ века. Вологодская губерния
Девичий головной убор – венец. Конец ХVIII – начало ХIХ века. Вологодская губерния
Аналогичный головной убор и сейчас можно встретить в экспозиции музея „Русская старина”. На венце с пятью зубцами подчелок красной крашенины декорирован двумя полосами золотного шитья и двумя лентами из переплетенной бити. Фон также зашит золотом и украшен стёклами в дробницах и кастах, а также фольгой, блестками, стеклярусом и битью. Сзади прикреплены ленты из штофа, камки и шёлка, которые декорированы на концах гарусными кисточками и золотным шитьём.
Такой головной убор девушка надевала во время сватовства. В нем она шла под венец в Архангельской, Вологодской губерниях. Шелковые ленты украшались вышивкой с узором в виде S-образной фигуры. S-образный узор символизировал лебедей, он изображает изгиб длинной шеи, лебединую грудь, вместе с раздвоенным или разделенным на три части хвостом птицы и поднятым крылом. Возможно, что именно жених и невеста представлялись в виде узора из двух лебедей, повернутых друг к другу. Значение образа лебедя как символа и связанное с ним представление о счастливом браке сохраняется и в настоящее время».

Автор: Юрий Шорин


Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.