Моё "любимое" задание на ЕГЭ - это чтение 3 или analytical reading. С ним иногда возникают сложности. Не то, чтобы мне не даётся чтение. На других языковых экзаменах я с ним справляюсь, пруфы прилагаю. Скорее до меня не всегда доходит логика составителей. С ней и попробуем сегодня разобраться.
Как выглядит задание 3 в чтении?
Задание 12-18 - это задание высокого уровня сложности (B2+), но в нём можно встретить лексику C1-C2 уровня. Это допускается разработчиками, т. к. это тренирует компенсаторные умения - способность определить незнакомое слово из контекста.
Вот так выглядит это задание на ЕГЭ (сокращенный вид):
Нам дается текст, примерно 3500 слов и после него 7 вопросов с множественным выбором: 4 варианта ответа.
Откуда берутся тексты? Тестологи ЕГЭ находят эти тексты в сети. Чаще всего это статьи или эссе из журналов на актуальные темы (The Guardian, The Atlantic, etc.). Вот из этой статьи сделали задание на чтение в демоверсии:
Конечно, текст адаптируется: сокращается до нужного объема, вычищаются спорные моменты и прочая повесточка, подстраивается сложность. Всё же ЕГЭ - это школьный экзамен и рассчитан на B2 уровень.
Важное замечание: в этом задании вопросы и ответы идут по порядку, по ходу чтения, но не обязательно по абзацам. Т. е. сначала будет ответ на вопрос 12, потом на 13, но они могут быть и в одном параграфе. Как правило, вопросы равномерно разбросаны по тексту, к каждому абзацу.
Какие умения проверяются в задании 3?
Далее тестолог придумывает вопросы к тексту. Эти вопросы не должны быть одинаковыми: они должны проверять разные умения. Какие умения тестируются на ЕГЭ? Все примеры из открытого банка ЕГЭ.
- Умение определить main idea (основную мысль) на уровне всего текста или абзаца. Умение отделить главное от второстепенного. Сделать обобщение или вывод.
- Бывают вопросы на detail information (детальное понимание текста). Здесь важно умение видеть перифраз. Если в ответах прямо даны слова из текста - скорее всего это ловушка, т. к. слишком легко. В ответах обычно использует синонимы и антонимы.
- Умение определить мнение автора по всему тексту или абзацу. Что хотел сказать или что подразумевает автор под тем-то? Или, с какой целью была написана статья? Также важно не делать предположений, основанных на личном опыте. Не надо домысливать то, что в тексте отсутствует.
- Еще одна частая ловушка - не замечать частичку NOT в вопросе. What is NOT said about ... Многие читают вопрос быстро, и начинают выбирать информацию, которая есть в тексте, а надо наоборот. Когда выполняем это задание, нужно прямо подчеркнуть в тексте все опции, которые совпадают с ответами, и то, что останется нетронутым - и есть верный ответ.
- Работа с лексикой. Умение видеть перифраз. Знание синонимов и и антонимов. Уметь определить значение слова по контексту, это может быть отдельное слово, фраза или идиома.
- Reference (отсылка, ссылка на что-то) - умение определить к чему относится местоимения в тексте: it, this, that, these, those, they, them и т.д.
- Когнитивные навыки: поиск причины и следствия. Синтез - умение объединить информации из нескольких частей текста.
Как придумываются вопросы и ответы на чтение 3?
Вот так выглядит один из вопросов из чтения 3 в демоверсии. Сам вопрос и опции к нему называются item, всего 7 items. Вопрос называется - stem, 3 неверных ответа - distractors, один верный - a key.
Все ответы-опции должны быть одинаковы: примерно одной длины и иметь визуально одинаковое грамматическое оформление. Как в примере выше: все ответы начинаются с глагола в 3 лице ед.ч.
Также следят, чтобы первый вопрос не был слишком сложным и не водил экзаменуемого в отчаяние с самого начала, успеется.
Лексика в вопросах по уровню языка не должны быть сложнее, чем в самом тексте. Иначе получается, что мы тестируем не понимание содержания текста, а лексику. Но есть исключения - вопросы которые проверяют именно владение лексикой: знание синонимов, антонимов, идиом и т.д.
Как уже было сказано выше, вопросы на ЕГЭ бывают разных типов. Нет обязательного списка вопросов для каждого отдельного текста. Однако, как правило, в каждом задании есть вопросы на:
Итак, вопрос есть и есть правильный ответ. Теперь думаем о дистракторах - неправильных вариантах ответов. Они должны "отвлекать" экзаменуемого от правильного ответа. Дистракторы не могут быть слишком уж простыми, например, вообще не относиться никак к вопросу. В то же время, они не должны подходить под правильный ответ, не должно быть двоякого толкования.
Типы дистракторов:
- Half right / half wrong - детали из абзаца искажены, но есть и часть правды. Запомните, если часть информации неверная - то весь ответ неверен.
- Too general - слишком общая и широкая информация.
- Too specific - наоборот, слишком узкая, специфичная информация, где фокус только на одной детали.
- Off topic - не по теме вопроса, но в логике всего абзаца.
- Out of scope/ Outside or beyond the passage - часто мы начинаем домысливать что-то, основываясь на своих знаниях и опыте, но в тексте об этом прямо не сказано. Т. е. наши размышления логичны, возможно так и есть, но в тексте об этом не сказано - NOT STATED.
- Opposite - что-то, что противоречит написанному в тексте, однозначно FALSE.
Сначала я хотела полностью разобрать чтение 3 из демоверсии и классифицировать каждый вопрос и дистрактор, но это очень долго и скучно читать. Попробуйте сделать это сами. Такой аналитический подход очень помогает разобраться в тонкостях этого задания и научиться его делать правильно и быстро.
Еще такая забавная штука: когда у ребят в ответах получается подряд 3, 3, 3 или 1, 1, 1 - они начинают сомневаться в правильности. Но такой порядок может быть верным. Может быть, что в ответах нет ни одной цифры 4 или 1, например. Всё же нам надо смотреть по содержанию, а не внешнему виду.
Также не стоит решать задание без чтения текста, на основе каких-то своих знаний и логики. Так тоже не работает.
Как применить эту классификацию?
Во время подготовки к ЕГЭ можно использовать разные подходы. Один из которых - побывать в роли тестолога и составителя заданий. Можно начать с того, что искать ответы в тексте, без подсматривания в опции. Далее, разобрать к какой категории дистракторов относятся варианты ответов и потом уже попробовать составить их самому.
Это здорово помогает понять логику составителей и научится видеть это задание изнутри. Это займет некоторое время, но научит справляться с заданием практически без ошибок.
Вот еще несколько советов по составлению multiple choice заданий:
- Stem должен содержать всю информацию, необходимую для выбора ответа, но ничего лишнего.
- Stem не должен содержать неизвестных слов, если только он не тестирует словарный запас.
- Избегайте давать подсказки в вопросе.
- Ответ на один вопрос не должен давать подсказку для других вопросов.
- Убедитесь, что ответ не может быть выбран без прочтения вопроса или отрывка текста.
- Избегайте двусмысленных ответов или слишком маленькой разницы между ними.
- Убедитесь, что только один ответ подходит.
- Располагайте правильный ответ в разных местах специально. Иначе на автомате верный ответ будет идти под номером 3.
А как у Вас получается справляться с этим заданием? В чем сложность, если она есть? Поделитесь в комментариях.
На сегодня всё. Stay tuned!
Пост-навигатор по всем главным статьям.
"Учу всех и всему!" Гений или шарлатан? Разбираю, почему репетитору по английскому нужна ниша.