Моя история
Начинала я свою репетиторскую карьеру в маленьком подмосковном городе. Я только уволилась из международной компании и искала первых учеников. Сарафанного радио у меня не было, все ученики приходили через профи, который в то время назывался "Ваш репетитор".
Я брала любые заказы, которые появлялись для моего города. В основном дети и подростки: от 3 класса до ЕГЭ. Был и взрослый ученик, но это редкость. Часто я просто помогала с домашкой, упор был на грамматику и работу по школьным учебникам.
Задач было много: составить расписание, выбрать маршрут передвижения от ученика к ученику (у себя работать не было возможности), собрать и носить с собой материалы для занятий. У меня был журнал для учеников с прошедшими и будущими темами, но не было какой-то систематизации и четкой структуры действий. Тогда и пришли первые ученики по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, но немного, пару человек.
Потом я переехала и начала работать офлайн в Москве. Здесь не было проблем с количеством учеников, и я могла выбирать. Но по старой привычке я брала школьников с 3 класса. Тем не менее потихоньку стало увеличиваться количество выпускников на ОГЭ и ЕГЭ, и я начала получать реальный опыт в этой нише.
Со временем я полностью перешла на онлайн, случилось это ещё до пандемии. Мои текущие ученики меня поддержали, плюс я набрала новых: дорога полностью ушла из моего расписания и появилось больше времени. Я изменила свою анкету на профи и стала указывать свою специализацию как ОГЭ, ЕГЭ и Cambridge exams. Сюда же добавились кое-какие ДВИ для школьников, т.е. тоже экзамены.
Вот так из преподавания всего и всем, я дошла до своей ниши. Этот путь звучит просто и поместился в пару строк, но на самом деле за этим стоит большое количество обучений, кусов, дипломов и сертификатов. Думаю, что такая история у многих, кто сейчас работает в узкой нише. Постепенно они нашли себя и свое направление.
Почему важно иметь нишу?
По данным исследований, количество репетиторов английского языка увеличилось на 54% за последние три года. Конкуренция растет и встает вопрос о том, как привлекать клиентов и иметь хороший доход.
Специализация может стать таким выходом. Да, когда преподаватели выбирают свою нишу, они ограничивают круг потенциальных клиентов. Например, ежегодно ЕГЭ по английскому сдают 90-100 тыс.человек, а всего школьников около 17 миллионов человек, разница ощутимая.
Со школьниками можно работать только вечерами, а взрослые ученики, как правило, могут найти время до или после работы, т.е. увеличивается потенциальное количество рабочих часов в день.
Однако клиенты готовы платить больше, если репетитор является специалистом в какой-то области. Когда идут к врачу, выбирают специалиста, работающего с той проблемой, что есть у пациента. Так и с языком. Репетиторы не продают клиентам уроки английского, они продают решение проблем. Важно понимать, кто ваш клиент, какие у него проблемы и запросы, и как вы можете эти проблемы решить. Нужно сделать первый шаг, дальше репутация работает на вас.
Я ничего не имею против преподавателей, которые предлагают разные услуги: помощь с д/з, ОГЭ и ЕГЭ, языковые экзамены и бизнес английский. Но давайте будем честными, невозможно всё знать на глубоком уровне. Да, преподаватель, который готовит к CPE, теоретически может работать и со школьной домашкой, но зачем? Это же самое, что заколачивать гвозди микроскопом.
С другой стороны, зачем педагогу, который хорошо управляется с группами младших школьников, тратить время на подготовку одного урока бизнес английского, если он не планирует ставить это на поток? Лучше почитать что-то по детской психологии и начать работать с дислексиками, например.
Когда преподаватель работает в одной или смежных нишах, у него накапливается и профессионализм, и деловая репутация. Например, у меня, помимо ОГЭ и ЕГЭ, есть дополнительное направление - подготовка к поступлению в лицей ВШЭ. Есть удачные кейсы, когда ребята набирали высокие баллы и становились лицеистами. Начинает работать сарафанное радио, ко мне обращаются за этой услугой снова и снова. Мой профессионализм растёт, я по опыту знаю, какие проблемы возникают при подготовке и что с ними делать. Это такой замкнутый круг, но в положительном смысле.
Как найти свою нишу?
Предлагается вот такая схема:
Нужно ответить на три вопроса в отношении английского языка:
1) В чём вы хороши?
2) Что вам нравится делать, что вы готовы делать по 8 часов 5 дней в неделю?
3) Востребованность на рынке: что требуется и сколько клиенты готовы платить?
Там, где эти три круга пересекаются, и находится "золотая середина". Если с первыми вопросами можно разобраться самим, то узнать востребованность и ставку за урок можно по заявкам на сайте профи. Можно провести маркетинговое исследование и выписать для себя интересные запросы.
Ещё немного вопросов для саморефлексии:
Я понимаю, что нишевание подходит не всем учителям. Кто-то работает в языковом центе и не может выбирать учеников, кто-то не может работать онлайн и ограничен территорией своего города или поселка.
Нет универсального рецепта для всех. Однако специализация может стать решением для роста, не быстрым, но рабочим. И её всегда можно поменять, если станет скучно или неактуально.
Есть ли у вас ниша и насколько она узкая? Как часто стоит менять нишу, на ваш взгляд?
На сегодня всё. Stay tuned!
Кто несёт ответственность за результаты экзамена: учитель или ученик?
Классификация ЕГЭшников, их проблемы и пути решения. Как помочь выпускникам?