Князя Шарля Мориса де Талейрана нельзя назвать образцом добропорядочности — он был очень циничным человеком, однако это позволило ему продержаться во французской политике почти полвека.
Из-за травмы ноги, полученной в детстве, юному князю пришлось распрощаться с мечтами о военной карьере, поэтому он поступил в духовную семинарию. К 34 годам Талейран уже стал епископом, а позже был избран депутатом от духовенства в Генеральные штаты.
Так он попал в политику, и одним из первых его проектов стала национализация церковного имущества, за что его отлучили от церкви. Но Тайлерана это ничуть не расстроило — этот смелый шаг сделал его народным любимцем.
Великая французская революция набирала обороты, и князь быстро понял, что она идет куда-то не туда — он сбежал из страны и сумел избежать смерти на гильотине, на которой погибли почти все революционеры.
После падения якобинской диктатуры Талейран вернулся во Францию, где стал министром в правительстве Директории. Проницательный политикан в очередной раз понял, что этот режим долго не продержится, поэтому он сделал ставку на молодого генерала Наполеона Бонапарта.
В новом кабинете князь вновь занял пост министра иностранных дел — его могущество росло, и он стал настоящим серым кардиналом французской политики. Однако в 1807 Талейран внезапно ушел со своей должности — он предвидел будущий крах Наполеона, который был просто одержим военными завоеваниями.
Когда прогноз князя в очередной раз сбылся, он уже работал на Бурбонов — во многом благодаря его стараниям к власти пришел Людовик XVIII, и Талейран стал премьер-министром. Через три месяца его отправили в отставку, и опытный политик предсказал новую революцию.
Он в очередной раз оказался прав, и в 1830 году к власти пришел Луи-Филипп, который сделал Талейрана французским послом в Англии. В 1838 году в возрасте 84 лет он скончался — его репутация была такова, что по Парижу ходила шутка: «Талейран умер? Интересно было бы узнать, зачем ему это понадобилось».
Да, с точки зрения чести и морали князь Талейран был образцом цинизма и предательства, однако из его жизни инвесторы могут извлечь другой важный урок - он как никто другой умел адаптироваться к меняющимся условиям и оставаться на коне при любых обстоятельствах.
Нельзя привязываться к своим идеям, потому что рынок никогда не стоит на месте — то, что прекрасно работало вчера, завтра может привести к провалу. Следовать своей инвестиционной стратегии чрезвычайно важно, но не стоит считать ее истиной в последней инстанции, которая не требует пересмотра.
«Разумный инвестор» Бенджамина Грэма был опубликован 70 лет назад и до сих пор является самой продаваемой книгой по инвестированию. Часть идей из этой книги не подвластны времени, но многие ее практические аспекты периодически пересматривались. Вот что писал об этом Джейсон Цвейг:
Грэм постоянно экспериментировал и перепроверял свои предложения — он искал именно то, что работает сегодня. В каждом пересмотренном издании Грэм отбрасывал формулы, которые он представил в предыдущем выпуске, и заменял их новыми.
Не смотря на свои прошлые успехи, Бенджамин Грэм постоянно изучал новые факты и не боялся пересматривать свои идеи. Признать, что рынок изменился — очень непростой навык, ведь отказ от прошлых стратегий ощущается как поражение и вызывает беспокойство о собственном будущем.
Наступит день, когда инвестиционные стратегии и тактики, которые работают сегодня, устареют и потеряют свою эффективность. И тогда инвесторы разделятся на два лагеря — одни примут новые реалии и будут двигаться вперед, а другие останутся далеко позади, потому что будут следовать правилам, застрявшим у них в голове.
Шарль де Талейран однажды сказал: «Общество разделено на два класса: стригущих и стриженных». И он прекрасно знал, как оказаться в числе первых и не попасть в разряд вторых — в этом ему помогали интеллектуальная гибкость и умение адаптироваться.
Друзья, приглашаю вас в свой телеграмм-канал Финансовый механизм!
Материал ранее публиковался в моем Пульсе
Всем спасибо за внимание!