Документы древнейших поселений Лебедянского уезда нашёл в архиве РГАДА А.И. Гамаюнов:
1. «Книга письма и меры Осипа Секерина да подьячего Добрыни Русанова 123-го (1614/15) году».
2. «Лебедянская платёжница» начала 17 века.
3. «Писцовая и межевая книга города Лебедяни и Лебедянского уезда 1627-28 годов «письма, меры и межеванья» писца Григория Федоровича Киреевского. Подлинник» (126).
Прямо о казачьих слободах начала века сказано:
«Да на Лебедяни ж в уезде три слободы полковых казаков.
Слобода Волотова Могила, да слобода Ольховская, да слобода Романов Рог.
Слобода Волотовская на реке на Дону.
Всего на Лебедяни и в Лебедянском уезде пятидесятников и рядовых казаков двесте дватцать человек, да стрельцов сто два человека, да пушкарей и затинщиков тридцать девять человек» (127).
«Да на Лебедяни ж на посаде слобода Покровская казацкая.
А в ней церковь древяна клецки во имя Покрова Пречистые Богородицы. А в церкви Божие милосердье оброзы и ризы и книги, и колокола и всякое церковное строенье попа Никона.
Да на церковной земли поп Кондратей, проскурница Оксиньица.
Да у той церкви на церковной земли старчики Ларко Сидоров, Тимошка Иванов, Селиванко Прокофьев да Ермачко Васильев да Мишка Мануйлов.
Пашни и перелогу и дикого поля в покровских в козацких рубежах семнадцать чети без третника в поле, а в дву потому ж.
Да в той жа в Покровской слободе девяноста шесть дворов жилых казацких, а людей в них то ж, опричь детей и братьи и племянников.
Да в той жа слободе четыре двора пустых казацких.
А земляного им окладу жилым и пустым по их скаскам и по обыском всего города за поповыми руками и по мере писцов двум пятидесятникам по двадцати по две чети, девяносту редовым казаком по двадцати чети человеку. Оклад их сполна пашни и перелогу и дикого поля две тысячи двадцать шесть чети в поле, а в дву потому ж, опричь церковной земли.
Да на Лебедяни ж в уезде три слободы полковых казаков.
Слобода Волотова Могила, да слобода Ольховская, да слобода Романов Рог.
Слобода Волотовская на реке на Дону.
А в ней храм Нарицаемые Пятницы древена клецки. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола и всякое церковное строенье попов Ефтифья да Степана и мирское.
А у той церкви поп Ефтифей, поп Степан, дьячок Микитка Ильин, пономарь Илюшка Марков, проскурница Окулинка.
В той жа слободе Волотовой пятьдесят дворов казацких, а людей в них тож.
А земляного им окладу по их списком и по обыском всего города за поповыми руками и по мере писцов одному пятидесятнику двадцать пять чети, четырьмя человеком десятником по двадцать по две чети человеком редовым казаком по двадцати чети человеку.
Оклад их сполна тысяча тринадцать чети в поле, а в дву потому ж, оприч церковные земли.
Слобода Ольховская.
А в ней церковь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа древена клецки. Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола и всякое церковное строенье попа Ивана и мирское.
Поп Иван, дьячок Ивашка Перьфильев, пономарь Ларко Иванов.
Да в той же слободе пятьдесят дворов казацких, а людей в них тож.
Слобода Романов Рог.
А в ней церковь во имя Архангела Михаила древена клецки. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское.
А у той церкви поп Семен, дьячок Федько Агеев, пономарь Марко Семенов, проскурница Оринка.
А в той слободе дватцать дворов казацких. А людей в них то ж, опричь детей и братьи и племянников.
И с кем их казацкая земля смежна, и в коих местах, и в урочищах их земли межа положена, и то писано подлинно под их слободою в Стрелецком приказе.
Всего на Лебедяни и в Лебедянском уезде пятидесятников и рядовых казаков двесте дватцать человек, да стрельцов сто два человека, да пушкарей и затинщиков тридцать девять человек» (128).
Казачьи и стрелецкие книги сгорели в московском пожаре 1736 года. Отдельные документы встречаются в нескольких архивах (129). Полковые казаки были государевыми людьми, имели служебные дома и земельные наделы, получали жалованье. В Лебедяни они составляли казачью сотню и две полусотни в Ольховце и в Волотово, две десятни в Романово. Количество домов регламентировалось. Отмечены даже четыре пустых служебных дома в Лебедяни.
Крепость подробно описана в Писцовой Книге 1626 года:
«Городище Лебедянское.
На берегу реки Дону. А в место городища Малой острог дубовой, з дву сторон два рва. А в остроге пять башен. А под башнями двое ворота проезжие, да три башни глухих. Да тайник из города к реке Дону. А длина острогу вдоль пятьдесят сажен, поперег тридцать сажен. Да на башне колокол вестовой, а в нём весу восмь пуд и десять гривенок.
Да в остроге ж саборная церковь древена клецки с папертью во имя Николы Чюдотворца, а в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола и всякое церковное строенье государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Руссии.
Да в остроге ж изба съезжая воевоцкая. Да тайник. Возле тайника тюрьма.
Да в остроге ж погреб козенной, а в погребе зелья и ядра, и пищали да пушка полуторная медная и всякие пушечные запасы.
Да в остроге ж житница з государевым хлебом.
Да двор воевоцкой.
Да от Малого от Малово острогу Большой острог дубовой, а в нем сем башен. Да на острогу трои ворота: Егорьевские, а другие ворота Донковские, да третьи ворота Покровские. Да четыре башни глухих.
А острог дубовой. А по мере около острогу от первых городовых ворот до городовой стены двесте сажень» (130).
Крупный пожар случился в Лебедяни в 1662 году. Деревянный острог сгорел, но тогда его быстро отстроили.
Крепость пришла в запустение и сгорела в 1703 году, о чём свидетельствуют переписные книги 1710 и 1716 годов: «Город Лебедянь в 703 году згорел и после того пожару не строен». Ров засыпали, а место застроили. К тому моменту сторожевая служба исчерпала себя полностью.
Казачьи слободы уезда за полвека не выросли, в этом не было необходимости, потому что «лишние» казаки уходили вниз по Дону вслед за границей Руси. В подтверждение, справку даёт «Собрание материалов для истории западного края Тамбовской губернии и епархии. Тамбов, 1878»:
«1664 год. В селе Волотове слободе казацкой 50 дворов живущих, а людей в ней пятидесятников и десятников, и рядовых и сторожевых казаков 50 человек, да у них детей и братей и захребетников половинщиков 64 человека, и обоего в Волотовой слободе казаков и их детей и братей, и половинщиков, и захребетников 114 человек; пашни пахотные по обе стороны реки Дону 644 четверти в поле, а в дву потому ж; пятидесятнику 25 четвертей, десятником по 22 четверти, рядовым козакам по 2 четверти, и обоего 1013 четвертей в поле, а в дву потому ж, оприч церковной земли, оклад их сполна; сена меж поль и по заполью и по конец поль и по дубовым в их межах 4000 копен; лес Романцовский вопче со всем городом. А меж их слободы козацкой пашни паханой и Дикому полю и сенным покосам… от деревни Черепяни… на право к берегу реки Дону… а возле реки Дону низью берегом пригон животины до протока, что проток течёт из Семибратских колодезей…» (131).
Казачьи гарнизоны, утратившие своё боевое назначение, упразднила Екатерина Великая, потому что граница России отодвинулась далеко на юг, а разбойные набеги в Лебедянском крае прекратились. Часть казаков, самая лёгкая на подъём, переселилась на Хопёр, поэтому в наше время под Борисоглебском встречаются коренные волотовские фамилии. Деревянную церковь Параскевы Пятницы, построенную на свои средства, в 1803 году казаки разобрали и увезли с собой, а на её месте в 1838-м крестьяне построили кирпичный Троицкий храм.
Память о былой славе и вольнице долго таилась в крови разжалованных казаков. Она в 1910 году проснулась и привела к знаменитому Волотовскому бунту. Поводом послужил несправедливый передел земли согласно новому закону, известному как Столыпинская реформа. До неё землями и угодьями владела крестьянская община. Земли числились в трёх категориях, в зависимости от плодородия и назначения. Раз в шесть лет производился передел, а семейные паи распределялись по количеству мужчин в семье. Новый закон побуждал крестьян выходить из общины и получать наделы в собственность. Самые шустрые и богатые быстро оформили лучшие плодородные участки. Остальные, возмущённые такой несправедливостью, побили и прогнали землемеров. При приближении к селу солдат, присланных тамбовским губернатором Муратовым, предводитель бунтарей Трушкин ударил в набат. Крестьяне стаскивали всадников с коней, отбирали оружие. Солдаты открыли огонь. Сразу убили троих и ранили 17 крестьян, из которых трое умерли. Силы были неравны. Бунтарей повязали и отправили в Елецкий острог. Адвокаты частично отстояли правоту бунтарей. Некоторых оправдали по суду и выпустили на свободу, другие отделались маленькими сроками от трёх недель до семи месяцев. Община замирилась и просуществовала до 1932 года, в котором из неё организовали сообщество нового коммунистического типа – колхоз.
С той поры исчез и колхоз, испарилось и само понятие общины, а в начальной школе села учится два десятка детей. Люди в сёлах нашего края больше не бунтовали, а, воспользовавшись правом на полную свободу, разбегались по городам в поисках лучшей доли.
Примечания смотрите на сайте http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-67
Продолжение следует в статье "Большое Попово и Малое" https://dzen.ru/a/ZMPG-MdEvAik7vqX
Николай СКУРАТОВ.