Посоветуйте, пожалуйста, ребенок с подозрением на РАС/ сенсомоторная алалия, бьётся головой о диван, очень часто. Пытаемся отвлечь, помогают только мультики, но не будешь показывать их весь день((( Педиатр говорит, что не обращать внимание, типа, если он не будет видеть реакцию и не будет это делать. Я с такой рекомендацией не согласна((( Уже лоб синий😬Начинаешь обнимать-он бьет тебя головой со всей дури. Реакция на любое «нет» и «нельзя» и когда скучно((( Кто сталкивался, что делать?😥
Такой вопрос задала читательница.
Ситуация очень непростая. Требующая вмешательства и коррекции.
Расскажу о нашем опыте.
А так же буду благодарна, если читатели поделятся своим.
Хочется обнять родителей и пожелать им сил ❤️
Начну с того, что самоагрессия не является симптомом аутизма. Хотя часто встречается у таких деток. Чаще всего это связанно с нарушением коммуникации. Ребенок по просту не знает, как правильно себя вести.
Так же на его поведение влияют раздражающие факторы. Свет, звуки, голод, усталость…
Когда Тим был младше, он не умел озвучивать свои желания. Начиналась истерика. Мы с мужем понимали, что ребенка нужно либо накормить, либо сводить в туалет.
Поэтому, нужно наблюдать и вести записи, что было ДО истерики. Чтобы сделать анализ поведения.
В года два - три у Тима была самоагрессия. Он падал на пол, неистово кричал, выгибался в мостик и рвал на себе волосы. Взять на руки его было невозможно.
Тим вырывался и кричал еще сильнее.
Однажды, в попытках высвободиться из объятий сестры, он так сильно стукнул ее головой по лицу, что сломал ей нос. Маша плакала, но продолжала жалеть брата.
В такие моменты нам оставалось только сидеть рядом. Это ужасное чувство невозможности помочь своему ребенку…
Наша эрготерапевт советовала не оставлять ребенка одного, когда он в таком состоянии. Во первых, чтобы он не причинил себе вред. Во-вторых, даем ему уверенность того, что мы всегда рядом. Мы понимаем его. Слышим. Любим и поддерживаем. Даже если он в этот момент не идет к нам на руки. Отвергает объятия.
Просто МОЛЧА сидим рядом.
В вашем случае, я бы подкладывала под голову подушку, чтобы ребенок не травмировал себя. А еще, возможно, в моменты срыва он ищет сенсорные насыщения. С мягкой подушкой он не будет их получать. Попробовав и не получив, перестанет использовать этот способ поиска ощущений.
Включать сразу мультик тоже не вариант. Ребенок будет пользоваться этим инструментом. Захотел мультик - начни кричать и ударься головой. Возможно, он не знает, как можно по другому.
Поэтому, параллельно нужно учить альтернативной коммуникации. Можно распечатать карточки с любимыми мультфильмами. И учить ребенка давать карточку каждый раз, когда он хочет смотреть мультик. Всякий раз поощрять. Причем, сразу и очень эмоционально. Со временем, когда ребенок поймет, что карточки - это действенный способ общения, он начнет ими пользоваться. Тогда частоту просмотров можно сокращать.
По поводу «нет» и «нельзя».
Тим и Эля тоже негативно реагируют на эти слова.
И наш поведенческий аналитик учит нас «правильно» отказывать ребенку.
Как-нибудь я напишу об этом подробнее.
Суть в том, чтобы не говорить слово «нет».
Например, ребенок хочет планшет, но ему сейчас нельзя. Вместо «нет», говоришь: «Да, ты можешь получить планшет в семь вечера».
Или ребенок хочет гулять, но сейчас не время. Отвечаешь: «Сейчас мы не можем пойти гулять. Но обязательно пойдем после ужина».
Что касается «скучно»…
Тут я бы снова вводила альтернативную коммуникацию.
Сделать альбом с карточками. Лучше два. Один - родителям. Второй - ребенку. Он должен быть всегда в открытом доступе. Распечатать все игры, что есть в доме. Книги, пазлы и мультики.
Любимая еда ребенка. Купание в ванночке. Кровать.
Активности… Например, прогулка в парке или на игровой площадке. Все, чем вы часто занимаетесь с ребенком.
Нужно учить его показывать то, что он хочет. Вначале одной карточкой. Позже можно строить предложение: «Я хочу…»
И каждый раз поощрять. Причем, сразу.
Это большая и сложная работа. Надо быть готовым исполнить просьбу ребенка быстро. Чтобы у него прокладывалась и закреплялась связь между просьбой и получением желаемого.
Позже можно начать вводить отказ.
Альтернативная коммуникация - это большой труд для родителей. Но она значительно улучшает качество жизни и поведение ребенка.
И напоследок.
Спокойствие родителей - залог успеха.
Важно, не проявлять реакцию в моменты истерик, стресса и агрессии.
Ребенок не должен видеть раздражение. Рядом должны находиться уравновешенные взрослые. Пусть, хотя бы внешне.
Дети считывают модель поведения с родителей. Поэтому, правильное поведение - самый верный помощник в воспитании детей.
Работа над самоагрессией сложная и долгая.
Терпения вам и мудрости! ❤️